Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации: юридическая природа, функции, содержание

Конституционная автономия субъектов Федерации: теория и российская практика. Конституции (уставы) субъектов РФ: предмет и юридическая природа, общее и особенное в структуре и содержании. Место и значение конституций (уставов) субъектов РФ в системе конституционного законодательства РФ. Проблемы обеспечения соответствия конституций (уставов) субъектов РФ Конституции РФ и федеральному законодательству.

Конституции (уставы) субъектов РФ в системе законодательства этих субъектов.

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

 

1. Пересмотр Конституции РФ. Конституционное Собрание как орган учредительной власти: полномочия. Были ли прецеденты реализации данной формы изменения Конституции?

Задача. Сто три депутата Государственной думы выдвинули инициативу о реформировании Федерального Собрания путем ликвидации Совета Федерации. Данную инициативу поддержали четыреста депутатов Государственной Думы. Было созвано Конституционное Собрание. Оно приняло изменения в статью 11, статьи главы 5 и другие статьи Конституции, которые ликвидируют эту палату ФС. После принятия КС вынесло данные изменения на всенародное голосование для утверждения.

2. Внесение поправок в Конституцию. Были ли прецеденты реализации данной формы изменения Конституции?

Задача. Президент внес в Государственную Думу проект федерального конституционного закона «О конкретизации положений статьи 91 Конституции о неприкосновенности Президента Российской Федерации». Дума приняла данный закон 310 голосами депутатов. Его одобрили 65 членов Совета Федерации. Президент подписал данный закон, далее его одобрили законодательные органы 55 субъектов Российской Федерации. Поправка была опубликована в качестве приложения к Конституции. Дайте юридическую квалификацию ситуации.

В чём особенности принятия законов о поправках к Конституции в сравнении с иными видами законов? В чём особенности их действия?

3. Изменение статьи 65 Конституции в части состава субъектов РФ. Были ли прецеденты реализации данной формы изменения Конституции?

4. Изменение статьи 65 Конституции в части наименования субъектов РФ. Были ли прецеденты реализации данной формы изменения Конституции?

Задача. Дайте юридический комментарий по каждой ситуации.

Законодательное Собрание Красноярского края обратилось с инициативой в Государственную Думу принять ФКЗ об образовании нового субъекта РФ – Енисейского края в границах Красноярского края.

В Республике Башкортостан был проведен референдум, на котором большинство избирателей высказались за переименование данного субъекта Федерации в Уфимскую область. Президент внес данный проект ФЗ в ГД.

Свердловская область издала закон (согласно Уставу области) о переименовании области в Уральскую область. Президент своим указом внес изменения в ст.65 Конституции.

Задача. К Вам за консультацией обратилась инициативная группа граждан. Они разработали новый проект Конституции России. Согласно этому проекту, Россия признается унитарным государством, парламентской республикой с однопалатным парламентом. В заключительных положениях проекта предусмотрено, что с момента вступления его в силу нынешняя Конституция прекратит свое действие. Они хотят знать, возможно ли вынести данный проект Конституции России на референдум РФ, тем самым изменив действующую Конституцию РФ 1993 г.? Дайте юридическое заключение. Возможно ли это в принципе по нашему законодательству? Нужны ли для этого технические корректировки законодательства о референдуме?

 

Тема 5. Реализация (действие) Конституции Российской Федерации. Толкование Конституции. Охрана Конституции.

Реализация и применение конституции.

Способы (формы) и гарантии реализации Конституции РФ. Принцип прямого действия конституции и практика его применения в РФ. Роль текущего законодательства в реализации Конституции.

Основные проблемы реализации Конституции в современной России. Конституционная законность в РФ.

Толкование Конституции.

Значение толкования конституции. Субъекты толкования конституции. Виды толкования конституции. Способы толкования конституции и их соотношение.

Конституция и толкование права: принцип конституционно-конформного толкования.

Конституционная ответственность.

Понятие и признаки конституционной ответственности. Конституционно-правовые деликты и основания конституционно-правовой ответственности. Виды конституционно-правовых деликтов. Санкции в конституционном праве. Субъекты конституционно-правовой ответственности.

Конституционная ответственность и иные виды юридической ответственности. Конституционная ответственность и политическая ответственность. Формы конституционной ответственности и особенности порядка ее применения.

Проблемные вопросы теории и практики конституционной ответственности.

Охрана конституции.

Содержание и формы конституционного надзора и контроля. Охрана Конституции РФ: понятие, формы, субъекты.

 

Задания для самостоятельного выполнения и последующего разбора на семинарском занятии:

 

1. Военнослужащий М. обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, а также права на заботу о детях и их воспитание Федеральным законом «О статусе военнослужащих», по которому ему отказано в праве на отпуск по уходу за ребенком вместо матери. После того, как Конституционный Суд РФ отказал М., он обратился в Европейский суд по правам человека (далее ЕСПЧ). ЕСПЧ указал на несоответствие российского закона положениям Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод. На основе положений Конституции РФ определите, необходимо ли внести в Закон «О статусе военнослужащих» изменения и что должно иметь приоритет — Конституция России или Европейская конвенция — в случае расхождения между ними (или, точнее, между толкованиями их норм в решениях, соответственно, КС РФ и ЕСПЧ)?

 

2. Интернет-издание разместило информацию о том, что киноактер К. проходит лечение от алкогольной зависимости в одном из закрытых медицинских учреждений. К. обратился с иском в суд, обосновывая свои требования к Интернет-изданию о выплате компенсации за причиненный моральный ущерб тем, что нарушено его конституционное право на неприкосновенность частной жизни. Интернет-издание представило возражение на исковое заявление с указанием, что в соответствии со статьей 49 Закона РФ о средствах массовой информации журналист не обязан получать согласие на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей, когда это необходимо для защиты общественных интересов. Поскольку артист работал ведущим одной из детских передач, обнародование информации об алкогольной зависимости было вызвано общественным интересом, связанным с привлечением к публичной работе с детьми лиц, не имеющих пристрастий, осуждаемых общественной моралью. Судья, рассматривающий дело, счел, что положение статьи 49 Закона о средствах массовой информации, на которое ссылалось Интернет-издание, не соответствует требованиям Конституции РФ. Как должен поступить судья: обязан ли он приостановить рассмотрение дела и обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ или он вправе рассмотреть дело, применив статью 24 Конституции РФ?

 

3. 150 депутатов Государственной Думы РФ вышли с инициативой отрешения Президента РФ от должности. Однако Государственная Дума на пленарном заседании отклонила проект Постановления об образовании специальной комиссии. Депутаты, выступившие с инициативой, настаивали на том, что в соответствии со статьей 93 Конституции РФ создание специальной комиссии при наличии подобной инициативы является обязательным. Их оппоненты указывали, что из текста Конституции РФ этот вывод не следует. Укажите, как следует разрешить этот спор? Могут ли депутаты, инициировавшие отрешение Президента РФ от должности обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании статьи 93 Конституции РФ?

 

4. Законодательное собрание субъекта Федерации дважды двумя третями голосов выразило недоверие министру правительства, назначение которого производилось с согласия Законодательного собрания. Однако губернатор не отправил министра в отставку, сославшись на то, что при этом не было представлено никаких судебных решений, подтверждающих неисполнение обязанностей министром или издание им актов, противоречащих законодательству. Дайте оценку нормативным требованиям, предъявляемым к вотуму недоверия члену высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и его юридическим последствиям, установленным в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», с точки зрения теории конституционной ответственности. На основании сделанных выводов оцените действия губернатора.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: