Модельное положение Министерства Экономического Развития

Введение

В 2011 году в России впервые была реализована федеральная программа государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). На осуществление этой программы из федерального бюджета было выделено 742,1 млнрублей, дополнительные суммы выделялись из региональных бюджетов.

Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл –Р» (Центр «ТИ-Р») считает, что любое распределение государственных средств должно строиться на принципах прозрачности, честности и включать в себя механизмы снижения коррупционныхрисков.

Одним из основных коррупционных рисков при распределении государственных средств является возникновение конфликта интересов у члена комисии ситуации, когда его личная заинтересованность влияет, или может повлиять, на объективное исполнение им должностных обязанностей. Когда речь идёт о распределении субсидий среди НКО существует ряд факторов, повышающих риск возникновения конфликта интересов:

действующее законодательство не содержит ограничений относительно участия госслужащих в деятельности российских некоммерческих организаций.

комиссии по распределению средств СО НКО могут состоять не только из госслужащих, но и из представителей НКО.В рамках данного исследования эксперты Центра «ТИ-Р» изучили опыт распределения средств СО НКО в регионах России с целью выявления факторов, указывающих на возможный конфликтинтересов. В ходе мониторинга были выявлены многочисленные проблемы, связанные с низким уровнем прозрачности проведения конкурсов на региональном уровне и отсутствием информации об урегулировании потенциальных конфликтов интересов.

Данная тема, в первую очередь, направленна развитие системы государственной поддержки СО НКО. 

Конкурс

Описание конкурса.

Согласно данным, опубликованным в Методических (информационных) материалах для СО НКО по взаимодействию со СМИ и органами власти  всего в рамках программы поддержки СО НКО в 2011 году из федерального бюджета было выделено 741,2 млн рублей. Из этих денег Министерство Экономического Развития распределило напрямую между СО НКО 132 млн рублей –на финансирование межрегиональных проектов и проектов помощи другим СО НКО, ещё 6 млн рублей было выделено на проведение научно-исследовательских работ и 3,2 млн рублей –на информационную поддержку программы поддержки СО НКО. Большая часть средств —600 млн рублей была передана в регоины на субсидирование региональных программ поддержки СО НКО. В регионах эти программы со-финансировались из региональных бюджетов.

В начале ноября 2011 года состоялся конкурсный отбор субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.В рамках конкурса Министерство Экономического Развития (МЭР) распределяло 600 млн.рублей на софинансирование целевых программ субъектов РФ. В конкурсе принимали участие субъекты Российской Федерации, утвердившие региональные программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и предусмотревшие бюджетные ассигнования на их реализацию. Всего МЭР получил заявки от 53 субъектов РФ, из которых 2 —после окончания срока приёма заявок (25 октября 2011 года). Ещё две заявки были отклонены, как не соответствующие требованиям. По итогам конкурса субсидии из федерального бюджета на софиноснирование региональных программ получили 49 субъектов РФ Правительство каждого субъекта РФ утверждало собственное положение о проведении конкурса, регламентирующее распределение субсидий между СО НКО. В ходе проведения конкурса комиссия МЭР изучила региональные положения и оценила их по 100-бальной шкале, а основе этих оценок субъекты федерации получили финансирование. Однако в ходе исследования Центра «ТИ-Р» было установлено, что минимум 12субъектов РФ своими постановлениями вносили изменения в порядок конкурсного отбора после проведения конкурса МЭР. В рамках данного исследования эти постановления не изучались, однако нельзя исключать,  что они вносили изменения, ухудшающие положения конкурсного отбора. По поводу одного из таких изменений —в Новгородской области -заместитель министра экономического развития Андрей Клепач в письме   на имя губернатора Сергея Митина написал следующее «изменение порядка конкурсного отбора привело к серьезному ограничению объективности, открытости, прозрачности конкурсного отбора и возможностей социально ориентированных некоммерческих организаций Новгородской области на получение государственной поддержки.»

Модельное положение Министерства Экономического Развития

30 августа 2011 на сайте Министерства Экономического Развития был размещен (Проект модельного положения о порядке предоставления субсидий из бюджета субъекта РФ социально ориентированным некоммерческим организациям.)

Данный Проект не носит обязательного характера, однако, как указано в документе «может приниматься за основу при установлении порядкапредоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации социально ориентированным некоммерческим организациям и изменяться с учетом региональных особенностей.» Таким образом, в проекте указаны рекомендации по правилам проведения регионального конкурса, процедуре конкурсного отбора и иные положения. Проект содержит ряд пунктов, направленных на повышение прозрачности процедур и включает базовые механизмы предотвращения конфликта интересов. В частности следует обратить внимания на следующие пункты:

8. Состав конкурсной комиссии формируется  из представителей органов государственной власти субъекта Российской Федерации, общественной палаты субъекта Российской Федерации, коммерческих организаций, осуществляющих благотворительную деятельность, некоммерческих организаций, средств массовой информации...

Число членов конкурсной комиссии, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации и должности государственной  гражданской службы субъекта Российской Федерации, должно быть менее половины состава конкурсной комиссии.Социально ориентированная некоммерческая организация, представитель которой является членом конкурсной комиссии, не может быть участником конкурса.

11. В случае, если член конкурсной комиссии лично, прямо или косвенно заинтересован в итогах конкурса, он обязан проинформировать об этом конкурсную комиссию до начала рассмотрения заявок на участие в конкурсе. Для целей настоящего Положения под личной заинтересованностью члена конкурсной комиссии понимается возможность получения им доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для члена конкурсной комиссии, его близких родственников, а также граждан или организаций, с которыми член конкурсной комиссии связан финансовыми или иными обязательствами.

18. Объявление о проведении конкурса и размещение информации на сайте уполномоченного органав сети «Интернет» до начала срока приема заявок на участие в конкурсе и включает: извлечения из настоящего Порядка; сроки приема заявок на участие в конкурсе; время и место приема заявок на участие в конкурсе, почтовый адрес для направления заявок на участие в конкурсе; номер телефона для получения консультаций по вопросам подготовки заявок на участие в конкурсе.

19. Срок приема заявок на участие в конкурсе не может быть менее двадцати одного дня.

20. Одна социально ориентированная некоммерческая организация может подать только одну заявку

Итоги конкурса (список победителей конкурса с указанием размеров предоставляемых субсидий) размещаются на сайте уполномоченного органа в сети «Интернет» в срок не более пяти дней со дня их утверждения.

Информация об участниках конкурса, рейтинге поданных ими заявок и иная информация о проведении конкурса может размещаться на сайтах уполномоченного органа, специализированной организации в сети «Интернет», других сайтах в сети «Интернет» и в средствах массовой информации. Исполнение всех этих пунктов позволило бы обеспечить базовый уровень прозрачности при распределении субсидий СО НКО. В тоже время в Проекте недостаточно внимание уделяется выявлению и урегулированию возможного конфликта интересов у членов комиссии. В частности отсутствует процедура урегулирования конфликта интересов, а так же не прописана ситуация, в которой о конфликте интересов у члена комиссии стало известно после вынесения решения и предоставления субсидий.

Конфликт интересов

Понятие

Под конфликтом интересов, согласно Федеральному закону от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», понимается ситуация, при которой личная заинтересованность государственного гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами других лиц, способное привести к причинению вреда таким законным интересам.

В Положениях о порядке проведения конкурса на уровне субъектов, а также в п. 11 Модельного положения,содержится норма, обязывающая члена конкурсной комиссии проинформировать конкурсную комиссию до начала рассмотрения заявок на участие в конкурсе в случае, если он лично, прямо или косвенно заинтересован в итогах конкурса.

Под личной заинтересованностью члена конкурсной комиссии понимается возможность получения им доходов неосновательного обогащения в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для члена конкурсной комиссии, его близких родственников, а также граждан или организаций, с которыми член конкурсной комиссии связан финансовыми или иными обязательствами.В рамках данного исследования фактором, указывающим на возможную личную заинтересованность,является участие члена конкурсной комиссии или его (её) ближайших родственников в деятельности СО НКО: вхождение в состав учредителей организации, вхождение в управляющие органы организации, а  так же членство в организации или иное активное участие в её деятельности. В случае возникновения конфликта интересов член комиссии обязан уведомить об этом комиссию. После этого комиссия должна принять меры  по урегулированию конфликта интересов, в частности практикуется отстранение данного члена комиссии от оценки заявки НКО, в отношении которого имеется заинтересованность. В протоколе конкурса на распределение средств из федерального бюджета СО НКО  Министерством Экономического Развития зафиксирован ряд таких случаев, в  частности в протоколе No 7-Д19 от 24.04.2012 о конфликте интересов уведомили 6 членов комиссии. В данном случае под конфликтом интересов подразумевалось прямое участие в  органах  управления СО НКО, подавших заявку на конкурс.

В ряде случаев речь шла о наличии в прошлом договорных отношений или о наличии партнерских отношений.

Ни в одном протоколе региональных комиссийпо распределению субсидий СО НКО не зафиксировано сообщений возникновении конфликта интересов. Не удалось обнаружить этой информации и в других материалах, по конкурсам по распределению субсидий СО НКО, размещенных на официальных сайтах органов власти Соответствующего субъекта РФ.

Это может свидетельствовать либо об Отсутствии таких ситуаций, либо о фиксировании данной информации в каких-то протоколах, которые не являются доступными публично, либо об игнорировании требования уведомить комиссию о возникшем конфликте интересов. В последнем случае речь, скорее всего, идёт о нарушении порядка распределения средств. В случае если данное нарушение допущено государственным служащим, речь так же идёт о нарушении требований федерального законодательства. В частности, п. 3.2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.04 No 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гласит: «непринятие гражданским служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта  интересов является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы».

Алгоритм выявления

Экспертами Центра «ТИ-Р» был проведён мониторинг открытой информации, для выявления факторов, указывающих на возможный конфликт  интересов при распределении региональных субсидий СО НКО.

Необходимым условием для проведения такого мониторинга является соблюдение базовых принципов прозрачности конкурса: публикация состава конкурсной комиссии и списка организаций, получивших субсидии.

Очевидно, что конфликт интересов у члена комиссии может возникнуть и в связи с организацией, не получившей субсидии, но принимавшей участие в конкурсе. Однако исследование такого массива информации представляется мало возможным, более того, в большинстве регионов эта информация не публикуется. Информация о составе конкурсной комиссии была размещена лишь в 17 субъектах федерации, в 2 из которых еще не опубликованы результаты конкурса. Поиск информации, свидетельствующей о возможной заинтересованности членов комиссии, проводился, в первую очередь, на официальных сайтах организаций, а так же на сайтах средств массовой информации и на прочих сайтах сети Интернет. В рамках данного мониторинга проводился поиск следующих факторов, указывающих на возможный конфликт интересов у члена комиссии:

участие в органах управления НКО на момент участия в конкурсе

нахождение члена комиссии в списке учредителей НКО

участие в органах управления в течение последних 2 лет

участие в иных органах организации

Упоминание члена комиссии на сайте НКО в качестве лица, связанного с организацией

участие в органах управление НКО непосредственного руководителя участие в органах управления НКО близких родственников


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: