МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
___________ С.А. Рогожин
Рабочая программа дисциплины
Рыночное управление закупками и продажами
Направление подготовки
Торговое дело»
Профиль Коммерция
Профиль Логистика
Автор к.э.н., доц. Тарасова В.В.
Одобрена на заседании кафедры | Рекомендована УМК института | |||
коммерции, логистики и экономики торговли
| торговли, пищевых технологий и сервиса | |||
Протокол | № 14 от 16.03.2015 | Протокол | № 3 от 19.03.2015 | |
|
| |||
Зав.кафедрой | ___________________ | Председатель | __________________ | |
(подпись) | (подпись) | |||
Соловьева В.П. | Чернышева Н.К. | |||
(Фамилия И.О.) | (Фамилия И.О.) |
Екатеринбург
2015/16
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Целью освоения учебной дисциплины
рыночное управление закупками и продажами |
является формирование у студентов компетенций, направленных на системное представление механизма рыночного управления и принятия решений в соответствии с целями и задачами торгового предприятия, приобретение знаний и умений в области оптимизации рыночной деятельности торгового предприятия.
|
|
2. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Результатом освоения дисцип лины является формирование у студентов следующих компетенций:
№ п/п | Номер компетенции | Содержание |
1 | ПК-3 | готовность к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка |
4 | ПК-7 | способность организовывать и планировать материально-техническое обеспечение предприятий, закупку и продажу товаров |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Учебная дисциплина «Рыночное управление закупками и продажами»
входит в число обязательных дисциплин вариативной части учебного плана по направлению подготовки 38.03.06. «Торговое дело», профилю подготовки «Коммерция», «Логистика». Освоение дисциплины происходит в восьмом семестре. Компетенции, формируемые у студентов при изучении учебной дисциплины, могут быть востребованы во время прохождения производственной практики, подготовке выпускной квалификационной работы.
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
|
|
«Коммерческая деятельность», «Основы торговли потребительскими товарами», «Маркетинг».
Для освоения учебной дисциплины, студент должен владеть следующими знаниями и компетенциями:
Знать: рыночную концепцию предприятия и ее основные положения; социальную и экономическую роль маркетинга; принципы и функции рыночных структур и их содержание на предприятии; методы проведения маркетинговых исследований;
Уметь: выявлять маркетинговые проблемы на основе ситуационного анализа; рассчитывать емкость рынка и измерять параметры рынка; прогнозировать объем реализации товаров; проводить диагностику конкурентной среды.
Владеть: методами и приемами создания информационной базы данных из внешних и внутренних источников; навыками общения с потребителями, поставщиками, сотрудниками, руководством; опытом проведения презентаций, собеседований и деловых переговоров; аналитическими и экспертными методами для оценки эффективности рыночной деятельности на предприятии; навыками принятия оптимальных стратегических и тактических маркетинговых решений..
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Прикладной маркетинг в торговле», «Коммерческая работа по закупкам и сбыту», «Международные торговые сети».
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ
Общая трудоемкость дисциплины составляет: 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе:
для студентов очной формы обучения: лекции –20 часов, практические занятия – 20 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену, – 104 часа; форма контроля – экзамен.
для студентов заочной формы обучения: лекции – 8 часов, практические занятия – 10 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену, – 117 часов; форма контроля – экзамен.
4.1. Тематический план изучения дисциплины
Для студентов очной формы обучения:
№ | Тема, раздел | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Оценочные средства | Самостоятельная работа | |||
лекции | практические. занятия и др. формы | в т. ч. в активной форме | Кол-во часов | Оценочные средства | |||
1 | Рыночная концепция в системе управления коммерческим предприятием | 4 | 2 | 2 | Опрос- | 10 | Тест |
2 | Рыночные исследования и создание информационной системы. | 2 | 4 | 2 | Деловая игра | 12 | Тест |
3 | Стратегическое позиционирование на рынке | 4 | 4 | 4 | Контрольная работа №1. | 14 | Тест |
4 | Товарная политика предприятия | 4 | 4 | 2 | Подготовка реферата | 16 | Творческая работа |
5 | Ценовая политика предприятия | 2 | 2 | 2 | Опрос | 10 | |
6 | Распределительная политика | 2 | 2 | 2 | Контрольная работа №2 | 6 | |
7 | Организация и управление рыночными службами | 2 | 2 | 2 | Домашняя работа | 6 | |
Творческая работа (эссе) | 22 | эссе | |||||
Подготовка к экзамену | 8 | Экзамен | |||||
ИТОГО: | 20 | 20 | 16 | 104 |
Для студентов заочной формы обучения:
№ | Тема, раздел | Контактная работа обучающихся с преподавателем | Оценочные средства | Самостоятельная работа | |||
лекции | практические. занятия и др. формы | в т. ч. в активной форме | Кол-во часов | Оценочные средства | |||
1 | Рыночная концепция в системе управления коммерческим предприятием | 2 | - | 10 | Тест | ||
2 | Рыночные исследования и создание информационной системы. | 2 | 2 | 16 | Тест | ||
3 | Стратегическое позиционирование на рынке | 2 | 2 | Контрольная работа №1. | 16 | Тест | |
4 | Товарная политика предприятия | 2 | 2 | 16 | Творческая работа | ||
5 | Ценовая политика предприятия | 2 | 13 | ||||
6 | Распределительная политика | 2 | Контрольная работа №2 | 10 | |||
7 | Организация и управление рыночными службами | 6 | |||||
Творческая работа (эссе) | 22 | эссе | |||||
Подготовка к экзамену | 8 | Экзамен | |||||
ИТОГО: | 8 | 10 | 117 |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
|
|
5.1 Тематический план изучения дисциплины
Тема 1. Рыночная концепция в системе управления коммерческим предприятием.
Понятие концепции рыночного поведения и ее эволюция на различных этапах развития рыночной экономики.
Цель, задачи, принципы, функции рыночных структур, их содержание на предприятиях. Роль маркетинговой концепции в деятельности предприятий торговли. Ценностная ориентация и ее роль в маркетинговой стратегии.
Окружающая среда маркетинга и ее влияние на стратегию предприятия. Микро - и макросреда и факторы ее формирования в коммерции и логистике. Системный подход в изучении окружающей среды маркетинга.
Стратегический и оперативный маркетинг, их цель и содержание.
Тема 2.Рыночные исследования и создание информационной системы
Роль исследований рынка в управлении закупками и продажами. Создание информационной системы, источники информации. Емкость рынка и ее измерение. Методы расчета емкости рынка. Доля рынка предприятия и ее оценка. Прогнозирование объемов реализации.
Диагностика конкурентной среды. Типы конкурентных сил. Барьеры входа и выхода на рынок. Анализ деятельности конкурентов и методы его проведения. Сильные и слабые стороны конкурентов. Анализ конкурентных преимуществ и ключевых факторов успеха. Источники конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность предприятия. Конкурентные стратегии.
Использование ситуационного подхода при проведении рыночных исследований. Выявление маркетинговых проблем на основе ситуационного анализа. Методика проведения ситуационного анализа.
|
|
Тема 3. Стратегическое позиционирование на рынке
Сущность и роль позиционирования на рынке. Модели поведения потребителей на рынке. Процесс принятия решения о покупке. Критерии, влияющие на процесс выбора места приобретения товаров. Сегментирование рынка и методы его проведения. Критерии сегментирования рынка. Оценка наиболее привлекательных рыночных сегментов Маркетинговая стратегия в целевых сегментах рынка. Недифференцированный маркетинг. Дифференцированный маркетинг. Концентрированный маркетинг. Методы позиционирование предприятий торговли на рынке. Ошибки в позиционировании. Оценка конкурентных преимуществ.
Тема 4. Товарная политика предприятия
Сущность товарной политики, ее цели и задачи. Товарные стратегии, их виды и характеристика. Многоуровневые модели товара. Маркетинговая классификация товаров.
Товар как самостоятельная «бизнес-единица». Торговая марка и ее элементы. Товарный портфель. Состав товарного портфеля. Портфельный анализ, его цель и задачи. Матричные методы анализа товарного портфеля. Сбалансированность товарного портфеля. Прогнозирование продаж. Категорийный менеджмент. Товарный классификатор. Ассортиментная матрица. Мерчендайзинг, его роль в товарной политике. Виды мерчендайзинга. Мерчендайзинг поставщика. Презентация товаров: цель, принципы. Атмосфера предложения товара.
Тема 5. Ценовая политика предприятия
Цена как важнейший элемент комплекса маркетинга. Цена товара и ценность товара для потребителей. Восприятие цен потребителями. Цели ценообразования. Стратегии ценообразования и условия их применения. Стратегия высоких, средних и низких цен. Стратегия целевой прибыли. Стратегия конкурентных цен. Стратегия гибких цен. Стратегия льготных цен. Ценовые линии. Стратегия престижных цен. Смешанные стратегии. Ценовое стимулирование.
Тема 6. Политика в области распределения и продвижения товара
Каналы распределения, их особенности на конкретных сегментах рынка. Политика поставщиков и посредников по отношению к предприятию. Способы мотивирования посредников. Концепции продвижения товаров. Разработка системы продвижения товаров. Комплекс маркетинговых коммуникаций и его элементы. Разработка рекламной программы. Рекламный бюджет.
Инструменты системы продвижения. Стимулирование потребителей. Стимулирование участников каналов распределения. Стимулирование торгового персонала. Эффективность системы продвижения.
Тема 7. Организация и управление рыночными службами
Организационная структура маркетинга на предприятии. Виды и функции рыночных служб, связанных с закупками и продажами, их цели и функции. Распределение функций маркетинга, связанных с закупками и продажами. Методы стратегического планирования маркетинга и их характеристика. Организация стратегических бизнес-единиц. Портфельный анализ, его цели и содержание на предприятии. Бюджет реализации маркетингового плана.
Оценка эффективности маркетинговой деятельности.