1.Учитесь правильно говорить №1,№2 Л.П. Успенская, М.Б. Успенский М., «Просвещение», 1995
2. Согласные и гласные – похожие, но разные. О.В.Епифанова В., «Экстремум», 2006
3. Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ. В.В.Коноваленко М., «Гном», 2009
4. Дети с ФФН. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова М., «Гном-Пресс», 1999
5. Если ребёнок заикается И.Ю.Абелева М., «Просвещение», 1978
Материалы для оценки достижения планируемых результатов
Слуховые диктанты
Предложения подобраны с тем учётом, что они насыщены недеференцируемыми согласными звуками или имеют парные согласные, которые ребёнок не дефференцирует.
Глухие – звонкие
П – Б: Час в добре пробудешь, всё горе позабудешь. Либо пан, либо пропал. Азбука – к мудрости ступенька. Бык тупогуб, у быка была губа тупа. Купила Марусе бусы бабуся.
На рынке споткнулась бабуся о гуся…
Не будет подарка у внучки Маруси, - все бусы склевали гуси.
Т – Д: За битого двух не битых дают, да и то не берут. В лесу тень весь день. За одного грамотного двух неграмотных дают. Кто трудиться рад – тот будет хлебом богат.
|
|
К – Г: Юрий Гагарин – первый космонавт. Я копаю грядку. Дорога ложка к обеду. Кошке игрушки, а мышке слёзки. Январь год начинает, а декабрь кончает.
В – Ф: Не всякому слуху верь. Наш Филат не бывает виноват. Вера говорила по телефону с Федей.
У Фомки в гостях Фимка.
Фимка в гостях у Фомки.
С – З: В вазе стоит мимоза. Колхозники сдают зерно. В саду засохла берёза. Водолаза спустили на дно. В зале занимаются физкультурой. Все за одного, один за всех.
Ш – Ж: Миша нашёл ежа. Что посеешь, то пожнёшь. Как проживёшь, так и прослывёшь. Хорош садовник, хорош и крыжёвник. Я по камешкам пошёл, шубу шёлкову нашёл. Лежебока, рыжий кот, отлежал себе живот.
Аффрикаты и звуки в ходящие в их состав.
Ц – С: Птицы – вестники весны. Улица залита солнцем. Заглянет солнце и к нам в оконце. Молодец на овец, а на молодца и сам овца.
Ч – Щ: Не учи щуку плавать. Щеголь отцу-матери не кормилец.
Ш – Щ: Щёголь Ивашка: что ни год, то рубашка. Нашёл дурак игрушки – лбом орехи щёлкать.
Свистящие – шипящие
С – Ш: Пастушок играет на свирели. Как постелешь, так и поспишь. Береги нос в большой мороз.
Шила шубку – сшила юбку.
Шила шапку – сшила тапку.
З – Ш: Незваный да желанный. Кто землю лелеет тот землю жалеет.
Ц – Ч: В четверг будет урок немецкого языка. Яйца курицу не учат.
Стоит дуб, на дубе двенадцать веток, на каждой ветке по четыре гнезда, в каждом гнезде по семь птенцов, у каждого птенца одно крыло белое, другое – чёрное.
О – А: Дождь с утра, будет осень вся мокра. Сама скажет сорока, где гнездо свила.
О – У: У охотников дым густой, да живот пустой, а у рыбака рубаха грязна, да уха жирна. Море – наше поле: даст бог рыбу, даст и хлеб.
|
|
Обозначение мягкости на письме. Дифференциация букв.
А – Я: Бояться несчастья – счастья не будет. Автомат да лопата – друзья солдата.
У – Ю: День меркнет ночью, а человек – печалью. Не угадаешь, где упадёшь, где утонешь.
О – Е: Счастье в воздухе не вьётся, а руками достаётся. Орла узнаешь по полёту, а молодца по обороту.
Э – Е: Береги платье снову, а здоровье смолоду. Это ежи, их руками не бери.
Предложение и тексты с оптически сходными буквами.
И – У: Физкультура и труд – здоровье несут. У семи нянек дитя без глаза.
И – Ш: Нет в мире краше Родины нашей. Шила в мешке не утаишь. Каши маслом не испортишь.
И – Ц: Не хвались отцом, хвались сыном молодцом. Не велика птица – синица, да умница.
В – Д: Внешний лёд обманчив, новый друг ненадёжен. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. В здоровом теле – здоровый дух.
Б – Д: По добру – добро, по худу – худо. Маленькое дело лучше большого безделья.
П – Т: При солнышке тепло, при матери добро. Рано не встал – потерял день, в детстве не учился – потерял жизнь.
Л – М: Торопливый делу не помогает. Малому да глупому всё с рук сходит. Лоб широк, да мозгу мало.
О – А: Март сухой, да мокрый май, будет каша и каравай. Родилась пригожа, да по нраву негожа.
Ш – Щ: Книга – лучший товарищ. Щи да каша – пища наша.
Х – Ж: Дом хороший, да хозяин негожий. Хороша рыба на чужом блюде. Если б хлеб да одёжа, да и ел бы лёжа.
Е – З: Всяк Еремей, про себя разумей. Здоровому всё здорово.
Тот же принцип подбора текстов используется для диктантов, списываний и письма под диктовку, т.е. они должны быть наполнены
словами при написании которых у ребёнка могут возникнуть трудности: слова, содержащие фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство, буквы имеющие оптическое сходство.
1. Летом Женя жил у бабушки и дедушки в деревне. У дедушки был большой плодовый сад. В саду у дедушки было: шесть яблонь, шестнадцать вишен, два грушёвых дерева, шестьдесят черешен.
Дедушка любил ухаживать за деревьями. Женя всё лето помогал дедушке ухаживать за садом.
2. Серая и холодная осень. Чаще льёт дождь. Уныло в поле воет ветер. Чуткая тишина в осеннем лесу. Поблекли упавшие на землю листья. Только иногда на голой ветке можно найти маленький флажок. Это последний листок. Над землёй плывут хмурые тучи. Вот-вот пойдёт снег.
3. Синицы – птички всеядные. Они ловят насекомых. Очень любят сало. Клюют крошки и кашу. В большие морозы они слетаются к оконным стёклам. Часто залетают в форточки жилых домов. Помогите птичкам, когда на улице холод и резкий ветер. Делайте кормушки.
4. Весна.
Стоят тёплые погожие деньки. Снег начал таять. Витя Чайкин и Петя Щукин убрали коньки и лыжи в чулан. Школьники ждут гостей с юга. Ребята сделали много домиков для птиц. Они с учительницей поедут в рощу. Там дети повесят домики на деревья. Как рады будут птицы.
5. Белка живёт в лесу. Она часто сидит на сучке. У белки пушистый хвост. У белки тёплая шкурка. Она живёт в дупле. Ей зимой тепло.
Календарно-тематическое планирование. 1 класс.
№ | Тема | Кол-во часов | Сроки | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | |||||||||||||
Предметные | Личностные | Деятельность Обучающихся | |||||||||||||||
план | Факт | ||||||||||||||||
1 | Обследование знаний и умений учащихся поступивших 1 класс | с 01 по 15 сентября | Регулятивные: владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: осознают границы своего знания и «незнания» | ||||||||||||||
2 | Урок знаний. Когда мы едины, мы непобедим | 1 | Различать звуки и буквы. Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы. | Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающем мире | Познавательные УУД:
анализ, синтез, сравнение использование знаково-символических средств. личностное переживание Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей, нравственно-эстетическое оценивание, оценка Регулятивные УУД: - организовать своё рабочее место и работу. -принимает и сохраняет учебную задачу. | ||||||||||||
3 | Предложение | 1 | Предложение –основная единица речи, выражающий законченную мысль. | Знать предложение как основная единица речи, выражающий законченную мысль. | |||||||||||||
4 | Слово | 1 | Ориентируются в своей системе знаний- отличают новое от уже неизвестного | знают новый термин «слово». Оценивают свою деятельность на занятии | Познавательные: планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации.
Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания
Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия.
| ||||||||||||
5 | Деление слов на слоги | 1 | Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слов. Словообразующая роль гласных. | Уметь делить слова на слоги, выделять ударный слог, воспроизводить ритмический рисунок слова, составлять схему слова с выделением ударного слога, подбирать к заданной схеме слова. | |||||||||||||
6 | Ударение | 1 | Выделение ударного слога | Уметь делить слова на слоги, находить ударный слог. | |||||||||||||
7-8 | Пространственные представления | 2 | Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметов ряда. | Уметь определять правое и левое направления в пространстве, пространственные взаимоотношения объектов, последовательность предметного ряда. Уметь ориентироваться тела и схеме человека, стоящего напротив. | К- ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Л- осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни.
| ||||||||||||
9-10 | Временные представления | 2 | Основные единицы времени, периоды человеческого возраста. Временная последовательность действий, событий. | Знать возраст и тролли членов семьи, названия и последовательность частей суток, дней недели, месяцев, времен года | |||||||||||||
Звуки и буквы | |||||||||||||||||
Гласные I-го ряда | |||||||||||||||||
11 | Звуки речи, способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки. | 1 | Звуки речи, способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки. | Развитие слухового внимания, фонематического восприятия | П: владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения К: слушают друг друга, строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывании Л: осознают границы своего знания и «незнания» | ||||||||||||
12 | Звук [а] и буква А | 1 | Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове | Уметь четко произносить звук [а]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. |
Познавательные: планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации
Коммуникативные: слушают, излагают и аргументируют свое мнение
Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия
| ||||||||||||
13 | Звук [у] и буква У | 1 | Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове | Уметь четко произносить звук [у]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. | |||||||||||||
14 | Звук [о] и буква О | 1 | Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове | Уметь четко произносить звук [о]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. | |||||||||||||
15 | Дифференциация звуков [а] -[о] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции звуков [а] и [о]. Дифференциация гласных звуков [а] и [о]. Соотнесение звуков с буквами. Различение звуков а-о по оптическим признакам | Уметь дифференцировать звуки [а] и [о] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь сравнивать буквы а-о по начертанию. | П: осуществляют анализ, сравнение языкового материала как по заданным, так и по самостоятельно выделенным основаниям К: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи Р: принимают учебную задачу, сформулирован ную вместе с учителем | ||||||||||||
16 | Звук [ы] и буква Ы | 1 | Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове | Уметь четко произносить звук [ы]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. | Познавательные: планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации
Коммуникативные: слушают, излагают и аргументируют свое мнение
Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия | ||||||||||||
17 | Звук [э] и буква Э | 1 | Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове | Уметь четко произносить звук [э]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. | |||||||||||||
Гласные II-го ряда. Твердые и мягкие согласные. | |||||||||||||||||
18 | Звук [и] и буква И | 1 | Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной и. | Уметь четко произносить звук [и]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной и. | Познавательные: осознают познавательную задачу, решают ее, делают выводы Коммуникативные: ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на занятии | ||||||||||||
19 | Дифференциация звуков [ы] - [и] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ы]-[и]. Дифференциация гласных звуков [ы] - [и]. Соотнесение звуков с буквами. | Уметь дифференцировать звуки [ы] - [и] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь сравнивать буквы а-о по начертанию. | П: вырабатывают каллиграфический почерк К: участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности Регулятивные: осуществляют взаимопроверку. | ||||||||||||
20 | Буква Я | 1 | Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной я. | Уметь определять количество звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я. |
Познавательные: планируют учебные действия, используют различные способы поиска информации
Коммуникативные: слушают, излагают и аргументируют свое мнение
Регулятивные: осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия | ||||||||||||
21 | Дифференциация звуков [а] - [я] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции звуков [а]-[я]. Дифференциация гласных звуков [а] - [я]. Соотнесение звуков с буквами. | Уметь дифференцировать звуки [а] - [я] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я. | |||||||||||||
22 | Буква Е | 1 | Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной е. | Уметь определять количество звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я. | |||||||||||||
23 | Дифференциация звуков [э] - [е] | 1 | Уточнение артикуляции звуков [э]-[е]. Дифференциация гласных звуков [а] - [я]. Соотнесение звуков с буквами. | Уметь дифференцировать звуки [э] - [е] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е. | Л: проявляют готовность к работе на занятии
ПР: вырабатывают каллиграфический почерк
Р: п ринимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
| ||||||||||||
24 | Буква Ю | 1 | Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю. | Уметь определять количество звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю. | |||||||||||||
25 | Дифференциация звуков [у] - [ю] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции звуков [у]-[ю]. Дифференциация гласных звуков [у] - [ю]. Соотнесение звуков с буквами. | Уметь дифференцировать звуки [у] - [ю] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю. | |||||||||||||
26 | Буква Е | 1 | Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной е. | Уметь определять количество звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Уметь соотносить звук с буквой. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной я. | П- владеют логическими действиями анализа, синтеза, сравнения. Р- осознают и принимают учебную задачу, планируют и контролируют учебные действия | ||||||||||||
27 | Дифференциация звуков [о] - [е] | 1 | Уточнение и сравнение артикуляции гласных [о]-[е]. Дифференциация гласных звуков [о] - [е]. Соотнесение звуков с буквами. | Уметь дифференцировать звуков [о] - [е] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь обозначать мягкость согласных на письме и в схемах при помощи гласной е. | |||||||||||||
28 | Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце и середине слова. | 1 | Соотнесение звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь. | Уметь на письме обозначать мягкость согласных при помощи гласной ь. Уметь анализировать слова с ь в середине и конце слова. Уметь соотносить слова с ь со схемой. | К- слушают взрослого и сверстников, излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Л- проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | ||||||||||||
Звонкие и глухие согласные | Звонкие и глухие согласные | ||||||||||||||||
29
30 | Звуки [с]- [с’].Буква С | 1 | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | Уметь четко произносить звуки [с] [с’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой. | П- развивать слуховое восприятие, повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных затруднений.
К - слушают и излагают свое мнение
Л - владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками | ||||||||||||
Звуки [з]- [з’].Буква З | 1 | Артикуляция, характеристика звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов; определение места звука в слове | Уметь четко произносить звуки [з] [з’]. Знать правильную артикуляцию и характеристику звуков. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой. |