Программа по журналистике. Первый год обучения.
Трубач Алина Михайловна
Учитель русского языка и литературы
ОСШ 27 г. Темиртау, Карагандинской области, Казахстан.
I. Пояснительная записка.
В Республике Казахстан Русский язык является национальным языком русского народа и официально употребляется наравне с казахским.
В современной жизни огромную роль играют периодика, радио, телевидение. Благодаря им люди узнают о различных событиях, получают необходимую информацию. СМИ влияют на формирование общественного мнения и общественного сознания.
1. Актуальность темы для школы.
Актуальность заявленного курса обусловлена тем, что в школьной программе недостаточно сведений о роли средств массовой информации в общественной жизни. Учащиеся, оканчивающие среднюю школу, мало ориентируются в процессах, происходящих в обществе.
Данный курс поможет определиться ученику в выборе профиля, восполнить пробелы в его предыдущей подготовке. Пятиклассники расширят и углубят свои знания о видах общения и речевых жанрах. При этом большое внимание уделяется публичному общению- таким жанрам как устные развернутые ответы, спор, отзыв, объяснительная записка, газетная информация и др.
2. Роль и место в образовательном процессе.
Весь курс обучения журналистики в 5 классе направлен на освоение системы языка, повышение культуры речи и формирование речемыслительной деятельности, которые выступают в тесной взаимосвязи.
3. Связь курса с профильными предметами. Учащиеся, прошедшие полный курс журналистики, в старших классах будут иметь необходимые знания и умения для обучения в классах с гуманитарным направлением. Содержание курса журналистики представлено вскользь в базовых курсах, поэтому курс журналистики позволяет сформировать практические навыки и умения по видам общения и речевым навыкам.
4. Практическое и профессиональное применение.
Данный курс ориентирован на пятиклассников, интересующихся журналистикой, желающих научиться писать сочинения различных жанров, отстаивать свою точку зрения, обосновывать ее.
Программа школьного курса журналистики включает учебный материал по условиям и видам обучения правильно поставленного голоса, способам развития речи, условиям редактирования текста, типах и строении текстов, пересказов, условием составления объявлений.
Усиление речевого аспекта программы предполагает использование учебных ситуаций общения, а также текстов как дидактических единиц. На основе связных текстов наблюдаются факты языка, усваиваются речеведческие понятия, формируются навыки создания собственного текста. Также программа подготавливает к жизненно важному выбору будущей профессии, организует пробу сил учащихся на поприще журналистики.
5. Воспитательный аспект. Государственная программа развития духовной сферы и, прежде всего системы образования, основанная в "Комплекции гуманитарного образования в Республике Казахстан" и в Послании Президента Н.А.Назарбаева "Казахстан 2030", ставит своей целью формирование и воспитание высокоинтеллигентной и высокоинтеллектуальной элиты нации, чей научно- созидательный потенциал закладывается в процессе школьного обучения. Развитию творческого воображения. Предмет журналистики способствует развитию навыков аналитической деятельности, самостоятельности суждений, инициативности, ответственности и развитие творческих способностей.
6. Цель курса.
Основная цель обучения журналистики в школе - дать учащимся дополнительные знания о русском языке, сформировать практические навыки и умения.
Способствовать самоопределению школьника относительно профиля.
Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех её видах: слушании, говорении, чтении и письме. При этом осуществляется комплексное овладение всеми видами речевой деятельности.
7. Задачи курса.
Программа нацелена на решение как собственно учебных задач, так и задач воспитания и развития личности, к которым относятся:
развитие любви к слову, интереса к чтению, к словесному творчеству;
воспитание культуры поведения, чтения периодической печати;
развитие способности к конструктивному и содержательному общению с разными возрастными категориями людей;
развитие интереса к общественной жизни, умения наблюдать и анализировать жизненно значимые явления.
Знакомство учащихся с новыми способами деятельности;
Расширение багажа ЗУН по предмету русский язык;
Обеспечение поддержки изучения базовых курсов;
Обеспечение формирования положительной мотивации на изучение профиля;
Обеспечение профильной ориентации
8. Количество часов. Программа составлена для общеобразовательных учебных заведений РК и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
9. Ожидаемые результаты:
Курс "Журналистика" даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни.
Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания.
Учащиеся смогут -
Определить тему или идею текста;
Составлять простой и подробный план текста;
Создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);
Оценивать чужую и свою речь;
Спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;
Сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;
Рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;
Брать интервью у знакомых и незнакомых людей;
Вести репортаж с места событий;
Составлять различные типы текстов газетной информации.
Учащиеся должны:
понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;
уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;
уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;
уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.