Тема 1.4. Субъекты конкурентных правоотношений

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное

Образовательное учреждение высшего образования

«самарский национальный исследовательский университет

Имени академика с. п. королЕва»

 

Кафедра гражданского процессуального и предпринимательского права

 

Рабочая программа дисциплины

«Антимонопольное право»

 

 

Основная образовательная программа направления

Юриспруденция

 

Профиль подготовки - Гражданское право

 

Квалификация (степень) выпускника - Бакалавр

 

Форма обучения - очная

 

Курс 3 семестр 6

 

 

Составитель рабочей программы: Татаринова С.С., старший преподаватель кафедры гражданского процессуального и предпринимательского права

 

 

Самара 2018 г.


 




Планы семинарских занятий по дисциплине

«Антимонопольное право»

 

Раздел 1. Введение в антимонопольное (конкурентное) право.

Тема 1.1. Предпринимательство и защита конкуренции.

1. Понятие, предмет и метод антимонопольного (конкурентного) права. Принципы антимонопольного (конкурентного) права. Соотношение антимонопольного (конкурентного) права с другими отраслями: гражданским, предпринимательским, коммерческим и т.д.

2. Понятие предпринимательской деятельности. Соотношение предпринимательской деятельности и гражданского оборота. Предпринимательская деятельность и экономические (рыночные) отношения. Понятие и признаки незаконного предпринимательства. Право на конкуренцию в предпринимательской деятельности.

3. Понятие, значение и функции конкуренции. Виды конкуренции. Конкурентные отношения в сфере предпринимательской деятельности. Формирование конкурентной среды. Признаки ограничения конкуренции. Монополистическая деятельность. Виды монополии.

 

Тема 1.2. Основы антимонопольного регулирования.

1. Предпосылки к формированию антимонопольного регулирования (исторический аспект). Право свободной торговли в Древнем мире. Зарождение правового регулирования конкуренции. Нормы о защите конкуренции в обычном праве Англии. Дело «Джона Красильщика». Возникновение «Правила мотива» (Дело «Митчелл против Рейнолдса»). Формирование антимонопольного законодательства в США: Акт Шермана, Акт Клейтона.

2. Антимонопольное регулирование в зарубежных странах (сравнительно-правовой анализ). Системы антимонопольного регулирования в зарубежных странах. Антимонопольное регулирование в США. Антимонопольное регулирование в странах Европы.

3. Развитие антимонопольного законодательства в Российской Федерации. Предпосылки возникновения антимонопольного регулирования в советский период. Формирование антимонопольного законодательства России в постсоветский период. Современный этап развития законодательства о защите конкуренции: от закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» до Федерального закона «О защите конкуренции» 2006 года. Второй, третий и четвертый антимонопольный пакет. Перспективы развития антимонопольного законодательства в России.

4. Антимонопольное законодательство России как система источников конкурентного права. Конституция Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ. Федеральный закон «О защите конкуренции» и другие законы. Указы президента РФ. Постановления правительства РФ. Акты Федеральной антимонопольной службы и иные ведомственные нормативно-правовые акты. Нормативно-правовые акты субъектов РФ.

5. Междунароно-правовое регулирование защиты конкуренции. Антимонопольное законодательство Европейского союза (Договор о создании Европейского объединения угля и стали 1951 г., Римский договор об учреждении Европейского экономического сообщества 1957 г., Договор о Европейском союзе (Маастрихт, 1992 г., Амстердамский договор от 2 октября 1997 г.). Значение регламентов Совета ЕС (регламенты от 6 февраля 1962 г. № 17, от 2 марта 1965 г. № 19/65, от 21 декабря 1989 г. № 4064/89). Директива Европарламента и Совета Европы 2005/29/ЕС против недобросовестной коммерческой деятельности Антимонопольное регулирование на постсоветском пространстве (СНГ, Таможенный союз, ЕАЭС). Проблемы правового регулирования защиты конкуренции а аспекте вступления России в ВТО.

 

Тема 1.3. Рынок: понятие и структура.

1. Понятие и функции рынка. Классификация рынков.

2. Понятие товарного рынка: легальные и доктринальные определения. Оптовый и розничный товарный рынок. Критерии разграничения оптового и розничного товарооборота.

Структура и инфраструктура товарного рынка. Основные звенья структуры товарного рынка. Общая характеристика субъектов структуры товарного рынка. Понятие и функции инфраструктуры товарного рынка. Понятие и функции инфраструктуры товарного рынка. Подсистемы инфраструктуры товарного рынка. Подсистема организаторов товарного рынка и складского хозяйства. Подсистема тароупаковочной индустрии. Подсистема транспортного обеспечения. Финансово-кредитная подсистема. Подсистема организационного обеспечения. Подсистема нормативно-правового обеспечения. Основные направления развития инфраструктуры товарного рынка. Система государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности. Правовое обеспечение развития товарного рынка.

3. Определение границ товарного рынка. Продуктовые границы рынка. Понятие товара. Понятие товара в экономическом и юридическом смысле. Классификация товаров. Юридические и экономические классификации товаров. Классификация товаров в международной и внутригосударственной торговле. Географические границы рынка. Методика определения границ товарного рынка.

4. Особенности правового регулирования конкуренции на финансовом рынке. Понятие финансовой услуги, финансовой организации.

Тема 1.4. Субъекты конкурентных правоотношений.

1. Общие положения о субъектах отношений в сфере конкуренции и монополий.

2. Государственные органы, осуществляющие правовое регулирование в сфере защиты конкуренции. Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.

3. Субъекты предпринимательской деятельности: понятие, признаки и виды. Хозяйствующие субъекты – реальные и потенциальные конкуренты.

4. Естественные монополии – понятие, формы регулирования и контроля со стороны государства. Законодательство, регулирующее естественные монополии в сфере транспорта, связи, энергетики.

5. Аффилированные лица и группа лиц: понятие, особенности. Проблема определения состава участников рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: