double arrow

Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности.

Полезность блага и ее субъективный характер. Общая и предельная полезность. Количественный (кординалистский) и порядковый (ординалистский) подхды к анализу полезности.

Полезность — это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности.

Понятие «полезность» было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748–1832). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на двух теориях: полезности и стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса, т.е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот. Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого.

Различают две формы полезности: общую и предельную.

Общая полезность (totalutility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.

Предельная полезность (marginalutility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага. Первый законом Госсена 1854г.: по мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.

Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности.

Количественный подход к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности — ютилах (от англ. utility — полезность).
Следует подчеркнуть, что количественные оценки полезности того или иного товара или товарного набора имеют исключительно индивидуальный, субъективный характер. Количественный подход не предполагает возможности объективного измерения полезности того или иного товара в ютилах. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности — для другого. Количественный подход обычно не предусматривает также возможности соизмерения объемов удовлетворения, получаемых различными потребителями.


Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности.

Порядковый подход к анализу полезности и спроса является более современным и основывается на гораздо менее жестких предположениях, чем количественный подход.

При нем необходимо, чтобы потребитель был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их предпочтительности.

Ординалистский подход базируется на следующих аксиомах:

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности.

Предполагается, что предпочтения потребителей уже сформировались. Это означает, что потребители могут сравнить и классифицировать все наборы потребительских товаров и услуг.

2. Аксиома транзитировности.

Транзитивность означает, что если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то потребитель предпочитает также набор А набору С.

3. Аксиома ненасыщения.

Она гласит, что все товары ”хороши” (то есть, желательны), и оставив в стороне их стоимость потребители всегда предпочтут большее количество любого товара меньшему.

4. Аксиома независимости потребителя.

Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими. Это прежде всего означает, что потребителю не знакомы чувства зависти и сострадания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: