Глава 2. Воронцовский дворец. (Садовая ул., 26)

Введение

                                                                           

 

Архитектурный стиль начала XVIII века складывался сложно и зачастую довольно противоречиво. В его формировании участвовало западноевропейское барокко.

Петербургское барокко принято делить на три этапа, границы которых определены временем правления Петра I, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны:

· Петровское барокко

· Аннинское барокко (барокко переходного периода)

· Елизаветинское барокко (зрелое барокко)

Шереметевский, Воронцовский и Строгановский дворцы принадлежат к елизаветинскому барокко.

Елизаветинское (зрелое) барокко – стиль торжественный и пышный, требующий больших затрат. Заказчиками таких сооружений являлись, обычно, члены царской фамилии или удачливые царедворцы. Расцвет стиля пришелся на время правления Елизаветы Петровны (1741 – 1761 гг)

Здания елизаветинского барокко характеризуются большими формами, пышностью, как внешнего, так и внутреннего декора. Формы пластичны и динамичны. Все линии кривые, ломаные, неровные, изгибающиеся, разрывающиеся. Фасады изрезаны ризалитами, во многих зданиях присутствует раскреповка. В оформлении зданий участвует поразительное множество декоративных элементов: фронтоны, пилястры, колонны, наличники, сандрики, валюты, гирлянды, огромное количество путти и т.д. основным декоративным элементом является ордер. Присутствует разнообразие фронтонов, в тимпане которых часто находятся картуш с гербом.

Интерьеры также отличаются пышностью. Комнаты выстроены в анфилады, украшены растительными орнаментами, которые оплетают порталы и оконные проемы, богаты лепкой, резьбой. Устройством падуг маскированы резкие переходы между стеной и потолком, поверхность потолка при этом как бы уменьшается и помещение кажется выше.Живописные полотна на потолке и стенах создают иллюзию связи интерьера с внешним миром.

 Стиль елизаветинского барокко интересен и разнообразен.Его изучение с точки зрения искусствоведения очень актуально и познавательно. Великие зодчие времен Елизаветы Петровны создали неповторимые постройки контрастные, динамичны, движущиеся, и в то же время единые, целостные и гармоничные.

Ярчайшим представителе м елизаветинского барокко является Франческо -Бартоломео Растрелли. Не менее знаменит Савва Иванович Чевакинский. Другими талантливыми архитекторами этой эпохи являются Михаил Земцов, Андрей Квасов, Пьетро Антонио Трезини, талантливый художник и архитектор крепостной Федор Аргунов.

Известными художниками елизаветинской эпохи являются Илья Яковлевич Вишняков и Иван Петрович Аргунов. Илья Вишняков написал в эту эпоху свою самую известную работу – портрет Сарры Фермор.

Глава 1. Франческо-Бартоломео Растрелли (1700 — 1771).

 

Граф, итальянец по происхождению, Растрелли родился в Париже.В 1716 году приехал в Санкт-Петербург с отцом. С 1720-х годов Франческо-Бартоломео начал самостоятельно выполнять различные архитектурные задания.

Период расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге (1741—1744 годы; не сохранился). На пике славы мастер по требованию императрицы сопровождал сразу несколько поистине грандиозных строительных проектов.

Самые значимые произведения Растрелли были созданы в Санкт-Петербурге и его окрестностях. Основание города на Неве, стремительное развитие и благоустройство новой столицы требовали подходящему этому статусу архитектурного облика, в формировании которого Растрелли сыграл далеко не последнюю роль.Архитектора часто называют мастером "елизаветинского барокко". Основные его работы в Санкт-Петербурге: Смольный монастырь, дворец М. И. Воронцова, дворец А. С. Строганова, Летний дворец Елизаветы Петровны (находился на месте Михайловского (Инженерного) замка), Большой Петергофский дворец, Зимний дворец (интерьеры перестроены после пожара).

Поэт Антиох Кантемир говорил о нем: «Граф Растрелли родом итальянец, в российском государстве искусный архитектор: за младостью возраста не столько в практике силен, как в вымыслах и чертежах. Инвенции его в украшении великолепны, вид здания казист; одним словом, может увеселиться око в том, что он построил».

Ф.-Б. Растрелли широко использовал в своих работах традиции древнерусской архитектуры, а также зодчих петровского времени. Его многочисленные постройки отличаются пластическим богатством архитектурных форм, яркостью окраски и роскошью отделки.

 

 

Глава 2. Воронцовский дворец. (Садовая ул., 26)

Классическим образцом городской усадьбы елизаветинского времени стоит считать дворец канцлера графа Михаила Илларионовича Воронцова, который участвовал в дворцовом перевороте и помог взойти на престол Елизавете Петровне.Строительство дворца велось по проекту архитектора Ф.Б.Растрелли в период с 1749 по 1758 год. Архитектору пришлось сооружать дворец на участке, расположенном между Фонтанкой и недавно проложенной Садовой улицей. Именно к ней и обращен главный фасад здания. От улицы двор отсечен ажурной чугунной решеткой, отлитой по рисункам Растрелли. Роскошью и богатством дворец соперничал с царскими резиденциями.

Дворец средних объемов, трехэтажный, разделен на два яруса, выстроен в традиционной для русского зодчества П-образной форме. Главный трехэтажный корпус, расположенный в глубине двора, имеет четырехугольный в плане двор. Два симметричных двухэтажных флигеля вынесены вперед и поставлены по красной линии улицы. Центральный ризалит увенчан мезонином с треугольным фронтоном, боковые ризалиты – лучковыми фронтонами. Ризалиты украшены колоннами и пилястрами ионического ордера.Окна оформлены наличниками и сандриками, под окнами боковых ризалитов находятся гирлянды. Именно в Воронцовском дворце Растрелливпервые в декоре наличников использовал барельефные изображения голов в шлемах. В декоре первого яруса центрального ризалита используется рустовка. Мезонин украшен валютами с масками львов.

Растрелли так описал это своё творение:

"Это здание возведено вблизи большой Перспективы, фасад со стороны большого двора длиной 55 туазов (109 метров), посредине этого фасада - большой въезд для карет, где с каждой стороны имеется большой портик с колоннами дорического ордера; в одном из этих портиков имеется большая парадная лестница с двойным маршем, внутренние стены расписаны фресками весьма искусным живописцем из Болоньи; большой зал также расписан фресками того же мастера. Апартаменты состоят из более чем 50 покоев, включая галерею, библиотеку и часовню. Снаружи - большой сад и средний двор, окружённый очень хорошо расположенными апартаментами. По сторонам большого двора построены двухэтажные флигели для служб, кухонь и для квартир прислуги; кроме того отдельное здание для конюшен и каретных сараев; целиком каменное"

Позади главного корпуса располагался регулярный сад с бассейнами, фонтанами и прочими затеями.

 Строительство дворца едва не разорило графа и в 1763 году он продал дворец в казну, получив, согласно документам, 217 600 рублей. До 1770 года здание пустовало. Затем в нем жили несколько высокопоставленных лиц. В 1798 году Павел I принял титул Великого магистра мальтийских рыцарей и отдал дворец российской ветви Мальтийского ордена. В правление Александра I дворец был отобран в казну и передан Пажескому корпусу для воспитания пажей. Флигели дворца были отданы купцам для устройства торговых лавок. После революции Пажеский корпус был закрыт, во дворце стал заседать клуб левых эсеров. 7 июля 1918 года здесь проходил бой между эсэрами и большевиками, решившими ликвидировать центр эсэровской партии. По зданию вели открытый огонь из орудий, стоявших на галерее Гостиного двора, на Невском проспекте и Садовой улице.

Осенью 1918 года Воронцовский дворец отдали для нужд Красной Армии. Здесь постоянно размещались военные учебные заведения. Во время гражданской войны во дворце были организованы курсы командного состава Красной Армии, а в 1920-1930-х годах - пехотное училище имени Кирова. С 1955 года в здании Воронцовского дворца располагается Суворовское военное училище, которое и находится во дворце и сейчас. В Мальтийской капелле проводятся органные концерты.

Изначально во дворце насчитывалось 50 парадных залов, которые по своей красоте и великолепию могли конкурировать с интерьерами парадных помещений императорских дворцов. Здесь также имелась великолепная библиотека графа, для которой был отведен целый зал.Интерьеры были богато украшены лепкой, золоченой резьбой, плафонами работы итальянского живописца Д. Б. Тьеполо. Однако здание не предназначалось для учебных заведений. Великолепная двойная лестница, украшенная изваяниями и зеркалами вела на второй этаж, где пышные залы с расписными плафонами были предназначены для богатых балов и торжественных приемов. Поэтому дворец был перестроен и интерьеры утрачены.

 

Глава 3. Строгановский дворец. (Невский пр. 17)   

Дворец построен по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. Строительство велось стремительными темпами, дворец был построен в 1753 году. Дворец находится на пересечении Невской перспективы и реки Мойки. В отличии от других дворцов он расположился своими фасадами по красным линиям улиц. Дворец имеет два главных фасада, один из которых выходит на Невский проспект, а другой - на набережную реки Мойки.

Здание выдержано в стиле елизаветинского барокко. Имеет средние размеры. Дворец трехэтажный, поделен на два яруса, имеет сложную линию фасада. Особенно красив фасад, выходящий на Невский проспект. Его центральный ризалит выделен пучками колонн композитного ордера, опирающимися на рустованные постаменты и поддерживающими разорванный лучковый фронтон, в тимпане которого расположен герб рода Строгановых: картуш с гербом, который поддерживают два соболя – символ того, что предки Строгановых принимали участие в освоении Сибири. Окна декорированы наличниками, сандриками, маскаронами, кариатидами, масками львов.Карнизы украшены рельефами и лепкой. На главном фасаде располагалась великолепная скульптура: четыре огромные статуи, олицетворяющие четыре части света. К сожалению скульптура не сохранилась.

Более сдержанно оформлен фасад, выходящий на Мойку. Его ризалиты почти не выступают из-за близости к реке. Центральный ризалит декорирован композитным ордером и увенчан треугольным фронтоном с гербом Строгановых в тимпане. Окна декорированы наличниками, сандриками, маскаронами.

В одном крыле дворца находится большой двусветный зал, сохранивший отделку, выполненную по рисункам Растрелли. Его украшает живописный плафон работы Дж. Валериани.

Растрелли так писал о своей работе:

"Я построил... трёхэтажный дворец, принадлежащий господину барону Строганову... Число апартаментов составляет 50 комнат, включая большой зал, украшенный штукатурными работами, выполненными весьма искусными итальянскими мастерами. Кроме того, там имеется галерея, украшенная зеркалами и позолочёной скульптурой, с плафонами в некоторых из этих апартаментов, выполненными итальянскими живописцами. Большая парадная лестница богато украшена лепниной, железными вызолоченными перилами... Два главных фасада украшены прекраснейшей архитектурой в итальянской манере..."

В 1790-х годах дворец подвергся частичной перестройке по проекту А. Н. Воронихина, который на месте одноэтажных флигелей соорудил новые корпуса, интерьер которых были отделаны в духе классицизма. Обновились интерьеры и в старой части дворца.

В 1918 году дворец был отобран у Строгановых, собранная ими коллекция живописи частично распродана, частично передана в Государственный Эрмитаж. Во дворце был устроен Музей быта, затем- различные хозяйственные и проектные учреждения, что пагубно отразилось на состоянии интерьеров. Дворец был многократно перекрашен, в различные времена Строгановский дворец был окрашен в розовый, сиреневый, охристый, красно-коричневый и зеленый цвета, а ведь его изначальный цвет – желтоватый.  В 1988 году власти приняли решение о реставрации дворца и передачи его Русскому музею. Сейчас дворец является филиалом Русского музея.

Глава 4. Савва Иванович Чевакинский (~1709-1783)

Родился в дворянской семье в селе Вешки Новоторжского уезда Тверской губернии.В 1729 году был определён в Морскую академию в Петербурге, откуда в 1734 году ушёл в Измайловский полк. Позже поступил учеником в архитектурную команду И. К. Коробова. В 1739 году начал самостоятельную творческую деятельность.В 1739 году начал самостоятельную творческую деятельность.

Он трудился над дворцом Шереметевых на Фонтанке (вместе с Ф. С. Аргуновым), построил дворец для графа Шувалова на Итальянской улице, возвел дом Демидовых в Демидовом переулке (ныне переулок Гривцова).Чевакинский возглавлял строительство Никольского Морского собора. Чевакинский был по совместительству архитектором Академии наук, руководил архитектурным классом, среди его учеников были В. И. Баженов и И. Е. Старов.

Культовые постройки Чевакинского (в том числе конкурсные проекты на перестройку Исаакиевского и Петропавловского соборов) выделяются коваными балкончиками и декорированными растительным узором кронштейнами, позаимствованными из репертуара дворцовых построек того времени. С целью округления фасадных линий Чевакинский предпочитал оформлять выступающие углы зданий пучками из трёх колонн этот приём был заимствован им из древнерусского зодчества.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: