Искусственные сооружения на улицах и дорогах

5.40. К основным искусственным сооружениям на улицах и дорогах относятся мосты, путепроводы, эстакады, тоннели, виадуки, дамбы, пешеходные мосты, подпорные стенки, берегоукрепительные сооружения, трубы, лестничные сходы и др.

При размещении искусственных сооружений на улицах и дорогах должны учитываться градостроительные и архитектурные требования, природно-климатические и грунтово-гидрологические условия, а также возможности перспективного изменения размеров движения транспорта и пешеходов.

5.41. Искусственные сооружения должны удовлетворять требованиям габарита приближения конструкций согласно действующим нормативным документам.

Элементы поперечного профиля на мостах, путепроводах, тоннелях, эстакадах и других искусственных сооружениях, как правило, должны быть такими же, как элементы поперечного профиля пропускаемых улиц и дорог.

На участках искусственных сооружений в виде исключения допускается сужение разделительной полосы и тротуаров. В пределах искусственных сооружений разделительная полоса для дорог скоростного движения может быть принята равной 4 м, а для улиц непрерывного движения - 2 м (с установкой бруса безопасности и с устройством соответствующих предохранительных полос в обе стороны от бруса безопасности).

В тех случаях, когда улица или дорога не имеет разделительной полосы, а решение искусственного сооружения предусматривает размещение опоры между проезжими частями на улице, подходящей к искусственному сооружению, необходимо предусматривать уширение для размещения разделительной полосы.

Расширение и сужение проезжей части на искусственных сооружениях должно сопрягаться с проезжей частью улиц и дорог плавными кривыми на участке длиной не менее 100 м до искусственного сооружения, а также радиусами, установленными для данной категории улицы или дороги.

5.42. Ширина тротуаров на искусственных сооружениях может быть уменьшена относительно ширины на пропускаемых улицах или тротуары могут быть исключены совсем при соответствующих обоснованиях. В этом случае должен быть предусмотрен служебный тротуар шириной 1 м (в стесненных условиях 0,75 м).

На дорогах скоростного движения в пределах искусственного сооружения тротуары для пешеходов не устраиваются. Здесь для прохода обслуживающего персонала должны быть предусмотрены служебные тротуары шириной 1 м (в стесненных условиях 0,75 м).

На улицах непрерывного и дорогах регулируемого движения, на участках искусственных сооружений, когда это возможно, следует предусматривать движение пешеходов по отдельным трассам вне искусственных сооружений. При устройстве тротуаров на искусственных сооружениях к ним должны быть устроены лестничные сходы в створе пересекающихся улиц.

5.43. В транспортных тоннелях, как правило, пешеходное движение не проектируется. Обязательным является устройство служебных тротуаров шириной 0,75 - 1 м (в особо стесненных условиях 0,5 м).

В особых случаях, когда транспортный тоннель совмещается с пешеходным, уровень прохода пешеходов относительно уровня проезжей части повышается на 2,7 м и обязательно отделяется сплошным ограждением.

5.44. Высоту от уровня верха головки рельса до низа конструкций искусственных сооружений, расположенных над железнодорожными путями, следует принимать не менее:

а) 6,3 м для искусственных сооружений шириной не более 5 м (в нижней части конструкции);

б) 6,5 м при ширине искусственных сооружений более 5 м;

в) 6,8 м для пешеходных мостов шириной не более 5 м, расположенных над путями станций, разъездов и обгонных пунктов;

г) 7 м при ширине пешеходных мостов более 5 м.

При сооружении пешеходных мостов через железнодорожные линии, перевод которых на электрическую тягу не предвидится, высоту от уровня головки рельса до низа конструкций допускается уменьшать до 5,5 м.

ПРИМЕЧАНИЕ. Габариты уникальных искусственных сооружений (мостов, путепроводов и эстакад) допускается принимать на основе индивидуальных технико-экономических обоснований, учитывающих расположение сооружения, его архитектурно-композиционное значение, опыт эксплуатации аналогичных сооружений.

ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО

6.1. Рекомендации, нормы и правила настоящего раздела распространяются на проектирование земляного полотна улиц и дорог городов и сельских поселений с проезжей частью, устраиваемой в бортовых камнях или окаймляющих плитах, с отводом воды в систему закрытой канализации, при наличии подземных коммуникаций, сооружений и т.п.

Земляное полотно улиц и дорог городов и сельских поселений с проезжей частью, обочинами, системой водоотвода и другими элементами по техническим параметрам, характерным для автомобильных дорог общего пользования, следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85. Проектирование земляного полотна при устройстве трамвайных и троллейбусных линий осуществляется в соответствии с требованиями СНиП 2.05.09-90.

Земляное полотно тротуаров, велосипедных дорожек, автостоянок, проездов следует проектировать в соответствии с требованиями, установленными применительно к земляному полотну улиц и дорог. Указанные сооружения допускается устраивать как на обособленном, самостоятельном земляном полотне, так и на совместном земляном полотне улиц и дорог.

6.2. Проектирование земляного полотна следует проводить на основе геодезических и геологических изысканий, климатических особенностей района строительства с учетом категории улицы и дороги, типа дорожной одежды, условий производства работ, наличия и состояния подземных коммуникаций.

Земляное полотно следует проектировать в пределах красных линий улиц и дорог с учетом вертикальной планировки прилегающей территории и функционального назначения застройки.

6.3. Земляное полотно различается по типу поперечного профиля: в «нулевых отметках» (основной тип); в уровне отметок планировки прилегающей территории; в насыпи; в выемке; в полунасыпи-полувыемке.

Насыпи, выемки, полунасыпи-полувыемки при проведении планировочных работ на прилегающей территории могут изменять тип поперечного профиля на земляное полотно в «нулевых отметках» и наоборот.

6.4. По сроку службы и назначению земляное полотно подразделяется:

на земляное полотно постоянных, находящихся в длительной эксплуатации улиц и дорог;

на земляное полотно временных дорог (построенные дороги районов массового жилищного строительства, временные объезды и т.п.).

В настоящем разделе приведены нормы и правила по проектированию земляного полотна постоянных улиц и дорог. Нормы проектирования земляного полотна временных дорог устанавливаются по требованиям постоянных дорог введением коэффициентов надежности по нагрузкам.

6.5. Природно-климатические условия района строительства и инженерно-геологические условия участков определяются в соответствии с указаниями СНиП 2.05.02-85.

Назначение типа местности по условиям увлажнения устанавливается с учетом освоенности территории согласно признакам, изложенным в табл. 17.

Таблица 17

Тип местности Признаки
1-й Поверхностный сток обеспечен, подземные коммуникации находятся в длительной эксплуатации, разделительные полосы и газоны отсутствуют или на них имеется хорошо развитый травяной покров, тротуары имеют усовершенствованные покрытия
2-й Поверхностный сток обеспечен, подземные коммуникации не находятся в длительной эксплуатации, имеются разделительные полосы и газоны без хорошо развитого травяного покрова, тротуары имеют усовершенствованные покрытия, отвод воды с которых осуществляется на газоны
3-й То же, что и 2-й тип, а также грунтовые воды оказывают влияние на увлажнение верхней толщи грунтов

ПРИМЕЧАНИЕ. Необеспеченность поверхностного стока при проектировании земляного полотна не допускается.

6.6. Типовые решения земляного полотна применяются в районах нового массового жилищного строительства, а также в районах сложившейся застройки с условиями проектирования, сходными с условиями проектирования в новых районах строительства, характеризующихся увлажнениями земляного полотна по 1-му или 2-му типу местности, отсутствием техногенных насыпных и слабых грунтов естественного происхождения.

Индивидуальные решения, а также индивидуальную привязку типовых решений следует применять в случаях, определенных СНиП 2.05.02-85, а также при проектировании: в условиях 3-го типа местности; в сложившихся и заповедных территориях городов и сельских поселений; транспортных пересечений; подземных пешеходных переходов; участков сопряжения с трассами метрополитена и коллекторов; набережных; придорожных шумозащитных сооружений; участков с подземными инженерными сооружениями и смотровыми колодцами.

6.7. Грунты, используемые при строительстве дорог и улиц, в зависимости от их свойств следует классифицировать в соответствии с СНиП 2.05.02-85.

6.8. Для обеспечения устойчивости и прочности верхней части (рабочего слоя) земляного полотна и дорожной одежды возвышение поверхности покрытия над расчетным уровнем грунтовых вод верховодки должно соответствовать значениям, приведенным в табл. 18.

Таблица 18

Грунт рабочего слоя

Наименьшее возвышение поверхности покрытия, м, в пределах дорожно-климатических зон

II III IV V
Песок мелкий, супесь легкая, супесь крупная 1,1 0,9 0,75 0,5
Песок пылеватый, супесь пылеватая 1,5 1,2 1,1 0,8
Суглинок легкий, суглинок тяжелый, глины 2,2 1,8 1,5 1,1
Супесь тяжелая пылеватая, суглинок легкий пылеватый, суглинок тяжелый пылеватый 2,4 2,1 1,8 1,2

ПРИМЕЧАНИЯ: 1. За расчетный уровень грунтовых вод следует принимать максимально возможный осенний (перед промерзанием) уровень за период между восстановлениями прочности дорожных одежд (капитальными ремонтами). В районах, где наблюдаются частые продолжительные оттепели, за расчетный уровень следует принимать максимально возможный весенний подъем грунтовых вод за период между капитальными ремонтами. В районах с глубиной промерзания менее толщины дорожной одежды за расчетный уровень следует принимать максимально возможный уровень грунтовых вод требуемой вероятности превышения в период его сезонного максимума. Положение расчетного уровня грунтовых вод следует устанавливать по данным разовых краткосрочных замеров на период изысканий и прогнозов.

При отсутствии указанных данных, а также при наличии верховодок за расчетный допускается принимать уровень, определяемый по верхней линии оголения грунтов.

2. Возвышение поверхности покрытия дорожной одежды над уровнем грунтовых вод при слабо- и среднезасоленных грунтах следует увеличивать на 20 % (для суглинков и глин - на 30 %), а при сильнозасоленных грунтах на 40 - 60 %.

3. Возвышение поверхности покрытии дорожной одежды над уровнем грунтовых вод для техногенных грунтов устанавливается на основании определенных характеристик данных грунтов по сопоставимой группе.

6.9. Минимальное возвышение поверхности покрытия в I дорожно-климатической зоне устанавливают на основе теплотехнических расчетов согласно СНиП 2.05.02-85, но не менее норм, установленных для II дорожно-климатической зоны.

При наличии в рабочем слое различных грунтов возвышение следует назначать по грунту, имеющему наибольшее значение.

6.10. Требования к пучинистости и степени уплотнения грунтов рабочего слоя устанавливаются в зависимости от типа применяемой дорожной одежды и дорожно-климатической зоны согласно СНиП 2.05.02-85.

6.11. При невозможности или нецелесообразности выполнения требований пп. 6.8 - 6.11, должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению прочности и устойчивости рабочего слоя земляного полотна или по усилению дорожной одежды:

замена грунтов на менее пучинистые и менее слабые на полную или установленную путем расчета часть глубины промерзания грунтов;

устройство морозозащитного слоя;

устройство теплоизолирующих, гидроизолирующих, капилляро-прерывающих или дренирующих прослоек;

применение армирующих прослоек из геотекстилей или геосеток;

понижение уровня грунтовых вод путем устройства дренажей глубокого заложения;

устройство вертикальных дрен или прорезей;

применение специальных методов укрепления грунтов (химическое закрепление грунтов, цементация).

6.12. Для возведения насыпей следует отдавать приоритет применению местных грунтов и отходов промышленности. В случаях необходимости ускорения строительства (завершения осадки) насыпей следует применять дренирующие грунты: скальные, гравийные и песчаные, а также грунты слабодренирующие (супеси, легкие суглинки) и недренирующие (тяжелые суглинки, глины), если их естественная влажность находится в пределах, приведенных в табл. 19.

Таблица 19

Наименование грунтов Оптимальная влажность, %
Песчаный 8 - 12
Супесчаный 9 - 15
Супесчаный пылеватый 16 - 22
Суглинистый 12 - 15
Тяжелый суглинистый 16 - 20
Суглинистый пылеватый 18 - 21
Глинистый 19 - 23

ПРИМЕЧАНИЯ: 1. Жирные глины допускается применять только в нижней части насыпей высотой до 4 м, меловые, тальковые и трепельные грунты - только для отсыпки ядра на затопляемой насыпи высотой до 6 м с обязательным покрытием их слоем недренирующих грунтов толщиной не менее 1,5 м.

2. Для возведения земляного полотна при высоком стоянии грунтовых вод или наличии поверхностных вод не разрешается использовать грунты со способностью высокого капиллярного поднятия (в том числе лессовые).

3. Для возведения насыпей не допускается использовать илистые и торфяные грунты, а также грунты, содержащие легкорастворимые в воде хлористые соли в количестве более 8 %, сульфатные соли - более 5 %.

6.13. Насыпи отсыпают на полную ширину слоями из однородных грунтов. Толщина слоев и их поперечные уклоны определяются проектом производства работ с учетом условий и способов уплотнения грунта. Верхние слои насыпей должны устраиваться, как правило, из грунтов с более высокой дренирующей способностью. Не допускается образование на поверхности слоев из недренирующих и слабодренирующих грунтов местных замкнутых понижений, встречных поперечных и продольных уклонов. Особое внимание следует уделять проектным решениям, связанным с локальными разрытиями, обратными засыпками, размещением подземных сооружений (колодцев, камер, каналов и др.).

Степень уплотнения грунтов насыпей и выемок должна удовлетворять требованиям СНиП 2.05.02-85.

6.14. Крутизна откосов насыпей и выемок при отсутствии влияния грунтовых вод, наземных и подземных коммуникаций и сооружений для грунтов оптимальной влажности (табл. 19) назначается в соответствии с СНиП 2.05.02-85.

6.15. В случаях возведения земляного полотна из грунтов повышенной влажности и переувлажненных или на основаниях из слабых грунтов, а также в случаях наличия наземных и подземных коммуникаций и сооружений в пределах земляного полотна крутизна откосов назначается по условию обеспечения их устойчивости.

6.16. Конструкции земляного полотна в сложных условиях, в том числе на косогорах, болотах, затопляемых пойменных участках, пересечениях водоемов, подходах к мостовым сооружениям, насыпях на слабых основаниях, выемках в особых грунтах или насыпях с использованием особых грунтов, в районах распространения засоленных грунтов, мокрых солончаков и подвижных песков, в I дорожно-климатической зоне, на участках залегания вечномерзлых грунтов, на участках прогнозируемых наледей, на оползневых, оползнеопасных участках следует проектировать в соответствии с указаниями СНиП 2.05.02-85 и с учетом условий эксплуатации, нагрузок, застройки, наличия подземных коммуникаций и сооружений.

ДОРОЖНЫЕ ОДЕЖДЫ

7.1. Требования настоящего раздела распространяются на проектирование конструкций дорожных одежд постоянных улиц и дорог. Требования к дорожным одеждам временных дорог устанавливаются индивидуально, в зависимости от конкретных условий.

7.2. Конструкции дорожной одежды и вид покрытия назначаются на основании технико-экономического сравнения вариантов дорожных одежд с учетом климатических и гидрогеологических условий, категории улиц и дорог, состава и интенсивности движения транспорта, наличия строительных материалов, подземных сооружений и коммуникаций, а также застройки и требований охраны окружающей среды.

Предварительное назначение конструкций дорожных одежд допускается выполнить по каталогам и альбомам типовых конструкций, а также согласно табл. 20

7.3. В конструкциях дорожных одежд, как правило, необходимо предусматривать следующие функциональные слои: покрытие, основание и подстилающие слои оснований (дренирующие, морозозащитные, теплоизолирующие и др.).

При соблюдении транспортно-эксплуатационных требований допускается применение однослойных одежд, одновременно совмещающих функции вышеуказанных слоев.

ПРИМЕЧАНИЕ. Покрытие, основание и подстилающие слои могут состоять из нескольких слоев.

7.4. Конструктивные слои дорожных одежд назначаются из условия прочности и морозоустойчивости всей конструкции, при этом должна обеспечиваться прочность каждого из слоев, связанных материалов (асфальтобетон и др.).

Таблица 20

Тип дорожных одежд Основные виды покрытий Категория дорог и улиц
Капитальные Цементобетонные монолитные, сборные железобетонные, асфальтобетонные, брусчатые, сборные из мелкоразмерных бетонных плит на основаниях из бетона, асфальтобетонных смесей, щебня и дробленого гравия, обработанных вяжущими, щебня высоких марок, уложенного по принципу заклинки Магистральные улицы и дороги. Улицы и дороги местного значения при наличии всоставе движения тяжелого грузового транспорта
Облегченные Асфальтобетонные и дегтебетонные, брусчатые, сборные из мелкоразмерных бетонных плит на основаниях из щебня и гравия, грунта, обработанного вяжущим Улицы и дороги местного значения при преимущественном движении легкового транспорта, пешеходные улицы и тротуары с уборкой тяжелой техникой, улицы и дороги сельских поселений
Переходные Щебеночные и гравийные, из грунтов и местных малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими Улицы и дороги местного значения, проезды, велосипедные дорожки, пешеходные улицы и тротуары при одиночных проездах автомобилей и уборке легкой техникой. Улицы и дороги сельских поселений

Для климатических подрайонов IА, IБ и IГ конструкция дорожной одежды назначается на основании теплотехнических расчетов.

Фактической состояние существующих дорожных одежд должно учитываться при разработке конструкции в случае капитального ремонта или реконструкции улиц и дорог.

Конструкции дорожных одежд улиц и дорог, сооружаемых в районах массового жилищного строительства, должны предусматривать возможность пропуска построечного транспорта на период интенсивного строительства и последующего усиления (восстановления) одежды до расчетных характеристик и параметров по завершении застройки района.

При наличии в составе транспортного потока тяжелых автомобилей в количестве более 5 % и с нагрузкой, превышающей на 20 % расчетную, для многополосных проезжих частей допускается устраивать дорожную одежду, равную наиболее загруженной полосе.

7.5. На магистральных улицах и дорогах, перед пересечениями с ними, а также на мостах и путепроводах, независимо от их плана, профиля и условий движения, перед пешеходными переходами следует предусматривать устройство покрытий с коэффициентом сцепления 0,5 - 0,6. Данный коэффициент сцепления обеспечивается:

устройством покрытий из асфальтобетонных смесей типа А и Г, а также Б согласно ГОСТ 9128-84 при использовании щебня марки по прочности не ниже 1000 и дробленого песка или отсевов дробления изверженных горных пород;

специальной отделкой (рифлением, обработка щетками и т.п.) поверхности цементобетонных покрытий.

На улицах и дорогах местного значения коэффициент сцепления должен быть не ниже 0,45, что обеспечивается применением материалов в покрытии, удовлетворяющих требованиям действующих стандартов и других нормативно-технических документов на дорожно-строительные материалы.

7.6. Выбор вида покрытия проезжей части улиц и дорог следует производить в зависимости от продольного уклона в соответствии с данными табл. 21.

Таблица 21

Вид дорожного покрытия

Продольный уклон, %

допускаемый исключительный
Асфальтобетонные:    
без поверхностной обработки 50 60
с поверхностной обработкой 70 80
Цементно-бетонные, в т.ч. сборные железобетонные 60 80
Брусчатые 80 90
Щебеночные 80 90
Мостовые из колотого и булыжного камня 100 120

ПРИМЕЧАНИЕ. Исключительные продольные уклоны допускаются в горных и особо сложных условиях при соответствующем обосновании.

7.7. Поперечные уклоны проезжей части улиц и дорог, продольные и поперечные уклоны площадей и автостоянок не должны бытьболее указанных в табл. 22.

Таблица 22

Вид дорожного покрытия Наибольший поперечный уклон, ‰
Асфальтобетонные и цементно-бетонные:  
улицы и дороги 20
площади и автостоянки 10
Сборные из бетонных и железобетонных плит, брусчатые мостовые:  
улицы и дороги 25
площади и автостоянки 15
Щебеночные 30
Булыжные 35

ПРИМЕЧАНИЯ: 1. В сложных и стесненных условиях допускается увеличение уклонов на 5 ‰.

2. Наименьшие продольные уклоны по лоткам проезжей части для асфальтобетонных и цементно-бетонных покрытий следует принимать не менее 4 ‰, для остальных покрытий - не менее 5 ‰.

7.8 Толщина цементно-бетонного покрытия и основания, в том числе из жестких укатываемых бетонов (тощих) класса В 12,5 и ниже назначается расчетом по прочности с учетом повторяемости суммарных напряжений от нагрузок автомобилей и температуры. При определении толщины цементобетонного основания асфальтобетонное покрытие следует учитывать как несущий слой. Для обеспечения трещиностойкости асфальтобетонного покрытия следует устраивать его толщиной не менее 12 см.

Покрытия с цементобетонными основаниями устраиваются на магистральных улицах и дорогах с высокоинтенсивным движением транспорта. Рекомендуемые толщины цементобетонных покрытий и оснований, в зависимости от категорий улиц и дорог, приведены в табл. 23.

7.9. В бетонных покрытиях и основаниях из бетона В 12,5 и выше следует устраивать поперечные и продольные швы: расширения, сжатия, коробления и рабочие. Расстояние между швами сжатия (длина плит) определяется путем расчета или назначается в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85.

Таблица 23

Наименование материалов оснований (нижних слоев оснований)

Магистральные улицы общегородского значения

Магистральные улицы районного значения

Улицы и дороги местного значения

транспортно-пешеходные пешеходно-транспортные
Бетон низких марок по прочности на сжатие и растяжение при изгибе (В 12,5 и ниже) 20 - 22 18 - 20 16 - 18 -
Щебень и гравий, обработанные вяжущим 21 - 23 19 - 21 18 16 - 18*
Щебень высоких марок, уложенный по принципу заклинки 22 - 24 20 - 22 18 - 19 16 - 18*

* Значения толщин приведены применительно к покрытиям.

Толщины приведены для цементобетонов применяемых:

в покрытии - класса по прочности на сжатие В 30 и прочности на растяжение при изгибе В 4,0;

в основании - по прочности на сжатие В 15 и прочности на растяжение при изгибе В 2,4.

7.10. На высоких насыпях, сложенных из разнородных грунтов, грунтов повышенной влажности, на участках с большой мощностью культурного слоя, на насыпях и местах пересечения болот, торфяников, на подходах к мостам и путепроводам, в местах прокладки подземных коммуникаций, сопряжений с горловинами колодцев и других случаях, когда предполагается неравномерная осадка грунта необходимо устраивать цементобетонные покрытия с армированием сетками или применять сборные железобетонные покрытия.

7.11. Устройство сборных железобетонных покрытий на улицах и дорогах следует предусматривать как для обычных, так и для сложных условий строительства, а также при производстве работ в холодный период года, когда применение других видов покрытия затруднено.

Укладка железобетонных плит выполняется с обязательной сваркой монтажных петель и соединительных скоб и заделкой мелкозернистым или песчаным бетоном швов и ниш покрытия.

Конструкции одежд из сборных железобетонных покрытий должны учитывать конструкцию плит и нагрузку в соответствии с ГОСТ 21924.0-84 -ГОСТ 21924.3-84.

7.12. Асфальтобетонные покрытия на основаниях из щебня, гравия, щебеночных смесей, материалов и грунтов, улучшенных вяжущими средствами проектируются в один или несколько слоев. Толщина слоев определяется обеспечением прочности дорожной одежды по упругому прогибу всей конструкции, сопротивлению сдвигу в грунте, а также по растяжению при изгибе слоев асфальтобетонных покрытий.

7.13. Толщина слоев дорожных одежд должна назначаться с учетом типа и марок асфальтобетонных смесей, технологических возможностей строительных организаций, наличия материалов, сезона строительства.

Независимо от результатов расчета на прочность дорожной одежды толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии следует принимать не менее приведенных в СНиП 2.05.02-85.

Верхний слой (слой износа) асфальтобетонных покрытий толщиной 4 - 5 см допускается не учитывать в расчете по прочности и морозоустойчивости одежд.

7.14. Щебеночные основания и основания из дробленого гравия устраиваются под асфальтобетонные покрытия улиц и дорог. Гравийные основания следует применять для улиц и дорог местного значения.

Дорожные одежды с покрытием из брусчатых камней, отвечающих требованиям ГОСТ 23608-79, и из мелкоразмерных бетонных тротуарных плит, отвечающих требованиям ГОСТ 17608, рассчитывают по следующим критериям прочности: сопротивлению сдвигу в грунте и песчаных слоях, растяжению при изгибе в связных слоях оснований.

Покрытия из брусчатых камней и тротуарных плит устраиваются на основаниях с прослойкой из песка или сухой цементно-песчаной смеси толщиной 3 - 5 см. При этом швы покрытий, в зависимости от условий отвода поверхностных вод, также заполняются песком, ценентно-песчаной смесью, раствором или битумной мастикой.

7.15. Конструкции дорожных одежд при совместном движении автотранспорта и трамваев проектируются в соответствии с настоящим разделом и СНиП 2.05.09-90.

7.16. Дорожные одежды тротуаров, велосипедных дорожек, автостоянок, проездов следует проектировать в соответствии с требованиями настоящего раздела, установленными для дорожных одежд улиц и дорог облегченного и переходного типов.

Конструкции дорожных одежд должны обеспечивать пропуск уборочной техники, а пожарные проезды - разовый пропуск в течение суток 2 - 3 транспортных средств тушения пожаров.

7.17. Конструкции дорожных одежд автостоянок должны рассчитываться по прочности на длительное статическое воздействие автомобилей.

Не следует применять в качестве покрытий автостоянок (особенно в местах заправки или техобслуживания автомобилей), а также для пожарных проездов покрытия из асфальто- и дегтебетонов.

7.18. Подстилающие и дополнительные слои дорожных одежд должны обеспечивать прочность и морозоустойчивость конструкций.

Специальные морозозащитные слои не устраиваются:

в районах с глубиной промерзания менее 0,6 м;

в случаях когда необходимая по условиям прочности дорожная одежда имеет толщину, превышающую 2/3 глубины промерзания;

при земляном полотне, верхний рабочий слой которого:

отвечает требованиям п. 6.8 данных Рекомендаций;

состоит из непучинистых или слабопучинистых грунтов на глубину соответственно 1,2 м от поверхности цементобетонных и 1 м асфальтобетонных покрытий во II дорожно-климатической зоне и на глубину 1 м и 0,8 м в III дорожно-климатической зоне и имеет степень уплотнения, соответствующую коэффициентам уплотнения, приведенным в СНиП 2.05.02-85.

7.19. На участках улиц и дорог, не отвечающих условиям п. 7.18, следует предусматривать противопучинные мероприятия в соответствии с п. 6.12 данных Рекомендаций.

7.20. Толщина теплоизоляционных слоев определяется путем теплотехнического расчета.

7.21. Толщина песчаного подстилающего слоя по условиям осушения определяется путем расчета согласно следующим условиям:

отвода воды в углубленные ровики с сопутствующим дренажем мелкого заложения или на откос земляного полотна;

временного накопления воды в песчаном слое в период оттаивания сопутствующего дренажа мелкого заложения до полного водопоглощения.

7.22. Устройство песчаного дренирующего слоя не требуется в следующих случаях:

при земляном полотне, сложенном из песчаных и супесчаных непылеватых грунтов;

в III дорожно-климатической зоне при 1-м типе местности или соответствующему ему увлажнению грунта рабочего слоя земляного полотна при 2-м и 3-м типе местности;

в IV и V зонах при 1-м и 2-м типах местности или соответствующему ему увлажнению грунта рабочего слоя земляного полотна при 3-м типе местности;

при устройстве гидроизолирующих и капилляропрерывающих прослоек.

7.23. При устройстве дренирующих слоев следует учитывать дополнительный эффект осушения за счет применения геотекстильных прослоек, сопутствующих дренажей подземных сооружений, дренажных прорезей, воронок и наоборот дополнительное увлажнение водами канализационных сетей, водопроводов и теплосетей при их работе в напорном режиме или аварийном состоянии.

7.24. Дорожные одежды в местах сопряжения с горловинами смотровых колодцев следует выполнять с применением специальных плит, разгружающих и распределяющих нагрузки от транспорта, с телескопическим подъемом чугунных люков до отметок верха покрытия.

7.25. Материалы дорожных одежд и применяемые изделия должны удовлетворять требованиям настоящего раздела и указанным в нем стандартам, а также требованиям СНиП 2.05.02-85.

Значения показателей и характеристик материалов для магистральных улиц и дорог общегородского значения следует принимать как для внегородских дорог I и II категорий, для магистральных улиц районного значения - по III категории, улиц и дорог местного значения - по IV категории.

Местные материалы и отходы промышленности, используемые в конструктивных слоях должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к обычным строительным материалам, взамен которых они применяются. Параметры конструктивного слоя и всей дорожной одежды должны быть уточнены в соответствии с характеристиками данных материалов.

При соответствующем обосновании для улиц и дорог местного значения, пешеходных улиц, тротуаров, велосипедных дорожек, проездов допускается в основаниях и в подстилающих слоях применять золы уноса, металлургические шлаки, золошлаковые смеси ТЭЦ, фосфогипсы и фосфополугидраты, нефелиновые и бокситовые шламы и другие материалы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: