Встреча VI. Наказания

КУРС «ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ»

 

ВСТРЕЧА I. ЗНАКОМСТВО, КОНТАКТЫ, ИНТЕГРАЦИЯ

1. Приветствие участников группы ведущими и короткий рассказ о целях встреч и принципах работы.

2. Обсуждение норм, их запись на большом листе бумаги.

3. Представление всех участников.

4. Список ожиданий – на большом листе бумаги.

5. Упражнения «Как я вижу своего ребенка»

А) задание: нарисуй прямоугольник (один или несколько в зависимости от количества детей) и обозначь на нем ту «часть», которую ты принимаешь, а какую нет.

Б) делим участников на небольшие группы (3-4 человека). Разговор в группе: каждый участник рассказывает остальным, что составляет часть, отмеченную минусом (поведение, привычки, манеры).

В) каждый из участников пишет 5 позитивных черт, которые он видит в своём ребёнке (детях). По очереди читаем их в кругу (напоминая возраст и имена детей).

Г) дебаты после упражнения.

6. Упражнение «Цель воспитания детей» - составляет список.

7. Д.З. Попросить мужа (детей) сделать упражнение с прямоугольниками.

8. Окончание занятий: круг «Что было важным для меня», «Что больше всего меня тронуло»

 

 

ВСТРЕЧА II. ЧУВСТВА (часть I)

1. Приветствие. Круг: Что ты чувствуешь? Что хорошего произошло в твоём доме в связи с Д.З.?

2. Создание «общего» списка чувств – на большом листе бумаги выписываем все чувства (мозговой штурм)

3. Упражнение: Делим чувства на позитивные и негативные – листочек с названием данного чувства ведущий кладёт в соответствии с решением группы на положительную или отрицательную сторону.

4. Упражнение: «Сильное чувство (например, злость), запертое в кругу». Кратко обсуждаем чувства отдельных людей.

5. Упражнение: «Разыгрываем и отгадываем чувства». В 2-3 ситуациях надо запретить группе называть чувства до того момента, пока ведущий не даст на это согласия.

6. Упражнение:

Ч.I. «Какие чувства тебе нельзя было показывать в детстве?» Работа в тройках: затем вписываем все чувства на большом листе бумаги (на доске).

Ч.II. «Какие чувства ты не позволяешь проявлять своему ребёнку?» Снова работа в тройках. Записываем чувства рядом с предыдущим списком.

7. Д.З. Поговори с мужем о сегодняшнем занятии.

8. Круг: «Что сегодня было для меня важно».

 

ВСТРЕЧА III. ЧУВСТВА (часть II)

Приветствие. Круг «Что сейчас чувствуешь?»

2. Упражнение. См. стр.6-7 (ситуация с шефом)

После каждой реакции собеседников коротко запиши свою внутреннюю реакцию (то, что подумала и почувствовала, а не то, что сказала). Знаком + или – обозначь своё желание/нежелание продолжать разговор на эту тему с этим человеком.

- Запрещение чувств

- Философствование

- Совет

- Вопросы

- Защита другой стороны

- Жалость

- Психоаналитик любитель

- Ответ с эмпатией

Все по очереди читают свою внутреннюю реакцию, которая появилась у них после ответов собеседников, и говорят о знаках + или -.

 

Ребёнок возвращается из школы.

Он явно сильно расстроен. Заявляет, что «школа отвратительна…»

Как чаще всего отвечаем ребёнку?

- Запрещение чувств

- Философствование

- Совет

- Вопросы

- Защита другой стороны

- Жалость

- Психоаналитик любитель

- Ответ с эмпатией

3. Упражнение. Редактирование «собственного» высказывания (каждый из участников пишет, что ответит ребёнку в описанной ситуации). Обсуждение.

4. Обсуждение способов реакции. Стр.5!

5. Упражнение: «Распознавание и называние чувств». Участники вытягивают карточки с описанием ситуации. По очереди каждая рассказывает соседу справа своими словами доставшееся ей «событие» (таким образом каждый оказывается и рассказчиком, и слушателем). Задача слушающего – наладить такой диалог, в котором будут названы чувства рассказчика.

6. Д.З. Прочитай раздел книги, касающийся чувств. Запиши несколько диалогов с ребёнком, в которых тебе удалось применить новый язык понимания (это значит эмпатично реагировать, называть чувства ребёнка, внимательно слушать,..)

7. Круг на прощание: «Что сегодня было для меня важно».

 

ВСТРЕЧА IV.ГРАНИЦЫ

1. Приветствие, круг «Что ты сейчас чувствуешь?»

2. круг: «Что произошло за это время?».

3. Обсуждение Д.З.

4. Упражнение на стр. 9-10

5. Игра в нарушение ведущим границ участников занятий:

- Внешних границ

- внутренних границ. Обсуждение чувств участников, выясняем, были ли они жертвами нарушения границ.

6. «Сказка» о государстве (разговор)

7. Упражнение: нарисуй себя, как государство. Какие твои границы? Обсуждение (делятся чувствами только желающие).

8. Мозговой штурм: что затрудняет в каждодневных контактах с другими людьми обозначение и охрану собственных границ?

9. Д.З.Подумай, в каких ситуациях ты можешь установить границы? Насколько видны границы в твоей семье? Пригласи домашних поговорить на эту тему.

10. Круг: «Что сегодня было для меня важным?»

 

 

ВСТРЕЧА V. НАПРАВЛЯТЬ РЕБЕНКА К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

 

1. Приветствие. Круг «Что ты сейчас чувствуешь?»

2. Обсуждение Д.З.

3. Мозговой штурм: «Что чаще всего делают родители, чтобы дети вели себя так, как от них того требуется?». Составляем список.

4. Упражнение «Наша мама возвращается с работы».

Ведущий превращается в маму, а участники в детей. Надо записать свои внутренние реакции на слова мамы: «Какой здесь кошмарный беспорядок. Вы устроили настоящий хлев...."

Обсуждаем чувства, которые появились после такого рода высказываний мамы.

Вопрос: «Чего хотела мама, когда пришла с работы?»

Повторяем ситуацию, Но мама говорит по-другому: «Дети, я вижу ужасный беспорядок….»

Обсуждаем чувства детей на слова мамы.

5. Посмотрим на лист, который мы написали на 1-м занятии «Какими мы хотим видеть наших детей?» и на те методы, которыми родители стараются добится послушания детей.

6. Что может помочь стать ребенку более самостоятельным?

Обсуждение методов: стр. 14

7. Упражнение. Работа в тройках.

Что я заставляю делать/не делать ребенка. Каждый рассказывает несколько примеров из своей жизни.

Как я могу по другому заставить его стать более самостоятельным.

Обсуждение ситуации и идей как по-новому решить проблему в большой группе.

8. Д.З. Какие идеи, касающиеся направления ребенка к большей самостоятельности тебе удалось реализовать?

9. Круг: «Что сегодня было для меня важным?»

 

ВСТРЕЧА VI. НАКАЗАНИЯ

1. Приветствие. Круг «Что ты сейчас чувствуешь?»

2. Обсуждение Д.З.

3. Упражнение: спрашиваем о воспитательной функции, для чего служит наказание, если его используют в процессе воспитания (но не о том, зачем мы наказываем).

В результате «мозгового штурма» воздаем список.

Только после этого мы сможем поговорить, зачем мы используем наказание.

4. Упражнение. Участники - дети разного возраста. Остались одни дома, а родители должны вернуться поздно. Дети должны хорошо себя вести и лечь спать в 22.00. Дети пользуются свободой в расчете на то, что до прихода родителей успеют замести следы развлечений, и родители ни о чем не догадаются. Совершенно неожиданно намного раньше возвращаются родители и сурово наказывают детей.

Обсуждаем, что чувствовали дети, и что они хотели сделать в тот момент, когда выслушивали наказание. (пишем список!)

Вопрос для всех: вспомнить, какие чувства рождались в нас, когда нас в детстве наказывали. (дополняем список!)

5. Упражнение. Фабер. Мазлиш. Стр. 125-126

Прочитать чувства, мысли участников, обсуждение, подведение итогов.

6. Обсуждение методов, предложенных Фабер, Мазлиш. Стр. 119

7. Д.З. Запиши ситуацию, когда тебе удалось применить альтернативные методы вместо традиционного наказания.

8. Круг: «Что сегодня было для меня важным?»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: