II. Содержание курса

 

Содержание программы курса не дублирует обязательный минимум содержания образования, а углубляет, расширяет его. Оно направлено на формирование практических умений в написании сочинений газетных жанров. Таким образом, практикоориентированный курс предполагает активные и интерактивные методы и формы обучения, разнообразные виды деятельности учащихся: от тренинговых упражнений и заданий до создания собственных проектов, рукописных газет.

 

Тема 1.    Введение.          1 час.

Роль и функция журналистики в обществе. Деятельность журналиста. Закон о СМИ.     

Слушание лекции учителя. Составление плана. 

История возникновения газеты. Преимущества печатной прессы пред радио и телевидением. Типология прессы. Лицо газеты - первая полоса. Информационная, комментирующая, контрольная, связующая функции журналистики. Бережное отношение к языку, сохранение культуры языка - важнейшая функция журналистики.

Деятельность журналиста. Журналист - выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. Журналист - лицо газеты.  

Закон о СМИ.                

Форма обучения- Диалог.

Слушание лекции учителя. Составление плана.

 

Тема 2. Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика. 2 часа.

           

Разработка кодекса чести журналиста.

Каким должен быть настоящий журналист? Искусство репортажа. Секреты мастерства. Значение скорописи. Как не потеряться в информационном поле?

Теория и практика профессиональной этики. Журналист как сторонний наблюдатель. Этические правила журналиста.

Форма обучения- Дебаты. Деловая игра.

Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?

Тема 3. Газета как источник информации. Виды газет, их назначение.  3 часа.         

Анализ периодической печати. 

Обзор региональных газет.

Презентация любимой газеты.

Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Ежедневные и воскресные газеты. Бульварная и желтая пресса.

Форма обучения- презентация, выступления учащихся. Практическая работа

Исследование.

Анализ текстов газетных жанров.

Тренинг: проверить "слух", определить источник информации и способ ее отображения.

 

Тема 4.   Заголовки.                   2 часа.

Содержание- Типы заголовков, влияние заголовка на содержание текста, ключевые слова.

Методы- традиционные, исследование.

Форма обучения- дебаты, деловая игра.

 

Тема 5.   Необычные тексты.                 3 часа.

Содержание: Поликодовые тексты. Слова к фотографии- какими они должны быть? Необычный текст - фотозарисовка. Составление фотозарисовки. Стилевые 

                    черты и языковые средства необычных текстов.

Метод- метод исследования.

Форма обучения- исследование, практическая работа, деловая игра.

Творческая лаборатория: сочинение малой формы (заметка)

Редактирование собственных текстов.

 

Тема 6.   Чужая речь в моём тексте.     2 часа.

Содержание: Чужая речь как элемент текста. Чужая речь- рефрен.

Чужая          речь как лейтмотив произведения. Использование цитат. Конкурс эрудитов (чьи строки?).

Методы- традиционные, самостоятельная работа.

Формы обучения - Практическая работа, исследование.

 

 

Тема 7. От отзыва к рецензии..     1 час.

Содержание: Форма написания деловых бумаг. Основные признаки лицензии.

Методы- Традиционные.

Формы обучения - лекция.

Практическая работа.

Эксперимент.

Творческая лаборатория: создание рубрики "Школьные новости"

 

Тема 8.   Газетная информация.                        3 часа.

Содержание: Каким должен быть тезис; речевые стереотипы, которые

                    помогают внести тезис в аргументированный текст; какими должны быть аргументы; культура статьи; желтая пресса. Газетные жанры. Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт как основа публикации. Способы отображения информации

Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитический, художественно-публицистические. Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров. Событие как предмет отображения в газетных жанрах. Методы исследования предмета.

Методы- метод исследования.

Формы обучения- беседа, дебаты, деловая игра.

Анализ периодической печати. 

Обзор региональных газет.

Презентация любимой газеты.

 

Тема 9.   Текст.                                           2 часа.

Содержание: Что такое текст. Типы текстов. Сильные позиции текста, тема и микротема текста, составление визитной карточки, первичные и вторичные тексты, пересказ, виды пересказа.

Характеристика информационных жанров: информация, корреспонденция, пресс-релиз и проч. Заметка. Информационная корреспонденция. Информационный отчет. Информационное интервью. Репортаж.

Роль информационных агентств. Значение пресс-релизов. Источники информации и правила их использования.

 

Методы- традиционный, КСО.

Формы обучения- практическая работа, эксперимент, лекция.

Анализ текстов художественно-публицистических жанров.

Миниатюра "Автопортрет".

Редактирование собственных высказываний.

 

 

Тема 10.    Репортаж.                                   3 часа.

Содержание: История репортажа. Событие- неприкосновенно. Законы репортажа.

                     Основа репортажа. Формы выражения авторского "Я".

Особенности проведения репортажа, интервью. Оформление на газетной полосе. Искусство получать нужную информацию. Интервьюирование людей, не желающих разговаривать с журналистами. Правила жанра.

Методы- работа в разновозрастных группах, традиционные.

Формы обучения- диалог, экскурсия. 

"Творческая командировка": интервью с места событий. Репортаж об интересном школьном событии.

Тренинг: попытка уговорить человека согласиться на интервью.

 

Тема 11. Аналитические жанры. Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет. Анкета. Мониторинг. Рейтинг

Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет, интервью, опрос. Анкета. Мониторинг. Рейтинг. Рецензия. Статья. Обозрение. Обзор СМИ. Прогноз. Версия. Социологический опрос. Языковые и структурные особенности.

Анализ текстов аналитических жанров.

Творческая лаборатория: составление рейтинга учебных предметов. Анкетирование.

 

Тема 12. Рецензия. Статья

 Творческая лаборатория: написать статью на основе последних данных о случившемся тогда, когда в редакцию через каждые 5 минут поступает "новая" последняя информация

Тема 13. Обозрение. Обзор. Прогноз. Версия. Социологический опрос

 Соцопрос.

Тренинг: конкурс обозревателей.

Обзор СМИ.

Тема 14. Фельетон. Пародия. Сатирический комментарий. Анекдот

Анализ текстов художественно-публицистических жанров.

Творческая лаборатория: сочинение в рубрику "Сатира и юмор", "Нарочно не придумаешь".

Редактирование.

 

Тема 15. Житейская история. Легенда

 

Анализ текста-легенды.

Творческая лаборатория: сочинение "Моя житейская история".

 

Тема 16. Творческие проекты "О чем пишут в газетах?", "СМИ нашего города", "Темиртау в центральной и региональной прессе"

Работа над творческими проектами "О чем пишут в газетах?", "СМИ нашего города", "Темиртау в центральной и региональной прессе". Оформление творческих работ. Выпуск рукописных и печатных газет. Оформление выставки.

 

 

                             

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: