Краевой семинар-практикум по изучению серии

Приложение 3

«Невесты России: традиционные тряпичные куклы в свадебных костюмах» Марины Мишиной

Об авторе: искусствовед, кандидат культурологии Мишина Марина Александровна ( г. Санкт-Петербург).Изучением традиционной куклы начала заниматься с 2000 года, работая в Cанкт-Петербургском музее кукол. Училась у народных мастеров России: Агаевой И.В., Осиповой Н.В., Тарасовой Р.Я. С 2003 года по настоящее время преподает в Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования. Разработала курсы «Традиционные куклы России», «Куклы финно-угорского мира», «Куклы народов Кавказа», «Куклы тюрко-язычных народов», «Куклы народов мира».

Постоянная участница Всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. Лауреат III и VI и дипломант IV Всероссийского фестиваля «Рукотворная игрушка» (г.Киров,2006, 2008, 2012 гг.). Победитель в номинации «традиционная кукла»II Межрегиональной выставки-конкурса народных мастеров «Русь мастеровая» (г.Москва, 2008 г.) Награждена специальным дипломом VI конкурса народных мастеров «Русь мастеровая» (Санкт-Петербург, 2017 г.).

Участник международных выставочных проектов «Москва-Берлин» (2007 г.), «RussianQuiltExgibit» (Канада, 2007 г.), «IV Перекресток Европы patchwork» (Франция-Швейцария, 2008 г.), «Культурная миссия Петербурга в Пекине» (2009 г.), «Tapicesrusos» (Доминиканская республика, 2009 г.), Фестивалях русской культуры в Осло (Норвегия, 2009 г.) и Париже (Франция, 2009 г.).

Член Творческого Союза Художников России и Международной федерации художников(IFA). Член Ассоциации искусствоведов и критиков (AICA).Награждена почетным знаком Святой Татианы степени «Наставник молодежи».

Работы автора программы хранятся в государственных музеях Москвы, Екатеринбурга, Кирова, Мурманска, Соловецкого историко-краеведческого музея-заповедника, Челябинска, Ярославля. А также в частных коллекциях различных городов России и за рубежом.

В 2011 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата культурологии (СПбГУ, философский факультет).

        


Куклы, изображающие девушек и женщин в свадебных костюмах, зафиксированы этнографами практически во всех регионах России. Лучшие их образцы, привезенные из Воронежской, Тульской, Калужской Новгородской, Псковской, Орловской и других областей, хранятся в музейных фондах Москвы, Санкт-Петербурга, Сергиева Посада и других российских городов. Такая популярность образа молодой замужней женщины, нашедшая яркое образное выражение в жанре традиционной куклы, явление самобытное и многоплановое. Оно заслуживает детального рассмотрения и как художественный феномен, и как историко-этнографический факт. 

Желание запечатлеть образ молодой женщины, находящейся на пике своей красоты и жизненной силы, вполне объяснимо с точки зрения человека традиционной культуры. Можно вспомнить немало примеров воспевания красоты невесты и «молодой» в свадебном русском фольклоре. Воплощение этого же образа в материальном объекте, каковым является кукла, по сути есть логическое продолжение фольклорных текстов. Такая «материализация» прекрасно иллюстрирует традиционный свадебный обряд, дополняет наше представление о костюме и облике невесты.

Кукла в свадебном обряде играла совершенно особую роль, выступая не только атрибутом и символом девушки-невесты, но и являлась частью ее приданого. В девичьих играх с куклами могла имитироваться подготовка к замужеству, развивались навыки шитья и рукоделия. 

Серия «Невесты России» является результатом 10-летней исследовательской работы автора. В ней представлены авторские реплики на куклы из фондов Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) и Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург).

Название серии не стоит воспринимать слишком буквально, поскольку многие из кукол изображают невесту в костюме второго дня свадьбы, а именно – в головном уборе и костюме молодухи. Зачастую изменение костюма молодой на свадьбе заключалось только в смене головного убора, а именно: невеста до конца первого дня свадьбы оставалась в подвенечном сарафане, который после обряда расплетания косы дополнялся головным убором замужней женщины.

При работе над коллекцией автор использовала в качестве образца аутентичные традиционные куклы, стремясь, когда это было возможно, использовать домотканое полотно, старинные ситцы, парчу, кружево и пояса ручное работы.

Серия была представлена на VI Всероссийском фестивале «Рукотворная игрушка» (Москва, 2012) и отмечена дипломом лауреата в номинации «традиционная кукла».


 

 



Приложение 4

План проведения краевого семинара – практикума по изучению серии

«Невесты России: традиционные тряпичных куклы в свадебных костюмах»Марины Мишиной

Апреля 2018 года

(1 семинар Программы)

.

Апреля (пятница)

до 9.30                              – заезд и регистрация участников семинара.

 

10.00-12.00 часов             – вступительное слово: определение цели, задач и порядок работы на семинаре. Характеристика коллекции и особенности работы над куклами. Понятие «авторская реплика» и «кукла-реконструкция».

Изготовление авторской реплики на куклу из фонда Российского этнографического музея (далее – РЭМ) «Воронежская молодуха», село Нижняя Ведуга.

 

12.30-15.30 часов             – изготовление авторской реплики на куклу из фонда РЭМ «Воронежская молодуха в рогатой кичке», село Нижняя Ведуга. Работа над основой куклы.

 

16.00-19.00 часов             – работа над костюмом куклы. Понева, рубаха, головной убор. Приемы стилизации и условности в костюмах музейных кукол. Итоги дня: анализ сходства и отличий в Воронежских куклах.

 

Апреля (суббота)

до 9.45 часов                           – заезд и регистрация участников семинара.

 

10.00-12.00 часов             – работа над созданием авторской реплики на куклу «Калужская крестьянка с косой» из фонда РЭМ. Особенности конструкции туловища.Изготовление основы куклы. Знакомство с костюмом: рубаха, понева, передник.

 

12.30-15.30 часов             – продолжение работы над «Крестьянкой с косой». Работа над костюмом куклы: понева, рубаха, головной убор, височные украшения.

 

16.00- 19.00 часов            – изготовление куклы «Тульская молодуха в сороке «веер» из фонда РЭМ. Подведение итогов семинарского занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: