Содержание дисциплины (модуля), структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

 

___________ С.А. Рогожин

Рабочая программа дисциплины

 

Рыночное управление закупками и продажами

Направление подготовки

Торговое дело»

 

Профиль Коммерция

Профиль Логистика

 

Автор к.э.н., доц. Тарасова В.В.

 

Одобрена на заседании кафедры

 

Рекомендована УМК института

коммерции, логистики и экономики торговли

 

 

торговли, пищевых технологий и сервиса

Протокол 14 от 16.03.2015   Протокол 3 от 19.03.2015

 

 

 

Зав.кафедрой ___________________   Председатель __________________

(подпись)

 

(подпись)

Соловьева В.П.

 

Чернышева Н.К.

(Фамилия И.О.)

 

(Фамилия И.О.)

 

 

Екатеринбург

2015/16

 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

Целью освоения учебной дисциплины

рыночное управление закупками и продажами
 

 является формирование у студентов компетенций, направленных на системное представление механизма рыночного управления и принятия решений в соответствии с целями и задачами торгового предприятия, приобретение знаний и умений в области оптимизации рыночной  деятельности торгового предприятия.

 

   2. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Результатом освоения дисцип лины является формирование у студентов следующих компетенций:

№ п/п Номер компетенции Содержание
1 ПК-3 готовность к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров, их формированию с помощью маркетинговых коммуникаций, способностью изучать и прогнозировать спрос потребителей, анализировать маркетинговую информацию, конъюнктуру товарного рынка
4 ПК-7 способность организовывать и планировать материально-техническое обеспечение предприятий, закупку и продажу товаров

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

     Учебная дисциплина «Рыночное управление закупками и продажами»

входит в число обязательных дисциплин вариативной части учебного плана по направлению подготовки 38.03.06. «Торговое дело», профилю подготовки «Коммерция», «Логистика». Освоение дисциплины происходит в восьмом семестре. Компетенции, формируемые у студентов при изучении учебной дисциплины, могут быть востребованы во время прохождения производственной практики, подготовке выпускной квалификационной работы.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

 «Коммерческая деятельность», «Основы  торговли потребительскими товарами», «Маркетинг».

Для освоения учебной дисциплины, студент должен владеть следующими знаниями и компетенциями:

  Знать: рыночную концепцию предприятия и ее основные положения; социальную и экономическую роль маркетинга; принципы и функции рыночных структур и их содержание на предприятии; методы проведения маркетинговых исследований;

    Уметь:  выявлять  маркетинговые проблемы на основе ситуационного анализа;  рассчитывать емкость рынка и измерять параметры рынка; прогнозировать объем реализации товаров; проводить диагностику конкурентной среды.

Владеть: методами и приемами создания информационной базы данных из внешних и внутренних источников; навыками общения с потребителями, поставщиками, сотрудниками, руководством; опытом проведения презентаций, собеседований и деловых переговоров; аналитическими и экспертными методами для оценки эффективности рыночной деятельности на предприятии; навыками принятия оптимальных стратегических и тактических маркетинговых решений..

  Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Прикладной маркетинг в торговле», «Коммерческая работа по закупкам и сбыту», «Международные торговые сети».

 

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ    

Общая трудоемкость дисциплины составляет: 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе:

для студентов очной формы обучения: лекции –20 часов, практические занятия – 20 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену, – 104 часа; форма контроля – экзамен.

для студентов заочной формы обучения: лекции – 8 часов, практические занятия – 10 часов, самостоятельная работа, включая подготовку к экзамену, – 117 часов;  форма контроля – экзамен.

 

4.1. Тематический план изучения дисциплины

Для студентов очной формы обучения:

Тема, раздел

Контактная работа обучающихся с преподавателем

Оценочные средства

Самостоятельная работа

лекции практические. занятия и др. формы в т. ч. в активной форме Кол-во часов Оценочные средства
  1 Рыночная концепция в системе управления коммерческим предприятием   4 2 2 Опрос- 10 Тест
  2 Рыночные исследования и создание информационной системы. 2 4 2 Деловая игра 12 Тест
  3 Стратегическое позиционирование на рынке 4 4 4 Контрольная работа №1. 14 Тест
4 Товарная политика предприятия 4 4 2 Подготовка реферата 16 Творческая работа
5 Ценовая политика предприятия 2 2 2 Опрос 10  
6 Распределительная политика 2 2 2 Контрольная работа №2 6  
7 Организация и управление рыночными службами 2 2 2 Домашняя работа 6  
  Творческая работа (эссе)         22 эссе
  Подготовка к экзамену         8 Экзамен
  ИТОГО: 20 20 16   104  

 

Для студентов заочной формы обучения:

Тема, раздел

Контактная работа обучающихся с преподавателем

Оценочные средства

Самостоятельная работа

лекции практические. занятия и др. формы в т. ч. в активной форме Кол-во часов Оценочные средства
  1 Рыночная концепция в системе управления коммерческим предприятием   2     - 10 Тест
  2 Рыночные исследования и создание информационной системы. 2 2     16 Тест
  3 Стратегическое позиционирование на рынке 2 2   Контрольная работа №1. 16 Тест
4 Товарная политика предприятия 2 2     16 Творческая работа
5 Ценовая политика предприятия   2     13  
6 Распределительная политика   2   Контрольная работа №2 10  
7 Организация и управление рыночными службами         6  
  Творческая работа (эссе)         22 эссе
  Подготовка к экзамену         8 Экзамен
  ИТОГО: 8 10     117  

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

5.1 Тематический план изучения дисциплины

Тема 1. Рыночная концепция в системе управления  коммерческим предприятием.

  Понятие   концепции рыночного поведения и ее эволюция на различных этапах развития рыночной экономики.

 Цель, задачи, принципы, функции рыночных структур, их содержание на предприятиях. Роль маркетинговой концепции в деятельности предприятий торговли. Ценностная ориентация и ее  роль в маркетинговой стратегии.

 Окружающая среда маркетинга и ее влияние на стратегию предприятия. Микро - и макросреда и факторы ее формирования в коммерции и логистике. Системный подход в изучении окружающей среды маркетинга.

 Стратегический и оперативный маркетинг, их цель и содержание.

 

Тема 2.Рыночные исследования и создание информационной системы

Роль исследований рынка в управлении закупками и продажами. Создание  информационной системы, источники информации.   Емкость рынка и ее измерение. Методы расчета емкости рынка. Доля рынка предприятия и ее оценка.  Прогнозирование объемов реализации.

  Диагностика конкурентной среды. Типы конкурентных сил. Барьеры входа и выхода на рынок. Анализ деятельности конкурентов и методы его проведения. Сильные и слабые стороны конкурентов. Анализ конкурентных преимуществ и ключевых факторов успеха. Источники конкурентных преимуществ. Конкурентоспособность предприятия. Конкурентные стратегии.

Использование ситуационного подхода при проведении рыночных  исследований. Выявление маркетинговых проблем на основе ситуационного анализа. Методика проведения ситуационного анализа.

     Тема 3. Стратегическое позиционирование на рынке

 

 Сущность и роль позиционирования на рынке. Модели поведения потребителей на рынке. Процесс принятия решения о покупке. Критерии, влияющие на процесс выбора места приобретения товаров. Сегментирование рынка и методы его проведения. Критерии сегментирования рынка. Оценка наиболее привлекательных  рыночных сегментов Маркетинговая стратегия в целевых сегментах рынка. Недифференцированный маркетинг. Дифференцированный маркетинг. Концентрированный маркетинг. Методы позиционирование предприятий торговли на рынке.  Ошибки в позиционировании. Оценка конкурентных преимуществ.

 

Тема 4. Товарная   политика предприятия

 Сущность товарной политики, ее цели и задачи. Товарные стратегии, их виды и характеристика.  Многоуровневые модели товара. Маркетинговая классификация товаров.

 Товар как самостоятельная «бизнес-единица».  Торговая марка и ее элементы. Товарный портфель. Состав товарного портфеля. Портфельный анализ, его цель и задачи.  Матричные методы анализа товарного портфеля. Сбалансированность товарного портфеля. Прогнозирование продаж. Категорийный  менеджмент. Товарный классификатор. Ассортиментная матрица. Мерчендайзинг, его роль в товарной политике. Виды мерчендайзинга. Мерчендайзинг поставщика. Презентация товаров: цель, принципы. Атмосфера предложения товара. 

 

Тема 5. Ценовая  политика предприятия

Цена как важнейший элемент комплекса маркетинга. Цена товара и ценность товара для потребителей. Восприятие цен потребителями. Цели ценообразования. Стратегии ценообразования и условия их применения.  Стратегия высоких, средних и низких цен. Стратегия целевой прибыли. Стратегия конкурентных цен. Стратегия гибких цен. Стратегия льготных цен. Ценовые линии. Стратегия престижных цен. Смешанные стратегии. Ценовое стимулирование.

   

Тема 6. Политика в области распределения и продвижения товара

 

Каналы распределения, их особенности на конкретных сегментах рынка. Политика поставщиков и посредников по отношению к предприятию. Способы мотивирования посредников. Концепции продвижения товаров.   Разработка системы продвижения товаров. Комплекс маркетинговых коммуникаций и его элементы. Разработка рекламной программы. Рекламный бюджет.

 Инструменты системы продвижения. Стимулирование потребителей. Стимулирование участников каналов распределения. Стимулирование торгового персонала. Эффективность системы продвижения.

Тема 7. Организация и управление рыночными службами

Организационная структура маркетинга на предприятии. Виды и функции  рыночных служб, связанных с закупками и продажами, их цели и функции. Распределение функций маркетинга, связанных с закупками и продажами.            Методы стратегического планирования маркетинга и их характеристика. Организация стратегических бизнес-единиц. Портфельный анализ, его цели и содержание  на  предприятии. Бюджет реализации маркетингового плана.

Оценка эффективности маркетинговой деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: