Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Города Ростова-на-Дону «Школа № 8
Имени Героя Советского Союза Рашутина Григория Дмитриевича»
Районный конкурс руководителей и лидеров детских и молодёжных общественных объединений «Лидер года - 2018»
Наименование проекта:
«Развитие школьного ученического самоуправления «Новое поколение»
Автор проекта:
Лидер школьного ученического
самоуправления
МБОУ «Школа № 8»
Сагомонова Людмила
Руководитель:
куратор школьного
ученического самоуправления
Погорелая Алина Павловна
Проект развития
Школьного ученического самоуправления «Новое поколение»
МБОУ «Школа № 8»
Актуальность данного проекта:
В настоящее время в российском обществе происходят глубокие изменения в социальной, политической, культурной сфере. Эти изменения настолько значительны, что никто уже не сомневается - нам предстоит жить в таком обществе, которое будет существенно отличаться от того, в котором жили наши родители и учителя, - в обществе, которому необходима самостоятельная, активная, творческая личность, способная делать выбор и брать на себя ответственность.
|
|
Приступая к работе над проектом, я провела социологический опрос среди учащихся, учителей и родителей, который показал: большинство, из опрошенных считает, что самоуправление в школе — НЕОБХОДИМО, потому что
- помогает учащимся раскрывать и реализовывать свой организаторский и творческий потенциал;
- развивать такие качества как ответственность, инициативность, самостоятельность, толерантность;
- почувствовать свою значимость, причастность к общему делу.
Но многолетний опыт школ показывает – существует общая для всех проблема: зачастую учащиеся не принимают активное участие в общественной жизни, много равнодушных к проблемам школы.
Почему?
- самоуправление, как правило, сводится к игре в демократию;
- учащиеся слабо представляют себе свои права и обязанности, подчас требуют предоставления явно завышенных прав;
- коллектив детей и коллектив взрослых действуют в школе изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности по актуальным школьным проблемам.
К сожалению, такие проблемы существуют и в нашей школе. Безынициативность, безразличие, отсутствие желания действовать, брать на себя ответственность - вот причины, которые указывали учащиеся в анкетах, объясняя нежелание принимать участие в общественной жизни школы, вникать в существующие школьные проблемы. Такая социальная пассивность ребят, на наш взгляд, определяет отсутствие социальной, гражданской активности и во взрослой жизни, поэтому важно создавать для учащихся такие условия, при которых они могли бы почувствовать свою значимость и ценность как полноправные члены коллектива, способные самостоятельно принимать решения, касающиеся собственного самоопределения в жизни, и нести за них ответственность.
|
|
В процессе анализа указанных проблем в области школьного самоуправления мы, при поддержке взрослых, пришли к выводу о необходимости реализации проекта развития школьного ученического самоуправления в школе под названием «Новое поколение».
Примечание: Название «Новое поколение» - неслучайно. Наше поколение стремится к открытию нового, неизведанного. При этом мы не забываем об общечеловеческих ценностях: толерантности, доброте, красоте, милосердии. Всё наше поколение несёт в себе целостность, непрерывность и законченность.
Цель данного проекта: реализация права учащихся на участие в управлении школы через вовлечение в общественные отношения и организацию жизнедеятельности ученического коллектива.
Задачи:
- формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия,
- создание условий для полноценного раскрытия и реализации творческих способностей школьников;
- поддержка инициативы и социальной активности учащихся в решении проблем организации школьной жизни;
- формирование культуры межличностных отношений и совместной деятельности;
- передача и сохранение традиций.
Правовой базой для организации и развития ученического самоуправления являются следующие документы:
- Всеобщая декларация прав человека (статья № 21);
- Конституция РФ (статья 17, статья 30, статья 32);
- Закон РФ “Об образовании”;
- Конвенция о правах ребенка (от 20 ноября 1989 г., статья 13, статья 29);
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998г.);
- Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 г. Ростова-на-Дону
- Положение об ученическом самоуправлении муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 г. Ростова-на-Дону
- Положение о Совете школы муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 г. Ростова-на-Дону
- Положение о выборах Президента школы муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 г. Ростова-на-Дону
Принципы, на которых строится ученическое самоуправление:
добровольность, равноправие, открытость, ответственность, взаимопомощь, взаимоуважение, сотрудничество.
Система ученического самоуправления
Ученическое самоуправление охватывает учащихся 1-11 класс и представлено следующим образом:
Ученическая конференция
§ В начале учебного года проводится ученическая конференция, на которую собираются делегаты от 5-11 классов. Это высший избирательный орган ученического самоуправления. Конференция решает все вопросы жизнедеятельности ученического самоуправления:
утверждает Положение об ученическом самоуправлении и вносит в него изменения;
§ устанавливает дату выборов Президента школы;
заслушивает отчеты школьного ученического самоуправления, дает оценку его деятельности;
формирует органы самоуправления, определяет их полномочия;
§ планирует работу центров школьного ученического самоуправления;
§ вырабатывает предложения по совершенствованию работы школы в адрес администрации.
В школьное ученическое самоуправление входят: президент школы, лидеры классов (учащиеся 5-11 классов) и учителя-консультанты каждого Центра
Главный принцип работы Совета школьного ученического самоуправления:
|
|
НЕ претендуй - будь!
НЕ обещай - действуй!
НЕ мечтай - свершай!
Собирается школьное ученическое самоуправление 1 раз в месяц и по необходимости: обсуждает вопросы, определяющие общие перспективы деятельности школьного ученического самоуправления и центров, обеспечивает стратегию в реализации поставленных целей.
Можно выделить главные направления деятельности школьного ученического самоуправления школы:
- представительское направление - участие школьного ученического самоуправления в решении школьных проблем и принятии решений;
- информационное направление - информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, о деятельности школьного ученического самоуправления;
- организаторское направление-поддержка социально значимых и досуговых инициатив школьников;
- правозащитное направление - защита прав учеников в школе;
- внешние связи – организация и взаимодействие с социумом.
Школьное ученическое самоуправление взаимодействует со следующими организациями и коллективами:
- администрация школы;
- педагогический коллектив;
- общешкольный родительский коллектив;
- Районный Совет ветеранов и патриотический центр Победа;
- Школьный музей
- Совет молодёжи Пролетарского района;
- сезонные пришкольные оздоровительные площадки
- школьные объединения дополнительного образования.
Президент школы
В конце учебного года по происшествии двух лет проходят выборы Президента школы.
Президент школы
§ организует стратегическое планирование деятельности школьного ученического самоуправления;
§ определяет повестку дня и председательствует на заседаниях;
§ организует работу по согласованию деятельности школьного ученического самоуправления с администрацией школы, методическими объединениями и другими органами, существующими в школе;
§ координирует работу центров;
§ осуществляет контроль исполнения решений школьного ученического самоуправления.
Центры ученического самоуправления:
|
|
«Знания», «Досуг», «Спорт и здоровье», «Пресс – центр», «Большая перемена», «Дисциплина и порядок», «Инициатива». В каждый Центр входят учащиеся, отвечающие за работу такого Центра в своем классе. Руководит работой Центра Президент (учащийся 9-11 классов), который входит в Совет школы. При необходимости помощь оказывает учитель – консультант, который поддерживает и консультирует ребят, но не руководит ими.
Центры «Досуг», «Знания», «Спорт и здоровье», «Дисциплина и порядок», «Пресс-центр» представляют собой постоянные творческие группы (ребята объединяются по интересам и желанию).
Центр «Инициатива» является временным. Формируется из представителей постоянных центров на время организации и проведения коллективных творческих дел.
Центры на заседаниях планируют и организуют свою повседневную работу, дают общественные поручения, задания классам, отрядам или отдельным учащимся, заслушивают отчеты о выполнении поручений, используют различные формы поощрения и порицания учащихся. Заседания центров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели.
Работа Центров заключается в следующем:
Название центра | Направление деятельности Центра | Деятельность Центра | Традиционные дела |
«Знания» | интеллектуальное и познавательное направления | организует мероприятия познавательного характера, проводит интерактивные игры, заседания Научного общества учащихся, помогает педагогам в подготовке и проведении предметных олимпиад, ведет учет интеллектуальных достижений учащихся, разрабатывает учебные проекты и реализует их, анализирует успеваемость в школе, организует проверку дневников, помогает слабоуспевающим учащимся. | ежегодный интеллектуальный марафон «Эрудит», школьная неделя Науки, тематические интерактивные игры, День самоуправления, предметные недели, научно-практическая конференция |
«Досуг» | художественно-эстетическое и ценностно-ориентировочное направления | Организует и проводит КТД, школьные вечера, дискотеки, выставки, встречи с интересными людьми, экскурсии, поездки в театры и музеи; ведет учет и разрабатывает систему поощрений творческих достижений учащихся, разрабатывает сценарии мероприятий, праздников. | Посвящение в ученики первоклассников, праздник «Для милых мам», посвященный Дню Матери, новогодняя сказка с участием детей и учителей, Масленичная ярмарка, выставка декоративно-прикладного творчества «Овеяны славою флаг наш и герб», фестиваль творчества «Звездный час», Вахта Памяти. |
«Спорт и здоровье» | спортивное направления | Организует и проводит спортивные праздники и мероприятия, проводит просветительскую работу по здоровому образу жизни, ведет учет спортивных достижений учащихся. | Товарищеские встречи по баскетболу и волейболу между командами учителей и учащихся, «Зарница», командная игра «А ну-ка, парни», спортивная игра по станциям «Стартинейджер» |
«Дисциплина и порядок» | организация правопорядка в школе и трудовое направление | Организует и контролирует дежурство по школе, во время мероприятий, праздников, дискотек следит за порядком, контролирует посещаемость уроков и опоздания, следит за внешним видом учащихся, проводит классные часы, беседы, следит за сохранностью школьного имущества трудовая бригада, организует субботники, генеральные уборки. | Смотр-конкурс кабинетов «Самый лучший класс», акции «Мусор – это серьёзно», «Птичку жалко» |
«Пресс-центр» и «Большая перемена» | информационное направление | Освещает события, происходящие в школе и вне ее в ученической газете «Школьный звонок», ведет фотоальбом и летопись «День за днем» (а также создает их электронную версию), обновляет информационный стенд школьного ученического самоуправления, а также ведение странички в социальной сети В контакте, создание видеосюжетов на актуальные темы. | Ученическая газета «Школьный звонок» |
Пресс-центр является неотъемлемой частью ученического самоуправления.