Протокол опыта с примерным перечнем биполярных пар качеств

Название качества личности П Н С Противоположное название качества
1. Доброжелательный       Недоброжелательный
2. Общительный       Замкнутый
3. Уравновешенный       Вспыльчивый
4. Честный       Лживый
5. Симпатичный       несимпатичный
Сумма оценок (Л)       Нетребовательный
6. Требовательный       Разболтанный
7. Дисциплинирован       Неопытный педагог
8. Педагог-специалист       Неорганизатор
9. Организатор       неавторитетный
10. Авторитетный        
Сумма оценок (Д)        
Общая сумма оценок:        

Обработка данных. Индекс оценочной биполяризации выводится как разность между суммами оценок по столбцам П и Н, т. е. разность меж­ду суммами оценок предпочитаемого и непредпочитаемого сотрудни­ков.

Рассчитываются три индекса оценочной биполяризации:

1) по набору биполярных личностных качеств (см. качества 1-5 в протоколе опыта):

АСОл = (УПл – УНл);

2) по набору биполярных деловых качеств (см. качества 6-10 в про­токоле опыта):

АСОд = (УПд – УНд);

 

3) суммарный индекс:

АСОобщ = (АСОл + АСОд)

 

4) оценки самого себя ОСС по данным столбца С:

 

ОСС = УП – СП

 

где УП — сумма оценок предпочитаемого сотрудника; УН — сумма оценок не предпочитаемого сотрудника, СП- сумма оценок себя.

Анализ и интерпретация данных. Интерпретируя индексы оценоч­ной биполяризации, следует иметь в виду, что они количественно ха­рактеризуют проявление оценочных стереотипов испытуемого при вос­приятии других людей в значимых ситуациях совместной деятельности.

Чем выше индекс оценочной биполяризации (т. е. чем больше раз­ность между суммой оценок предпочитаемого и не предпочитаемого сотрудников), тем критичнее, категоричнее оценочные суждения дан­ного испытуемого о других людях, тем консервативнее и эмоциональ­нее его оценочные стереотипы, тем больше его склонность к домини­рованию, проявлению своего влияния на организацию общения в ма­лой группе, применению авторитарных методов руководства други­ми людьми.

Указанную тенденцию индивидуальных особенностей социальной перцепции характеризует прежде всего индекс АСО,^. Различия в ве­личине АСОд и АСОд могут свидетельствовать о предпочтительности для испытуемого деловой или межличностной ситуации общения. Так, если у испытуемого АСОд равен 6 баллам, а АСОл 24 баллам, то это означает, что в ситуации совместной работы или общего дела дан­ный испытуемый в 3-4 раза сильней склонен проявлять повышенную критичность и категоричность в своих оценочных суждениях при вос­приятии действий партнеров (своих спортсменов), нежели в ситуации межличностного неделового общения с ними (за пределами спортив­ной деятельности). Можно также обоснованно предположить, что дан­ный испытуемый сильнее ориентирован на дело, чем на межличност­ные отношения.

Индекс оценки самого себя принято обозначать ОСС. В интерпре­тации индекса ОСС важно учитывать знак итоговой суммы — минус (отрицательный индекс ОСС) или плюс (положительный индекс ОСС). Отрицательный индекс ОСС предполагает, что выше его вели чина в сравнении с суммой оценок предпочитаемого сотрудника, тем более эгоцентричен и автономен (независим) в своем поведении и в принимаемых решениях данный испытуемый, тем сильнее он может противопоставить себя коллективу, ориентирован в своей тренерской деятельности на самого себя. Наоборот, чем выше положительный индекс ОСС, тем более зависим испытуемый от влияния коллектива, мнений и ожиданий окружающих людей, тем более он ориентирован в своем самосознании («Я») на социум. Величины ОСС, близкие к нулю, могут свидетельствовать об адекватности его самооценки, величи­ны со знаком минус — о завышенной самооценке, а величины со зна­ком плюс о заниженной самооценке. Следовательно, образы предпо­читаемого и непредпочитаемого сотрудников могут служить для ис­пытуемого своеобразными «социумными зеркалами», одновременно смотрясь в которые он получает возможность корректировать поток своего влияния на других и на самого себя с позиций социума, в кото­ром он привык действовать как субъект совместной деятельности с другими людьми. Данные теста дают возможность определить склон­ность испытуемого к стилю руководства и сформулировать рекомен­дации по совершенствованию своей самооценки и самоконтроля в об­щении на работе и в быту.




double arrow
Сейчас читают про: