Практическая работа № 5
“Изучение эксплуатации топок для сжигания твердого топлива”
Цель работы: изучить правила эксплуатации топок для сжигания твердого топлива.
Краткая теория
Эксплуатация топок для слоевого сжигания твердого топлива
Для сжигания грохоченных и рядовых углей фракций 0-6 мм, сортированных антрацитов и полуантрацитов, кускового торфа, сланца и древесных отходов используются топки для слоевого сжигания. При использовании каменных и бурых углей, грохоченных антрацитов и сланцев широко применяются механические топки. Для сжигания кускового торфа и древесных отходов применяются шахтные топки и топки скоростного горения.
Промышленностью выпускаются следующие типы механических топочных устройств:
1. с пневмомеханическими забрасывателями и неподвижной решеткой с поворотными колосниками;
2. с цепной решеткой прямого хода, набранной из чешуйчатых колосников;
3. с пневмомеханическими забрасывателями и чешуйчатой цепной решеткой обратного хода;
4. с пневмомеханическими забрасывателями и ленточной цепной решеткой обратного хода.
На рисунке 4 показана схема привода пневмомеханического забрасывателя. Заброс топлива на решетку осуществляется ротором 1, получающим вращение по часовой стрелке от электродвигателя 6 через клиноременную передачу 3, 4, 5. Подача топлива к ротору производится питателем плунжерного типа, который совершает возвратно–поступательное движение, сталкивая из бункера топливо на вращающийся ротор. Плунжер 10 получает движение от вращающегося ротора через редуктор, состоящий из цилиндрических шестерен 17, 15, 16, 14, промежуточный вал 13, эксцентрик 12, кулисный механизм 7 и приводной вал 8. Дополнительно для разброса мелких фракций служит воздух, выходящий из сопел. Дальность заброса топлива регулируется числом оборотов ротора.
Количество топлива, подаваемого питателем, регулируется изменением длины хода плунжера. Это достигается изменением положения ползуна в прорези кулисы. Дополнительно для точной регулировки производительности питателя служит накидная собачка с зажимным винтом, сцепляющая кулису с приводным валом плунжера. Создавая зазор вращением винта в зацеплении накидной собачки и кулисы, можно очень плавно изменять производительность питателя. Для полного прекращения подачи топлива питателем при вращающемся роторе достаточно откинуть собачку, выведя ее из зацепления с кулисой.
Рисунок 4- Схема привода пневмомеханических забрасывателей: 1 – ротор; 2 – муфта; 3 – ведомый клиноременной шкив; 4 – клиновой ремень; 5 – ведущий клиноременной шкив; 6 – электродвигатель; 7 – кулиса; 8 – приводной вал плунжера; 9 – ведущий рычаг плунжера; 10 – плунжер; 11 – шатун; 12 – электродвигатель; 13 – промежуточный вал; 14, 16 – зубчатое колесо (сменное); 15, 17 - зубчатое колесо.
Для обеспечения надежной работы пневмомеханического забрасывателя необходимо один раз в смену заполнять консистентной смазкой колпачковые масленки, добавлять (при остановленном забрасывателе) машинное масло в редуктор, производить его полную замену один раз в месяц; периодически проверять зазор между лопастями ротора забрасывателя и корпусом, который не должен превышать 3–4 мм. Во время работы пневмомеханического забрасывателя необходимо проверять нагрев электродвигателей и подшипников. При остановке топки проверяется крепление лопастей ротора и производится очистка воздушных каналов от отложений пыли. Если при работе забрасывателя происходит срезание предохранительного штифта, то перед пуском электродвигателя следует прокрутить ротор вручную — убедиться в свободном его вращении.
Для котлов производительностью до 6,5 т/ч включительно пневмомеханический забрасыватель комплектуется с горизонтальной колосниковой решеткой, имеющей поворотные колосники, а для котлов большей производительности с цепными решетками обратного хода.
Подготовка пневмомеханического забрасывателя с неподвижной колосниковой решеткой и решеткой обратного хода к первичному пуску заключается в проверке исправности всех подвижных элементов, выборе сменных зубчатых колес для установки в редуктор, установке пальцев в рычагах плунжера и в регуляторе слоя. При первичном пуске рекомендуется установить зубчатые колеса с передаточным числом редуктора для пневмомеханического забрасывателя ПМЗ-350 (рабочая ширина забрасывателя 350 мм) равным 17,1, а для ПМЗ-400 и ПМЗ-600 равным 16,1. Палец в рычаге плунжера устанавливается в верхнее отверстие, регулятор слоя топлива в вертикальное положение, ползун кулисы в среднее положение, зазор в зацеплении собачки с кулисой должен составлять около 10 мм. Приведенные установочные данные регулирующих органов должны быть одинаковыми для всех забрасывателей пускаемого котла.
Топка котла перед пуском должна быть очищена, у неподвижных решеток следует опробовать легкость опрокидывания колосников, у цепных решеток – отсутствие задеваний при холостом ходе. Следует произвести внутренний осмотр обмуровки топки, колосникового полотна, проверить легкость хода всех шиберов, наличие масла в редукторе, заправку масленок консистентной смазкой.
Растопка топки производится на дровах при естественной тяге, если удается создать разрежение в верхней части топки 10–20 Па. При недостатке тяги пускается дымосос и устанавливается указанное разрежение в верхней части топки. Затем пускаются забрасыватели и на решетку забрасывается топливо. Толщина слоя угля должна составлять 30–40 мм. На слой угля забрасываются расколотые дрова и поджигаются. Дутьевой вентилятор включается после того, как будут расшурованы прогоревшие дрова и закрыты поддувальные дверцы. В начальный момент воздух подается в небольшом количестве практически при закрытом направляющем аппарате вентилятора. Как только разгорится уголь на решетке, следует включить в работу забрасыватели с минимальной подачей топлива. Для этого при работающих забрасывателях постепенно отвинчивают винты накидных собачек; устанавливая необходимую подачу топлива. Если при этом подача угля окажется излишней, следует переставить рукоятки кулис наверх на один–три зуба рейки. Прекращение подачи угля достигается откидыванием собачек. Одновременно с забросом топлива открывают подачу воздуха на пневмозаброс. Для действия пневмозаброса давление воздуха в общем воздушном коробе у топок ПМЗ-РПК поддерживается равным 700–800 Па, а у топок с цепной решеткой 500–600 Па. Давление воздуха под решеткой в период растопки поддерживается равным 70–100 Па. Периодически следует контролировать дальность заброса топлива путем просмотра топки при откинутой собачке одного из питателей топлива. Регулирование дальности заброса производят изменением положения регулирующей плиты.
Если заброс велик и топливо плохо прогорает в задней части решетки, регулирующую плиту перемещают вперед (в сторону топки), вращая маховички против часовой стрелки. При недостаточной дальности заброса увеличивают число оборотов роторов забрасывателей. Скорость движения цепной решетки по мере повышения форсировки топки постепенно увеличивают с таким расчетом, чтобы топливо на решетке успевало прогорать и не сбрасывалось в шлаковый бункер.
При нормальной работе обслуживание топки заключается в регулировании процесса горения и удалении шлака. Для топлива определенного качества подача его при небольшом изменении форсировки регулируется вращением винтов собачек: для повышения производительности питателя – по часовой стрелке, для понижения – против часовой стрелки. Завинчивать собачки до упора или отвинчивать так, что собачка перестанет упираться в кулису, не рекомендуется. Всегда необходимо иметь возможность быстро ее сбросить при мгновенном падении нагрузки и резком повышении давления пара в барабане котла. Изменение производительности питателей в большом диапазоне нагрузок достигается перемещением рукояток кулис: для увеличения производительности – вниз, для уменьшения – вверх. При всех режимах производительность питателей должна быть отрегулирована так, чтобы топливо на решетку подавалось непрерывно. При нагрузках котла менее 50% номинальной у топок ПМЗ-РПК выключается одна или две секции решетки в зависимости от количества забрасывателей, у топок с цепными решетками устанавливается минимальная скорость движения или решетка периодически останавливается.
Одним из важных элементов регулирования процесса горения является поддержание толщины горящего слоя и равномерного распределения топлива по решетке.
Чистка топки ПМЗ-РПК производится через каждые 4 ч при сжигании каменных углей и через 3 ч при сжигании бурых углей. Во избежание заметного снижения паропроизводительности котла в период чистки, ее производят посекционно. В период чистки одной из секций усиленно форсируются секции, оставшиеся в работе, путем увеличения подачи топлива и повышения давления воздуха под ними до 800–1000 Па.
Ход работы: