Задание 1. Прогноз и оценка успешности профессиональной
Карьеры в спорте
Вводные замечания. Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также ее самореализации является сознательное планирование профессиональной карьеры в спорте. В отечественной психологии до недавнего времени понятие «карьера» практически не использовалось, а понятие «карьеризм» — осуждалось. Чаще употреблялись такие термины, как должностное продвижение, профессиональный жизненный путь, профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение.
Французское слово «карьера» означает успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей социально полезной деятельности. В толковом словаре С. И. Ожегова это слово трактуется следующим образом: «род занятий, деятельности; путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения». В социальной психологии и психологии профессиональной деятельности «карьера» рассматривается как индивидуальная последовательность аттитюдов и поведение, связанные с трудовым опытом и активностью в сфере работы на протяжении человеческой жизни. В спорте спортивную карьеру (СК) «можно определить как многолетнюю спортивную деятельность, нацеленную на высокие достижения и связанную с постоянным самосовершенствованием спортсменов в одном или нескольких видах спорта».
|
|
Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех или общественное признание (объективный критерий). То есть объективная, внешняя сторона карьеры — это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций (должностной рост, звания), а субъективная, внутренняя сторона — это то, как человек воспринимает свою карьеру сам, как он воспринимает и понимает образ своей профессиональной жизни и собственных достижений в профессиональной деятельности. Внешние атрибуты карьеры могут быть очень и даже очень успешны, а внутренние — ничтожны.
Важнейшей детерминантой профессионального пути человека является также его представление о своей собственной личности — так называемая профессиональная «Я-концепция», которую каждый человек воплощает в серию карьерных решений. Профессиональные предпочтения и тип социальной карьеры — это попытка ответить на вопрос «кто я в этом социуме?». При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно. Для любого человека, погруженного в социум и свою профессиональную деятельность в нем, характерна определенная личностная «Я-концепция» с осознанием своих побуждений, мотивов, возможностей. Поэтому в профессиональном плане субъект деятельности рассматривается и описывается через систему его диспозиций, ценностных ориентации, социальных установок, интересов и тому подобных социально обусловленных побуждений к деятельности.
|
|
В американской социальной психологии этому понятию соответствуют такие понятия, как «карьерные ориентации» или «якоря карьеры». Карьерные ориентации возникают в процессе профессиональной социализации — первых лет работы по специальности, т. е. в начальные годы развития карьеры, они устойчивы и могут оставаться стабильными длительное время. Измерить стремление к профессиональной карьере у специалиста можно с помощью опросника «Якоря карьеры».
Порядок работы. Испытуемому выдается опросник и ответный лист (форма протокола опыта) со следующей инструкцией:
Инструкция. «Опросник, который вы сейчас будете заполнять, выявляет ваши предпочтения в выборе профессионального пути и построении своей карьеры. Вам необходимо ответить на 41 вопрос, оценив свои ответы по 10-балльной шкале (1 балл — "совершенно неважно" или "совершенно не согласен", 10 баллов — "исключительно важно" или "полностью согласен"). Ответ внесите в ответный лист в клеточку с соответствующим номером в форме числа от 1 до 10 баллов. В самом опроснике, пожалуйста, пометок не делайте».