Барьеры на пути к профессионализму и пути их преодоления

 

Труд в целом положительно воздействует на человека и его личность, но в неблагоприятных условиях труда могут возникнуть различные нарушения в профессиональном развитии, деформации и даже профессиональные болезни. Психологически полная профессиональная деятельность выражается в том, что человек как субъект труда самостоятельно целеполагает, самостоятельно ставит профессиональные задачи; достигает в профессиональной деятельности результата, соответствующего стандартам; умеет анализировать и регулировать предмет, задачи, средства труда. Нарушения в профессиональной деятельности могутсостоять в том, что выпадают отдельные звенья в профессиональной деятельности, например, человек не использует имеющиеся у него средства по причине психического состояния усталости или утрачивает трудовые умения и навыки, происходит остановка, разрыв в профессиональной деятельности, снижается результативность труда. Самым распространенным препятствием в профессиональном развитии являются возрастные изменения, связанные со старением (биологическое старение организма, социально-психологическое старение как ослабление интеллектуальных процессов, мотивационных функций, профессиональное старение, которое характеризуется невосприимчивостью к новому, нравственно-эстетическое старение, проявляющееся в навязчивом морализировании, неумении понять молодежь и ее вкусы, Профессиональное старение не является фатальной необходимостью профессионального развития.Профессиональное старение не связано неизбежно и с возрастом человека.Одним из испытанных способов отодвигания профессионального старения является продолжение человеком профессиональной и другой трудовой деятельности, в которых могут сложиться новые качества, противодействующие профессиональному старению. К деформации профессионального развития также может приводить и утомление. В психологии различают разные виды утомления. Физическое утомление, умственное утомление, эмоционально-мотивационное утомление. Еще неблагоприятным фактором в профессиональной деятельности являются состояния психической напряженности человека, вызванные трудными условиями деятельности, конфликтами, предвосхищением неблагополучного развития событий и сопровождающиеся ощущением дискомфорта, тревоги, фрустрации. (Виды: перцептивная, интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную.) Следующим неблагоприятным фактором в труде человека являются профессиональные кризисы, которые могут происходить неоднократно в течение жизни, в том числе и у высоко профессионального работника. При кризисе наблюдается снижение профессиональной самооценки. Профессиональные болезни также являются фактором снижения профессионализма.

Решение задач преодоления психологических барьеров воплощено в наборе методов активного обучения, каждый из которых нацелен на преодоление определенной разновидности барьеров. Один из этих методов - "мозговая атака" (или "мозговой штурм").

Мозговая атака

"Мозговая атака" - снижает самокритичность и предупреждает вытеснение оригинальных идей в подсознание как опасных для социального или научного реноме. Сама атмосфера мозговой атаки благоприятствует появлению новых идей, рождая чувство психологической защищенности.

Без давления критики и самокритики в процессе мозгового штурма точка зрения его участников на то, кок нужно решать поставленную перед ними задачу, модифицируется и шлифуется до тех пор, пока в группе не истощается запас новых идей. Ведущий прилагает специальные усилия к тому, чтобы выключить внутреннего критика у каждого, если тот вдруг активизируется. Ведь в противном случае одной пренебрежительной реплики бывает достаточно, чтобы сник неуверенный в себе участник и его интересное, но рискованное предложение на ходу было заменено другим - проверенным, но неинтересным. Как известно, идея, находящаяся "в эмбриональном" состоянии, может выглядеть беспомощной, недоказательной и потому непривлекательной не только для других, но и для самого творца.

 

Снижение критичности в мозговой атаке достигается созданием благоприятных внешних условий, особой располагающей атмосферы. Открывается возможность перехода на чужую позицию, и за счет этого суммируются творческие потенциалы всех участников атаки.

В рамках метода мозговой атаки используют различные приемы активизации мышления.

Синектика

Метод "синектики" предполагает расположенность к импровизации и направлен на активизацию базовых операций подсознания. Чтобы ускорить процесс порождения идей, при синектикезадача прежде всего освобождается от контекста, привычных ассоциаций. В синектике широко используются аналогии, способствующие реализации базовых операций подсознания - прямые, субъективные, символические и фантастические. Аналогии облегчают преодоление субъективных ограничений, связанных с восприятием основных закономерностей, представлений о мироздании.

По этой методике барьеры преодолеваются с помощью создания условий, при которых одновременно с поиском решения протекает другой процесс, непосредственно с первым не связанный (аналогия, ассоциация, метафора и т. п.). Наложение этих процессов и помогает усмотреть ответ на мучающий вопрос. Ключевое звено при этом - пересечение во времени, меняющее ракурс рассмотрения проблемы. Мосты между этими процессами помогают навести метафоры и аналогии. Используемые типы аналогий извлекают информацию из разных источников.

Прямые аналогии чаще всего находят искомые элементы в биологических системах, решающих сходные задачи. Субъективные заставляют особое внимание обратить на двигательные ощущения, например вообразить свое тело на месте создаваемого объекта, почувствовать себя им. При символических отдельные характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, а фантастические требуют представить себе вещи такими, какими мы хотели бы их видеть, позволяя игнорировать любые физические законы. Таким образом, синектика возбуждает и использует аналогии как средство смещения процесса с уровня осознанного мышления на уровень подсознательной активности.

Продуктивность синектики повышает медитация. Она позволяет предельно сосредоточиться на объекте, создавая оптимальные условия для активизации интуитивного процесса. Медитация предоставляет на время данному объекту доминирующее положение в сознании. Синектика учитывает, что преждевременная вербализация идеи тормозит ее дальнейшее развитие, поэтому рекомендуется отложить оценивание получаемого результата. Человек ведет внутренний разговор, активно создает, обновляет и поддерживает свою модель мира.

Деловые игры

Еще одним примером группового развития творческих способностей являются деловые игры. Именно дух соревнования располагает к озарениям, позволяющим находить оригинальные решения. Здесь в качестве приема выступает принятие роли. Взятая на себя роль позволяет участнику играть "другого", не изменяя высоты психологических барьеров. Ведь в чуждой позиции можно позволить себе и другие, нетипичные критерии. Поэтому игры способствуют формированию иной точки зрения на ситуацию, ведут к ее переосмыслению. Ключевой момент в деловых играх - возможность исполнения различных ролей, что исключает полную идентификацию с какой-либо из них и позволяет переходить на иные позиции.

Игры помогают усваивать новые приемы решения. В них нет риска, и возможным становится временное или частичное изменение своего подхода к тревожащим проблемам, а значит, вносятся и некоторые изменения в установки, т.е. открывается путь для информации, ранее недоступной. Новшества в системе установок, в свою очередь, предопределяют метаморфозу, благодаря которой правило из внешнего становится внутренним.

В качестве эффективного приема, нацеленного на снятие ряда подсознательных барьеров, изменение установок, определяющих привычные формы взаимодействия с другими людьми и отношение к новой информации, в последние годы все чаще используется групповой психотренинг. Его задача - коррекция образований, ответственных за восприятие себя, преодоление стереотипов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: