Принципы рационального поведения потребителя и правило максимизации полезности. Потребительские предпочтения и кривые безразличия

Рациональное поведение отдельного человека или группы людей проявляется в их стремлении достичь максимальную полезность из потребления данного товара с учетом ограничений бюджета. Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений.
Полезность какого-либо блага мы в дальнейшем будем определять как его способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества.

Рациональный потребитель так управляет своими расходами на приобретение товаров и услуг, чтобы получить максимальное "удовлетворение", или максимальную полезность.
Полезность, заключенная в товарах и услугах, связана с качествами и характеристиками, позволяющими удовлетворить те или иные желания людей. К таким качесвам могут быть отнесены здоровье, эстетическая красота или дизайн, легкость использования, долговечность, роскошь, комфорт и т. д. Наличие в полезности как объективных, так и субъективных качетсв делает ее понятием относительным понятием, а не абсолютным.
   Правило максимизации полезности заключается в таком распределении денежного дохода потребителя, при котором каждый последний доллар, затраченный на приобретение каждого вида продукта, приносил бы одинаковую добавочную (предельную) полезность.

Если потребитель уравновесит свои предельные полезности в соответствии с правилом максимизации полезности, то он будет находиться в состоянии равновесия. Равновесное положение потребителя определяет, какое количество товаров при ограниченном бюджете должен приобрести потребитель с тем, чтобы получить максимум полезности.

Выбор потребителя зависит от его вкусов, предпочтений. При всей их индивидуальности можно, тем не менее, наблюдая за поведением разных потребителей обнаружить в нём ряд общих черт.

1.Потребитель способен ранжировать все наборы товаров и услуг с точки зрения их значимости, предпочтительности для него. Это положение иногда называют аксиомой полной упорядоченности.

2.Потребитель последователен в своих предпочтениях. Если он предпочитает товарный набор А товару В, а набор В набору С, то он предпочтёт набор А набору С. Это предположение называют аксиомой транзитивностью предпочтений.

3.Потребитель предпочитает большее количество блага меньшему количеству, если это не требует отказа от других благ.

Потребительские предпочтения можно выразить графически в виде кривых безразличия. Кривая безразличия соединяет точки, показывающие все потребительские наборы, которые, доставляют потребителю, с его точки зрения, одинаковое удовлетворение

Например, при выборе между ананасами и бисквитами (рис. 2-1) субъекту безразлично, какой набор - С (включает 6 ананасов и 1 бисквит), или D (3 ананаса + 3 бисквита), или любой другой набор, находящийся на линии U1 потреблять. Все эти наборы имеют одинаковую полезность (Utility) для данного потребителя. Полезность – это абстрактная мера того, как вы цените потребительский набор. Высказывание «Наборы С и D имеют одинаковую полезность» равнозначно высказыванию – «Если бы пришлось выбирать, вам всё равно какой набор выбрать: С или D».

Свойства типичной кривой безразличия, которая изображена на рис.2-1, легко выводятся из тех трёх предположений о поведении потребителя, которые мы сделали выше.

Во-первых, кривая безразличия должна иметь отрицательный наклон, если для данного потребителя оба потребляемых товара являются благами.

Во-вторых, потребитель предпочитает набор, лежащий выше (правее) данной кривой безразличия, а наборы лежащие ниже (левее) для него менее желанны.

В-третьих, кривые безразличия не могут пересекаться.

В-четвёртых, кривые безразличия являются выпуклыми по отношению к началу координатных осей, потому что наклон кривой безразличия при движении по ней вниз уменьшается.

Таким образом наклон кривой безразличия показывает предельную норму замещения (marginalrateofsubstitution) –количество одного товара, которое необходимо потребителю, чтобы компенсировать отказ от некоторого количества другого товара:

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: