Метод наблюдения: сущность и специфика использования

Наблюдение - это метод сбора первичной социологической информации, основанный на визуальном и слуховом восприятии сведений, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения их фиксации и регистрации. Наблюдение как метод сбора социологической информации используется достаточно широко. Важной особенностью социологического наблюдения выступает то, что оно является способом непосредственного визуального восприятия изучаемого объекта. Это дает следующие преимущества:
- наблюдение позволяет фиксировать особенности поведения людей не в их воспоминаниях и интерпретации, а непосредственно в момент его проявления;
- наблюдение дает возможность получать данные независимо как от умения респондента описать словами свое поведение, так и от того, желает ли он вообще что-либо говорить о своем поведении.
Достоинствами социологического наблюдения как метода сбора информации является отсутствие опосредующих звеньев между исследователем и испытуемыми, т. е. безусловное наличие прямого контакта. Это дает возможность получения не только объективной, но и оперативной информации. Наблюдение помогает точнее и шире понять смысл действий, поведения наблюдаемых в тех или иных ситуациях, понять суть их реакций на происходящие события.
Рассмотрим основные виды социологического наблюдения. Этот метод сбора социологической информации можно классифицировать по степени формализации процедуры, положению наблюдателя, условиям организации, регулярности проведения.
Стандартизированное наблюдение - это такой способ познания, при котором исследователь, заранее определив, какие элементы изучаемой ситуации имеют наибольшее значение для исследователя, сосредоточивает на них свое внимание. Стандартизированное исследование используется для проверки результатов, полученных другими методами, или для уточнения результатов. Оно может служить основой и для сбора информации, осуществляемого с целью описания предмета исследования, и для проверки гипотез.
Нестандартизированное наблюдение - это способ сбора социологической информации, при котором заранее не определяются элементы процесса, подлежащего изучению, чаще всего такой подход используется на старте исследовательских работ с целью уяснения проблемной ситуации.
В зависимости от положения наблюдателя по отношению к объекту исследования различают невключенное и включенное наблюдение. При невключенном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта. Он не включается в ход событий и не задает вопросов. Применяется для описания социальной обстановки, в условиях которой проходит интересующее социолога событие. С помощью невключенного наблюдения фиксируются факты открытого поведения. Присутствие наблюдателя может оказывать корректирующее воздействие на объект наблюдения. В этом основной недостаток данного вида наблюдения.
Включенным называется наблюдение, при котором исследователь в той или иной степени включен в изучаемый объект и, находясь в непосредственном контакте с наблюдаемыми, принимает участие в их деятельности. Включенное наблюдение подразделяется на скрытое (инкогнито) и открытое. Главными условиями для проведения включенного наблюдения являются непосредственное участие наблюдателя в трудовой деятельности обследуемого коллектива; нейтральное отношение к происходящим событиям; личностные качества наблюдателя - контактность, доброжелательность, сдержанность. Включенное наблюдение требует определенного периода адаптации наблюдателя к коллективу. Срок адаптации длится обычно от 4-5 дней до 2-3 недель и зависит от личностных качеств наблюдателя, его пола и возраста.









Виды наблюдения

По уровню формирования самой процедуры наблюдения:

Стандартизированное;

Нестандартизированное.

По условию организации наблюдения:

Полевое и лабораторное;

Прямое и косвенное.

В зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта:

Включенное;

Невключенное.

По регулярности проведения:

Систематические, эпизодические, случайные

51. Социометрическое исследование: возможности использования и принципы организации.
Социометрическая процедура может иметь целью:
а)измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;
б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;
в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.
Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

52. СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ
Социометрический критерий- критерий, по которому устанавливается структура отношений между членами группы.
Вопросы социометрич.критерия, в которых предлагается выбрать одного или несколько членов группы для совместной деятельности. От 1 до ¾.
Критерии должны быть точные. Т.е.:
- кому бы вы доверили распределение докладов?
-с кем бы вы поехали в путешествие? И др.
Типы социометрических критериев
1. -Коммуникативные(кого бы пригласили)
- Гностические(кто бы Вас не пригласил)
2. - Официальные(с кем бы ты выполнил проэкт)
- Неофициальные(кого бы пригласил на др)

 

53. В рамках онлайн-анкетирования актуальными являются два типа анализа данных исследования: - социометрия / социометрический анализ и - категориальный анализ. Социометрия / Социометрический анализ Метод социометрии (от лат. socius – товарищ, компаньон, соучастник; metrim — измерение) как метод анализа данных был разработан в США психологом Дж. Морено в 1934 году.

Социометрия относится к социально-психологическим тестам и позволяет измерять межличностные отношения, внутригрупповые связи и иерархии в малых социальных группах, то есть реально существующих образованиях, где люди собраны вместе и объединены каким-либо общим признаком (например, рабочий коллектив, студенческая группа, и др.).

Социометрия(sociometry) позволяет выявить лидеров и аутсайдеров, измерить авторитет формального и неформального лидеров, определить социально-психологический климат в группе, выявить наличие конфликта, а также ценностные ориентации.

Внимание! Социометрия эффективна в группах численностью не более 30 человек.

 Социометрия. Последовательность действий В основе процедуры рассматриваемого метода лежит так называемый социометрический опрос, который состоит из следующих этапов:

1. Подготовка: исследователь знакомится с различными характеристиками коллектива и определяет, какие данные он хочет получить.

2. Исследователь устанавливает содержание и количество социометрических критериев. Критерий выглядит как вопрос, который задается группе.

 Члены группы делают положительный либо отрицательный выбор в отношении других членов группы, таким образом, обнаруживая свои симпатии и антипатии.

Критерий формулируется таким образом, чтобы побуждать человека отдавать предпочтение по какому-либо вопросу людям своей группы.

Например: «С кем из твоей группы ты бы стал готовить совместный проект?», «Кого из коллег ты бы пригласил на день рождения в первую очередь?» и т.д.

3. Проведение опроса. Опрос лучше проводить в коллективах, которые имеют опыт совместной деятельности, в результате которой уже возникли определенные устойчивые взаимоотношения между его членами. 4. Социометрия и матрица.Обработка информации и интерпретация данных: на основании ответов участников заполняется социометрическая матрица – таблица, в которой представлено распределение индивидуальных выборов.

 



















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: