Как разговаривать с подростком, чтобы предотвратить его приобщение к употреблению ПАВ?

Нередко родители стремятся в беседах просто напугать ребенка о возможных негативных последствиях употребления наркотиков, алкоголя и табака для здоровья. Но чаще всего подростки уже знают, что наркотики – это опасно. Так что же, может вообще не стоит обсуждать с ребенком подобные темы? Конечно, стоит!

Но при этом важно соблюдать ряд условий, которые помогут установить контакт с ребенком и сделает эффект беседы максимальным.

•      Найдите подходящий момент для беседы. Лобовая атака: «А ну-ка давай я расскажу тебе сынок о вреде наркотиков» - не будет иметь успеха. Лучше это сделать, просмотрев фильм, передачу, где затрагивалась эта тема, или обсудить статью в журнале.

•      Разговаривайте с ребенком на равных.

•      Не превращайте беседу в скучную лекцию, разбавленную нравоучениями, где ребенок выступает в роли пассивного слушателя. Лучше если это будет обмен мнениями, в котором родители уважительно и тактично могут повлиять на взгляды подростка.

•      Во время беседы не стоит критиковать в грубой форме друзей ребенка.

•      Акцентируйте внимание ребенка на том, что приобщение к алкоголю или наркотикам может помешать в реализации значимых для подростка жизненных планов.

•      Не стоит разбрасываться угрозами и обещаниями наказаний, т.к. сама угроза может стать провокацией: «Интересно, выполнит или нет взрослый свои обещания? Для подростка, стремящегося показать свою взрослость, большее значение будет иметь высказанное доверие: «Меня очень огорчит, если ты решишься на столь неразумный поступок, но я верю, что ты в состоянии сам принять правильное решение».

Задача бесед с ребенком будет считаться выполненной, если он поймет, что безопасных ПАВ не существует. Алкоголь и наркотики – не способ решения возникающих проблем.

 

 

Как научить ребенка говорить «НЕТ!» на предложение попробовать алкоголь, наркотики или сигареты?

Дети, имеющие высокий уровень самоуважения, чаще говорят «нет» на предложения попробовать табак, алкоголь, наркотики или другие психоактивные вещества.

Существует 5 принципов формирования самоуважения ребёнка:

Принцип №1: Одобряйте, хвалите ребёнка за небольшие успехи и достижения. Поощряйте даже маленькие достижения и делайте это чаще. Его упорство и попытки сделать что-либо полезное, важнее полученных результатов.

Принцип №2: Помогайте Вашему ребёнку выбирать и ставить перед собой реальные цели.

Принцип №3: Исправляйте и оценивайте поступок или действие, а не личность самого ребенка. Например, «Курить опасно, все может закончиться раком легких».

Принцип №4: Дайте Вашему ребёнку реальную ответственность за какую-нибудь домашнюю работу. Ребёнок, который имеет постоянное поручение по домашним делам, ощущает себя частью команды, и, достигая результатов в исполнении своих обязанностей, получает чувство удовлетворения.

Принцип №5: Показывайте ребёнку, как Вы его любите, демонстрируйте свою любовь к нему. Объятия, улыбка и слова: «Я люблю тебя» помогут ребёнку ощущать Ваше отношение к нему.

Кроме того, предлагаем воспользоваться следующими приемами, чтобы предостеречь своего ребенка от употребления табака, алкоголя, наркотиков:

Приём №1: Расскажите ребенку, что делает человека особенным и уникальным. Поговорите с ним о людях, которых он уважает, спросите, что на его взгляд делает их особенными, заслуживающими уважения. Попросите ребёнка рассказать о его собственных индивидуальных качествах, не забудьте напомнить ему те положительные качества, которые он может упустить.

Приём №2: Изучите с Вашим ребёнком значение слова «дружба». Попросите его составить список понятий, которыми он охарактеризовал бы друга, и другой список – о недруге. Пока Ваш ребёнок составляет эти списки, напишите свои собственные. Совместно с ребенком найдите одинаковые характеристики в ваших описаниях и определите, кто же такой настоящий друг;

Приём №3: Объясните ребёнку, что существуют предложения, на которые можно и нужно отвечать твёрдым отказом. Объясните Вашему ребёнку, что в определённых ситуациях каждый имеет право высказать свое собственное мнение. Например, когда ровесники оказывают на него давление.

Приём №4: Следите за увлечениями детей, будьте в курсе: где и с кем ребенок проводит свое время. Не следует допускать домашних (а равно и других) вечеринок в отсутствие взрослых, о чём иногда забывают родители, дети которых настойчиво требуют предоставить им самостоятельность.

Вы можете помочь своему ребенку избежать попадания в такие ситуации, введя специальные правила. Например, Ваш ребенок не будет ходить на дни рождения, которые проводятся без присмотра взрослых. Важно, чтобы дети, окружающие Вашего ребенка, придерживались здоровых стандартов поведения и поддерживали положительные ценности друг друга.

 

ВАЖНО знать родителям и родственникам!

Внешние и поведенческие признаки употребления психоактиных веществ:

Сегодня могут предложить наркотики в любом учебном заведении, во дворе и на дискотеке. Не стоит успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может». Но рынок сбыта очень близко – это наши дети. Ниже приведены примеры поведенческих и физиологических признаков употребления ПАВ. Помните! Чем раньше Вы заметите неладное, тем легче будет справиться с бедой.

Поведенческие признаки:

При употреблении психоактивных веществ наблюдаются характерные признаки поведения и эмоционального состояния:

- нарастающая скрытность ребенка;

- сонливость или, наоборот, бессонница;

- снижение интереса к учебе, увлечениям, прогулы уроков и дополнительных занятий;

- ухудшение памяти и внимания, снижение успеваемости;

- увеличение финансовых запросов, пропажа из дома денег или ценных вещей;

- появление новых подозрительных друзей, прекращение общения со старыми друзьями;

- появление неопрятности во внешнем виде, склонность к прослушиванию специфической музыки;

- изменение настроения ребенка по непонятным причинам, появление болезненной реакции на критику;

- появление необоснованной агрессивности;

- изворотливость, лживость, уход от ответов на прямые вопросы;

- ношение одежды только с длинными рукавами независимо от погоды и обстановки с целью скрыть появление следов инъекций (т.е. уколов);

- наличие у ребенка шприца, сушеной травы, непонятного порошка, таблеток, бумажек или денежных купюр, свернутых в трубочки, закопченных ложек, капсул, жестяных банок, лекарств (или пустых упаковок от лекарств) снотворного или успокоительного действия;

- всякая стимуляция положительных эмоций неизбежно влечет за собой последующее снижение настроения, сопровождающееся понижением жизненного тонуса, падением работоспособности (эффект маятника).

Физиологические признаки:

- бледность или покраснение кожи;

- расширенные или суженные зрачки; покрасневшие или мутные глаза;

- несвязная, замедленная или ускоренная речь, дефекты речи;

- потеря аппетита, похудение, а иногда - чрезмерное употребление пищи;

- хронический кашель;

- резкие скачки артериального давления;

- расстройство желудочно-кишечного тракта;

- заторможенность мыслительных и мышечно-мускульных реакций, оцепенелость, вплоть до полного отключения, отсутствие реагирования на обращения;

- возможны полная потеря сознания на длительное время;

- появление расстройства координации движений;

- мелкое дрожание пальцев рук;

- непроизвольные движения руками, ногами, головой;

- пошатывание при ходьбе, резкие отклонения в сторону от направления движения;

- ярко выраженная мимика, смазанная, невнятная, замедленная, с внезапными остановками, непоследовательная речь;

- излишняя жестикуляция.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: