подчеркивает действенную роль различных вовлеченных сторон (правительство и государственные органы, предприятия) в создании условия для развития электронной коммерции в представляемых ими странах. Она включает следующие уровни: телекоммуникационная инфраструктура, электронные сообщения, основные правила, правила отдельных отраслей, применение и реализация корпоративных стратегий.
№9 Цикл ЭК
Прежде чем рассмотреть цикл электронной коммерции, поговорим о том, что представляет собой некий обобщенный торговый цикл.
Торговый цикл - последовательность действий, обеспечивающих куплю-продажу товаров и услуг. Торговый циклвключает в себя несколько этапов. Фирмы разрабатывают и производят новую продукцию, выходят с ней на рынок, распространяют ее и обеспечивают послепродажную поддержку, создавая для себя источники дохода на протяжении всей цепочки. Покупатели сначала определяют свою потребность в какой-либо продукции, затем знакомятся с информацией о ней, ищут место, где можно совершить покупку, сравнивают все возможные варианты и лишь потом что-либо приобретают. Процесс продажи также может включать в себя переговоры о цене, количестве, сроках доставки товара и еще каких-либо особых условиях. Но и после доставки товара или оказания услуги торговый цикл не заканчивается. Поддержка потребителя приносит дополнительную пользу обеим сторонам: покупатель получает то, что ему необходимо для нормального использования товара, а поставщик - новую информацию о потребностях рынка. Банки и другие финансовые институты перемещают денежные средства между покупателями и продавцами, независимо от того, являются ли они частными лицами или крупными многонациональными корпорациями.
Цикл электронной коммерции составляют пять процессов: 1) доступ к информации, 2) оформление заказа, 3) оплата, 4) выполнение заказа и 5) послепродажное обслуживание и поддержка.
№10 Коммерческие риски предприятий: понятие коммерческих рисков, их классификация, способы уменьшения коммерческих рисков
Под термином «коммерческий риск» подразумевается риск, связанный с хозяйственной деятельностью предприятия и ее конечным финансовым результатом. Другими словами, коммерческий риск – это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.
Коммерческий риск возникает в силу неопределенности условий деятельности организации, которая означает невозможность полного и всестороннего анализа всех факторов, влияющих на результат конкретных действий. В свою очередь, неопределенность вызывает ситуацию, когда имеется несколько возможных результатов, но имеющихся данных недостаточно для точного определения, какое именно событие произойдет. Можно выделить три основные причины, вызывающие неопределенность, - это неполнота знаний, случайность и противодействие.
Неполнота знаний очевидна.
Кроме того, одинаковые события даже в похожих условиях происходят по-разному, причем нельзя предугадать заранее, как это будет в конкретной ситуации, т.е. имеет место случайность.
Еще одной причиной, вызывающей неопределенность, является противодействие. Оно проявляется в сознательной деятельности конкурентов, стремящихся помешать нашим планам, в нарушениях обязательств партнерами предприятия.
Риск наступает в определенных ситуациях. Такие ситуации называются ситуациями риска. Ситуации риска характеризуются следующими моментами:
- случайный характер события, который определяет, какой из возможных исходов реализуются на практике;
- наличие альтернативных решений;
- наличие вероятности возникновения убытков;
- наличие вероятности получения дополнительной прибыли.
Таким образом, понятие риска складывается из следующих основных элементов.
- Возможность отклонения от предполагаемой цели, ради которой осуществлялась выбранная альтернатива.
- Достижение желаемой цели имеет определенную вероятность.
- Отсутствие уверенности в достижении поставленной цели, когда заранее неизвестно, будет ли достигнута это цель.
- Возможность материальных, нравственных и других потерь, связанных с осуществлением избранного варианта.
В процессе своей деятельности коммерсант может столкнуться с различными видами рисков. Для удобства анализа риски принято классифицировать. Основными признаками классификации рисков является фактор и источник их возникновения, а также возможный результат.
По фактору возникновения риски делятся на три большие группы: природно-естественные риски, политические риски и хозяйственные риски.
Природно-естественные риски связаны с проявлением стихийных сил природы, таких как землетрясение, наводнение, буря, эпидемия и т.п.
Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства. К ним относятся:
- невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных действий, революции, обострения внутриполитической ситуации в стране;
- национализация предприятия;
- введение эмбарго
- введение моратория на внешние платежи на определенный срок;
- изменение налоговой политики государства и т.д.
Природно-естественные и политические риски, как правило, отражаются одновременно на деятельности большого количества предприятий.
Хозяйственные риски связаны с деятельностью отдельного предприятия. К ним относятся:
- риск случайной гибели имущества.
- риск невыполнения договорных обязательств.
- экономический риск.
- ценовой риск.
- маркетинговый риск.
- валютный риск.
- процентный риск.
- инфляционный риск.
- инвестиционный риск.
- риск неплатежеспособности.
- транспортный риск.
В зависимости от возможного результата риски можно поделить на две большие группы: чистые и спекулятивные.
Чистые риски означают возможность получения только отрицательного или нулевого результата. К ним относятся природно-естественные, политические и часть хозяйственных рисков.
Спекулятивные риски выражаются в возможности получения как отрицательного, так и положительного результата. К таким рискам относится большинство хозяйственных рисков.
По источникам возникновения все хозяйственные риски также могут быть разделены на две группы: зависящие и независящие от хозяйственнойдеятельности предприятия.
Риски, не зависящие от деятельности предприятия, называются систематические или рыночные риски. Они вызываются факторами, изменить или ограничить действия которых, невозможно. К числу таких факторов относятся природно-географические условия, общественная мораль, социальные условия, законодательство и др.
Риски, зависящие от деятельности предприятия, принято называть несистематическими (специфическими). Они в полной мере определяется принимаемыми управленческими решениями, зависят от квалификации менеджеров предприятия, отсутствия у них практического опыта, приверженности к рисковым хозяйственным операциям, которые имеют высокую норму прибыли, но и большую вероятность потерь.