Материально – техническое оснащение учебно-методическое и информационное обеспечение

1.Учитесь правильно говорить №1,№2 Л.П. Успенская, М.Б. Успенский М., «Просвещение», 1995

2. Согласные и гласные – похожие, но разные. О.В.Епифанова В., «Экстремум», 2006

3. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ. В.В.Коноваленко М., «Гном», 2009

4. Дети с ФФН. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова М., «Гном-Пресс», 1999

5. Если ребёнок заикается И.Ю.Абелева М., «Просвещение», 1978

 

Материалы для оценки достижения планируемых результатов

Слуховые диктанты

Предложения подобраны с тем учётом, что они насыщены недеференцируемыми согласными звуками или имеют парные согласные, которые ребёнок не дефференцирует.

Глухие – звонкие

П – Б: Час в добре пробудешь, всё горе позабудешь. Либо пан, либо пропал. Азбука – к мудрости ступенька. Бык тупогуб, у быка была губа тупа. Купила Марусе бусы бабуся.

На рынке споткнулась бабуся о гуся…

Не будет подарка у внучки Маруси, - все бусы склевали гуси.

Т – Д: За битого двух не битых дают, да и то не берут. В лесу тень весь день. За одного грамотного двух неграмотных дают. Кто трудиться рад – тот будет хлебом богат.

К – Г: Юрий Гагарин – первый космонавт. Я копаю грядку. Дорога ложка к обеду. Кошке игрушки, а мышке слёзки. Январь год начинает, а декабрь кончает.

В – Ф: Не всякому слуху верь. Наш Филат не бывает виноват. Вера говорила по телефону с Федей.

У Фомки в гостях Фимка.

Фимка в гостях у Фомки.

С – З: В вазе стоит мимоза. Колхозники сдают зерно. В саду засохла берёза. Водолаза спустили на дно. В зале занимаются физкультурой. Все за одного, один за всех.

Ш – Ж: Миша нашёл ежа. Что посеешь, то пожнёшь. Как проживёшь, так и прослывёшь. Хорош садовник, хорош и крыжёвник. Я по камешкам пошёл, шубу шёлкову нашёл. Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.

Аффрикаты и звуки в ходящие в их состав.

Ц – С: Птицы – вестники весны. Улица залита солнцем. Заглянет солнце и к нам в оконце. Молодец на овец, а на молодца и сам овца.

Ч – Щ: Не учи щуку плавать. Щеголь отцу-матери не кормилец.

Ш – Щ: Щёголь Ивашка: что ни год, то рубашка. Нашёл дурак игрушки – лбом орехи щёлкать.

Свистящие – шипящие

С – Ш: Пастушок играет на свирели. Как постелешь, так и поспишь. Береги нос в большой мороз.

Шила шубку – сшила юбку.

Шила шапку – сшила тапку.

З – Ш: Незваный да желанный. Кто землю лелеет тот землю жалеет.

Ц – Ч: В четверг будет урок немецкого языка. Яйца курицу не учат.

Стоит дуб, на дубе двенадцать веток, на каждой ветке по четыре гнезда, в каждом гнезде по семь птенцов, у каждого птенца одно крыло белое, другое – чёрное.

О – А: Дождь с утра, будет осень вся мокра. Сама скажет сорока, где гнездо свила.

О – У: У охотников дым густой, да живот пустой, а у рыбака рубаха грязна, да уха жирна. Море – наше поле: даст бог рыбу, даст и хлеб.

Обозначение мягкости на письме. Дифференциация букв.

А – Я: Бояться несчастья – счастья не будет. Автомат да лопата – друзья солдата.

У – Ю: День меркнет ночью, а человек – печалью. Не угадаешь, где упадёшь, где утонешь.

О – Е: Счастье в воздухе не вьётся, а руками достаётся. Орла узнаешь по полёту, а молодца по обороту.

Э – Е: Береги платье снову, а здоровье смолоду. Это ежи, их руками не бери.

Предложение и тексты с оптически сходными буквами.

И – У: Физкультура и труд – здоровье несут. У семи нянек дитя без глаза.

И – Ш: Нет в мире краше Родины нашей. Шила в мешке не утаишь. Каши маслом не испортишь.

И – Ц: Не хвались отцом, хвались сыном молодцом. Не велика птица – синица, да умница.

В – Д: Внешний лёд обманчив, новый друг ненадёжен. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. В здоровом теле – здоровый дух.

Б – Д: По добру – добро, по худу – худо. Маленькое дело лучше большого безделья.

П – Т: При солнышке тепло, при матери добро. Рано не встал – потерял день, в детстве не учился – потерял жизнь.

Л – М: Торопливый делу не помогает. Малому да глупому всё с рук сходит. Лоб широк, да мозгу мало.

О – А: Март сухой, да мокрый май, будет каша и каравай. Родилась пригожа, да по нраву негожа.

Ш – Щ: Книга – лучший товарищ. Щи да каша – пища наша.

Х – Ж: Дом хороший, да хозяин негожий. Хороша рыба на чужом блюде. Если б хлеб да одёжа, да и ел бы лёжа.

Е – З: Всяк Еремей, про себя разумей. Здоровому всё здорово.

Тот же принцип подбора текстов используется для диктантов, списываний и письма под диктовку, т.е. они должны быть наполнены

словами при написании которых у ребёнка могут возникнуть трудности: слова, содержащие фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство, буквы имеющие оптическое сходство.

1. Летом Женя жил у бабушки и дедушки в деревне. У дедушки был большой плодовый сад. В саду у дедушки было: шесть яблонь, шестнадцать вишен, два грушёвых дерева, шестьдесят черешен.

Дедушка любил ухаживать за деревьями. Женя всё лето помогал дедушке ухаживать за садом.

2. Серая и холодная осень. Чаще льёт дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу. Поблекли упавшие на землю листья. Только иногда на голой ветке можно найти маленький флажок. Это последний листок. Над землёй плывут хмурые тучи. Вот-вот пойдёт снег.

3. Синицы – птички всеядные. Они ловят насекомых. Очень любят сало. Клюют крошки и кашу. В большие морозы они слетаются к оконным стёклам. Часто залетают в форточки жилых домов. Помогите птичкам, когда на улице холод и резкий ветер. Делайте кормушки.

4. Весна.

Стоят тёплые погожие деньки. Снег начал таять. Витя Чайкин и Петя Щукин убрали коньки и лыжи в чулан. Школьники ждут гостей с юга. Ребята сделали много домиков для птиц. Они с учительницей поедут в рощу. Там дети повесят домики на деревья. Как рады будут птицы.

5. Белка живёт в лесу. Она часто сидит на сучке. У белки пушистый хвост. У белки тёплая шкурка. Она живёт в дупле. Ей зимой тепло.

 

 

Календарно-тематическое планирование. 1 класс.

Тема

Кол-во

часов

Сроки

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные

Личностные

Деятельность

Обучающихся

план Факт

1 Обследование знаний и умений учащихся поступивших 1 класс с 01 по 15 сентября       Регулятивные: владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: осознают границы своего знания и «незнания»

2 Урок знаний. Когда мы едины, мы непобедим

1

    Различать звуки и буквы. Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающем мире

Познавательные УУД:

анализ, синтез, сравнение

использование знаково-символических средств.

личностное переживание

Коммуникативные УУД:

выражение своих мыслей,

 нравственно-эстетическое оценивание, оценка

Регулятивные УУД:

- организовать своё рабочее место и работу.

-принимает и сохраняет учебную задачу.

3 Предложение

1

    Предложение –основная единица речи, выражающий законченную мысль. Знать предложение как основная единица речи, выражающий законченную мысль.

4 Слово

1

    Ориентируются в своей системе знаний- отличают новое от уже неизвестного знают новый термин «слово». Оценивают свою деятельность на занятии

Познавательные: планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации.

 

Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания

 

Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.

 

5 Деление слов на слоги

1

    Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слов. Словообразующая роль гласных. Уметь делить слова на слоги, выделять ударный слог, воспроизводить ритмический рисунок слова, составлять схему слова с выделением ударного слога, подбирать к заданной схеме слова.

6 Ударение

1

    Выделение ударного слога Уметь делить слова на слоги, находить ударный слог.

7-8 Пространственные представления

2

    Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметов ряда. Уметь определять правое и левое направления в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, последовательность предметного ряда. Уметь ориентироваться тела и схеме человека, стоящего напротив.

К- ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

 

Л- осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни.

9-10 Временные представления

2

    Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. Временная последовательность действий, событий. Знать возраст и тролли членов семьи, названия и последовательность частей суток, дней недели, месяцев, времен года

Звуки и буквы

                                                            Гласные I-го ряда

11

Звуки речи, способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки.

1     Звуки речи, способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки. Развитие слухового внимания, фонематического восприятия П: владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения К: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывании Л: осознают границы своего знания и «незнания»

12

Звук [а] и буква А

1     Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове Уметь четко произносить звук [а]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой.

Познавательные: планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации

 

Коммуникативные: слушают, излагают и аргументируют свое мнение

 

Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

 

13

Звук [у] и буква У

1     Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове Уметь четко произносить звук [у]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой.

14

Звук [о] и буква О

1      Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове Уметь четко произносить звук [о]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой.

15

Дифференциация звуков

[а] -[о]

1      Уточнение и сравнение артикуляции звуков [а] и [о]. Дифференциация гласных звуков [а] и [о]. Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков а-о по оптическим признакам Уметь дифференцировать звуки [а] и [о] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь сравнивать буквы а-о по начертанию. П: осуществляют анализ, сравнение языкового материала как по заданным, так и по самостоятельно выделенным основаниям К: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи Р: принимают учебную задачу, сформулирован ную вместе с учителем

16

Звук [ы] и буква Ы

1     Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове Уметь четко произносить звук [ы]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой.

Познавательные: планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации

 

Коммуникативные: слушают, излагают и аргументируют свое мнение

 

Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

17

Звук [э] и буква Э

1     Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове Уметь четко произносить звук [э]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой.

Гласные II-го ряда. Твердые и мягкие согласные.

18

Звук [и] и буква И

1     Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной и. Уметь четко произносить звук [и]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной и. Познавательные: осознают познавательную задачу, решают ее, делают выводы Коммуникативные: ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на занятии

19

Дифференциация звуков

[ы] - [и]

1      Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ы]-[и]. Дифференциация гласных звуков [ы] - [и]. Соотнесение звуков с буквами. Уметь дифференцировать звуки [ы] - [и] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь сравнивать буквы а-о по начертанию. П: вырабатывают каллиграфический почерк К: участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности Регулятивные: осуществляют взаимопроверку.

20

Буква Я

1      Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной я. Уметь определять количество звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я.

Познавательные: планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации

 

Коммуникативные: слушают, излагают и аргументируют свое мнение

 

Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

21

Дифференциация звуков

[а] - [я]

1      Уточнение и сравнение артикуляции звуков [а]-[я]. Дифференциация гласных звуков [а] - [я]. Соотнесение звуков с буквами. Уметь дифференцировать звуки [а] - [я] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я.

22

Буква Е

1      Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной е. Уметь определять количество звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я.

23

Дифференциация звуков

[э] - [е]

1      Уточнение артикуляции звуков [э]-[е]. Дифференциация гласных звуков [а] - [я]. Соотнесение звуков с буквами. Уметь дифференцировать звуки [э] - [е] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е.

Л: проявляют готовность к работе на занятии

 

ПР: вырабатывают каллиграфический почерк

 

Р: п ринимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем

 

24

Буква Ю

1      Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю. Уметь определять количество звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю.

25

Дифференциация звуков

[у] - [ю]

1      Уточнение и сравнение артикуляции звуков [у]-[ю]. Дифференциация гласных звуков [у] - [ю]. Соотнесение звуков с буквами. Уметь дифференцировать звуки [у] - [ю] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю.

26

Буква Е

1      Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной е. Уметь определять количество звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я.

П- владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения.

Р- осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия

27

Дифференциация звуков

[о] - [е]

1      Уточнение и сравнение артикуляции гласных [о]-[е]. Дифференциация гласных звуков [о] - [е]. Соотнесение звуков с буквами. Уметь дифференцировать звуков [о] - [е] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е.

28

Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце и середине слова.

1     Соотнесение звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи гласной ь. Уметь анализировать слова с ь в середине и конце слова. Уметь соотносить слова с ь со схемой. К- слушают взрослого и сверстников, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Л- проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний

Звонкие и глухие согласные

          Звонкие и глухие согласные

29

 

 

30

Звуки [с]- [с’].Буква С

1     Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове Уметь четко произносить звуки [с] [с’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.

П- развивать слуховое восприятие, повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных затруднений.

 

К - слушают и излагают свое мнение

 

Л - владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Звуки [з]- [з’].Буква З

1     Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове Уметь четко произносить звуки [з] [з’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: