Всесторонняя подготовленность к труду и ее компоненты: ориентационный, операционный и функциональный

Соотношение компетентности, образованности и старательности. (этот вопрос очень странный, так как эти слова даже в интернете не соотносятся), поэтому нашла то, что нашла

Слова профессионализм, компетентность, квалификация часто используются как синонимы однако их следует различать.

Анализ понятий профессионализм, компетентность, квалификация позволяет выделить в них характеристики:

Профессионализм, которому свойственно:

-нормативные требования профессии к личности человека.

-совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.

-профессионализм - внутренняя характеристика личности человека.

 

Компетентность, характеризуемая как:

- индивидуальная характеристика степени соответствия требования профессии;

- обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо;

- сочетание психических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно;

-способностью и умением выполнять определенные трудовые функции.

 

Квалификация, включающая в себя:

- требования профессиональной деятельности к работнику в качественном и количественном выражении;

-требования профессий к разному уровню выполнения труда.

 

Следовательно термины «профессионализм», «компетентность», «квалификация» используется в разных смыслах. Когда говорят о профессионализме, то имеются ввидунормативные требования профессии к личности человека. Под профессионализмом понимается совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Когда говорят «этому человеку присущ профессионализм», то понимают, что человек обладает этим необходимым нормативным набором психических качеств. В этом случае профессионализм становится внутренней характеристикой личности человека. Компетентность определяется[3] как обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Компетентность определяют как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Причины как компетентности, так и некомпетентности могут быть разные: состояния личности, в том числе эмоциональная устойчивость или неустойчивость, хорошее или плохое здоровье и др. Судить о наличии компетентности [3]предлагается по характеру результата труда человека. Каждый работник компетентен в той степени, в какой выполняемая им работа отвечает требованиям, предъявляемым к конечному результату данной профессиональной деятельности; оценка или измерение конечного результата — это единственный научный способ судить о компетентности. Неправомерно судить о компетентности не по результату, а по тому, что вкладывается в его достижения, например, старания человека, Компетентность нельзя свести и к образованности человека, ибо, по выражению того же автора, «некомпетентность свободно разгуливает под сводами учебных заведений». Компетентность следует отличать от компетенции — определенной сферы, круга вопросов, которые человек уполномочен решать. Компетентность конкретного человека, уже, чем его профессионализм. Человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не быть компетентным в решении всех профессиональных вопросов.

 

Всесторонняя подготовленность к труду и ее компоненты: ориентационный, операционный и функциональный.

 

Подготовленность рассматривается как наличие у специалиста личностных качеств, теоретических знаний, практических навыков и умений, позволяющих в любое время успешно решать стоящие перед ним задачи и выполнять функциональные обязанности. При этом подготовленность специалиста к деятельности в целом еще не означает, что он готов в определенный момент совершить необходимые действия, тем более результативно. На деле многое зависит от мотивации, внутренней собранности, волевой настроенности, способности в данный момент выполнить необходимую работу и добиться требуемых результатов.

Готовность специалиста — в узком понимании как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий, а в широком как совокупность профессионально обусловленных требований к человеку — традиционно наиболее активно изучалась военной и спортивной психологией, а также психологией труда. В настоящее время количество работ и направлений исследований, связанных с данным вопросом, особенно в отношении различных видов профессиональной деятельности, значительно возросло, что объясняется повышенной теоретической и практической значимостью разработки этой темы.

Существует немало различных подходов к понятию «готовность» и его трактовок, определяющихся как теоретическими пристрастиями авторов, так и спецификой задач, которые они решали в своих исследованиях. Во всем этом разнообразии можно выделить три подхода, уровня изучения готовности специалистов к профессиональной деятельности: психофизиологический, функционально-психологический и личностный.

В психофизиологическом подходе под готовностью понимается оптимальное состояние психических и физиологических функций организма, позволяющее выполнять какую-либо профессиональную деятельность. Готовность как своеобразное состояние личности не может возникнуть вне общего повышения активности работы мозга, различных систем и органов, для нее необходимы биохимический и физиологический сдвиги в организме. Это обеспечивает настройку организма на предстоящую деятельность.

В функционально-психологическом подходе изучается соответствие психологических качеств личности функциональным особенностям предстоящей деятельности.

В личностном подходе подчеркивается роль исследования познавательных процессов, эмоциональных и волевых компонентов, а также мотивов поведения.

 

 

Психологи определяют несколько компонентов готовности:

· интеллектуальный — понимание задач, обязанностей, знание средств достижения цели, прогноз деятельности;

· эмоциональный — уверенность в успехе, воодушевление, чувство ответственности;

· мотивационный — интерес, стремление добиться успеха, потребность успешно выполнить поставленную задачу. Чем важнее для человека мотив и чем лучше он им осознается, тем быстрее создаются более благоприятные условия для формирования готовности к профессиональной деятельности;

· волевой — мобилизация сил, сосредоточенность на задаче, отвлечение от помех, преодоление сомнений.

Особенность личностного подхода — внимание к нравственному аспекту проблемы. В нем рассматривается нравственно-психологическая готовность к деятельности, имеющая сложную структуру и включающая в себя:

· осознанность общественной и личной значимости трудовой деятельности

· любовь к своей работе, радость и наслаждение трудом;

· способность трудиться в коллективе и в его интересах.

Описаны представления о готовности к деятельности как устойчивом свойстве личности и синтезе свойств личности. В последнем понимании готовность — это значительно более широкое понятие. В содержание готовности включены способности и общие психологические условия, необходимые для успешного осуществления деятельности: интересы, склонности, психические состояния, знания, навыки и умения.

 

Другой весьма обширный пласт исследований составляют работы, в которых готовность к деятельности рассматривается через призму состояний. Сторонники этого подхода отстаивают мнение, что именно в конкретных психических состояниях проявляет себя, в конечном итоге, активность человека. Состояние готовности они считают целостным проявлением личности в определенных условиях жизнедеятельности, имеющим разные характеристики временной устойчивости. Под психическим состоянием готовности понимается внутренняя настроенность, приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент. То есть готовность к тому или иному виду деятельности проявляется непосредственно перед ее началом, когда необходимо принять окончательное решение о своей готовности к выполнению конкретной рабочей задачи. Такое состояние возникает на основе предвидения ситуации действия и характеризуется настроем и мобилизацией психики на преодоление трудностей и препятствий, на достижение результата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: