Глава 5. Шереметевский дворец. (наб. р. Фонтанки, 34)

Этот участок земли генерал-фельдмаршал Шереметев получил в подарок от Петра I. В начале 1740-х годов на месте деревянного возвели одноэтажный каменный дворец. В 1750-1755 архитектор Савва Иванович Чевакинский перестроил дворец, в этом ему помогал крепостной Шереметевых Ф. С. Аргунов. Главный фасад дворца протянулся вдоль набережной Фонтанки, от которой он отделен узорчатой чугунной решеткой и небольшим парадным двором.

Дворец средний по объему, двухэтажный, разделенный на два яруса. Линия фасада сформирована тремя плоскими ризалитами. Второй ярус декорирован пилястрами композитного ордера с масками львов в капителях, окна украшены наличниками и маскаронами. Центральный ризалит венчает мезонин с лучковым фронтоном, в тимпане которого расположен герб Шереметевых, поддерживаемый двумя львами.

Боковые ризалиты также декорированы пилястрами композитного ордера, наличниками, маскаронами, а еще рустованными лопатками и гирляндами. Боковые ризалиты венчают два треугольных фронтона с картушами в тимпанах.

С большим искусством выполнена декоративная лепка над окнами второго этажа. Высоко поднятые сандрики украшены разнообразными лепными композициями, особенно интересны рельефы с изображениями голов воинов в шлемах, окруженные военными доспехами. Использование на фасадах дворца арматур напоминает о героических подвигах Шереметева. Символом его отваги стали и два льва, поддерживающие родовой герб.

На тумбах балюстрады над карнизом дворца стояли деревянные резные статуи и вазы. Они не сохранились.

За дворцом и его флигелями находится регулярный сад, простирающийся до Литейной перспективы. Аргунов устроил в этом саду грот, павильон «Эрмитаж», китайскую беседку и другие сооружения, недошедшие до нашего времени. В саду находилось множество античной скульптуры и разнообразных фонтанов, отчего дворец стали называть Фонтанным домом. Позже участок сада был продан и на его месте построили доходные дома.

На первом этаже здания располагались (как и в большинстве дворцов того времени) служебные помещения. А также кунсткамера и ригскамора. На втором этаже находились парадные апартаменты, в боковых крыльях находились жиле комнаты и домовая церковь Св. великомученицы Варвары.

Внутреннее убранство дворца было пышным    6 золоченая резьба, живописные плафоны, расписное панно, декоративные ткани. Цветной узорный паркет. В комнатах было много европейских вещей: мебель картины, изделия из бронзы, сервизы. Однако первоначальная отделка интерьеров до нашего времени не сохранилась, так как они много раз переделывались. Шереметевы владели дворцом до 1917 года. 

В 1990 году дворец был передан Музею театрального и музыкального искусства. А в дворцовом флигеле открыт Мемориальный музей Анны Ахматовой, которая жила здесь в 1924-1952 годах.

 

 

Заключение

Стиль барокко в Санкт-Петербурге появился благодаря Петру I, однако свой расцвет стиль получил в период правления Елизаветы Петровны. Барокко -торжественный и пышный стиль. Здания, построенные в этом стиле отличаются большими объемами, сложными линиями фасадов со множеством ризалитов. Отличительной чертой елизаветинского барокко является использование ордера как декоративный элемент.

Традиционными представителями елизаветинского барокко являются Строгановский, Воронцовский и Шереметевский дворцы. Все они отличаются большими объемами, сложной, линией фасада с ризалитами, их высота невелика, присутствует деление на ярусы. Главным декоративным элементом является ордер: колонны и пилястры композитного ордера на фасадах Строгановского и Шереметевского дворцов, колонны ионического ордера на фасаде Воронцовского дворца. Окна большие, декорированы наличниками, маскаронами, сандриками, лепниной. В декоре фасадов также использованы гирлянды, маскароны, фронтоны.

Большинство интерьеров было утрачено. Однако они не уступали в роскоши внешнему виду здания. Для елизаветинского барокко характерно анфиладное строение комнат. Покои и залы были украшены лепниной, расписными плафонами, резьбой, зеркалами.

Для этой эпохи характерны дворцы-усадьбы. Вокруг дворца, обычно, располагался регулярный сад со множеством скульптуры, фонтанов и т.д. исключением является Строгановский дворец, фасад которого выходит непосредственно на красные линии улиц, и поэтому сад находится во внутреннем дворе дворца.

 

 

Список литературы:

1) М. С. Зимина. Пособие по истории города. Санкт-Петербург. Архитектурные стили. (стр.97-107)

2) Е. В. Дмитриева. Пособие по истории города. Санкт-Петербург. (стр.155-162)

3) В. К. Дмитриев. Пособие по истории города. Санкт-Петербург. Дворцы. (стр.195-217)

4) А. П. Крюковских. Дворцы Санкт-Петербурга. (стр.42-53)

5) В. Г. Глушкова. Дворцы Санкт-Петербурга наследие Романовых (стр.257-280)

Электронные ресурсы:

1) Прогулки по Петербургу. Строгановский дворец. (https://walkspb.ru/zd/nevskiy17.html)

2) Прогулки по Петербургу. Воронцовский дворец. (https://walkspb.ru/zd/sadovaya26.html)

3) Социальная сеть г. Пушкин. Ф.-Б. Растрелли. (http://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/istorija-carskogo-sela-v-licah/rastrelli-franchesko-bartolomeo-1700--1771.html#.Wo7BQeRyHWd)

 

 

Иллюстрации:

 

Ф.Б.Растрелли

Воронцовский дворец

 

Домовая церковь Воронцовского дворца

 

 

Строгановский дворец. Фасад на Невский пр.\фасад на р. Мойку

Строгановский дворец

Строгановский дворец. Большой двусветный зал\ Дж. Валериани плафон в большом зале Строгановского дворца

 

Шереметевский дворец

Шереметевский дворец. Лепная гостиная\малиновая гостиная

Шереметевский дворец. Белый зал


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: