Лабораторная работа № 9

Задание 1. Прогноз и оценка успешности профессиональной

Карьеры в спорте

Вводные замечания. Одним из важнейших аспектов профессиональ­ного развития личности, а также ее самореализации является созна­тельное планирование профессиональной карьеры в спорте. В отече­ственной психологии до недавнего времени понятие «карьера» прак­тически не использовалось, а понятие «карьеризм» — осуждалось. Чаще употреблялись такие термины, как должностное продвижение, про­фессиональный жизненный путь, профессиональная деятельность, про­фессиональное самоопределение.

Французское слово «карьера» означает успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей социально по­лезной деятельности. В толковом словаре С. И. Ожегова это слово трактуется следующим образом: «род занятий, деятельности; путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения». В социальной психо­логии и психологии профессиональной деятельности «карьера» рас­сматривается как индивидуальная последовательность аттитюдов и поведение, связанные с трудовым опытом и активностью в сфере ра­боты на протяжении человеческой жизни. В спорте спортивную карь­еру (СК) «можно определить как многолетнюю спортивную деятель­ность, нацеленную на высокие достижения и связанную с постоян­ным самосовершенствованием спортсменов в одном или нескольких видах спорта».

Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жиз­ненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех или общественное признание (объективный критерий). То есть объектив­ная, внешняя сторона карьеры — это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций (должностной рост, звания), а субъективная, внутренняя сторона — это то, как человек восприни­мает свою карьеру сам, как он воспринимает и понимает образ своей профессиональной жизни и собственных достижений в профессио­нальной деятельности. Внешние атрибуты карьеры могут быть очень и даже очень успешны, а внутренние — ничтожны.

Важнейшей детерминантой профессионального пути человека яв­ляется также его представление о своей собственной личности — так называемая профессиональная «Я-концепция», которую каждый че­ловек воплощает в серию карьерных решений. Профессиональные предпочтения и тип социальной карьеры — это попытка ответить на вопрос «кто я в этом социуме?». При этом очень часто человек реали­зует свои карьерные ориентации неосознанно. Для любого человека, погруженного в социум и свою профессиональную деятельность в нем, характерна определенная личностная «Я-концепция» с осознанием своих побуждений, мотивов, возможностей. Поэтому в профессио­нальном плане субъект деятельности рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентации, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных по­буждений к деятельности.

В американской социальной психологии этому понятию соответ­ствуют такие понятия, как «карьерные ориентации» или «якоря карь­еры». Карьерные ориентации возникают в процессе профессиональ­ной социализации — первых лет работы по специальности, т. е. в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. Измерить стремление к профессио­нальной карьере у специалиста можно с помощью опросника «Якоря карьеры».

Порядок работы. Испытуемому выдается опросник и ответный лист (форма протокола опыта) со следующей инструкцией:

  Инструкция. «Опросник, который вы сейчас будете заполнять, выяв­ляет ваши предпочтения в выборе профессионального пути и построе­нии своей карьеры. Вам необходимо ответить на 41 вопрос, оценив свои ответы по 10-балльной шкале (1 балл — "совершенно неважно" или "совершенно не согласен", 10 баллов — "исключительно важно" или "полностью согласен"). Ответ внесите в ответный лист в клеточку с соответствующим номером в форме числа от 1 до 10 баллов. В самом опроснике, пожалуйста, пометок не делайте».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: