Антропологический подход

Предмет и задачи культурологии. Роль культурологии в современном обществе. Место культурологии в системе гуманитарного знания

Предмет культурологии - совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, ее проявления, присутствующие во всех известных культурах человечества.

При таком понимании предмета культурологии основными ее задачами являются:

§ наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций;

§ изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;

§ определение места и роли человека в культурных процессах;

§ разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;

§ взаимодействие с другими науками, изучающими культуру;

§ изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;

§ исследование развития отдельных культур.

В настоящее время в культуре разных народов и стран прослеживаются две глобальные тенденции, которые находятся в оппозиции друг к другу.

Одна тенденция, которую сегодня принято рассматривать как процессы глобализации, проявляется в том, что в мире происходит стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей. Происходит образование неких «единых эталонов универсальной и наднациональной культуры, обращенной ко всему миру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы близкие всему человечеству (или значительной его части). Это широкий слой культуры и в его основе лежат мощные общие процессы интеграции». При этом существуют как позитивные, так и негативные аспекты этих процессов. С одной стороны, в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации такие процессы способствуют сближению народов, расширению культурных контактов, взаимному обогащению, обмену, миграции людей. Но с другой стороны негативные аспекты глобализационных процессов кроются в возможности утраты народами своей культурной самобытности (идентичности).

Также в настоящее время на первый план выходит еще одна тенденция, она связана с процессами регионализации, национально-этнического возрождения культур и народов. В ней просматривается «потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбы с этой землей, страной, религией с ее прошлым, настоящим, будущим».

МЕСТО КУЛЬТУРОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ

Культурология – сравнительно молодая наука. Она выделилась в особую научную дисциплину лишь на рубеже XIX – XX. До этого исследование проблем различия между тем, что существует независимо от человека – природой, и тем, что создано человеком – культурой, осуществлялось в рамках философского познания бытия, мира и человека в мире. Культурология, согласно интеграционистскому подходу, рассматривается как интеграция наук, она объединяет все социогуманитарные науки (философию, социологию, филологию, историю, литературу и т.д.). Человек живет в непрерывно сменяющихся культурных ликах человечества; всепланетарное и всевременное единство узнается через трудности переводов, фрагментарность источников, странности образов, символов и костюмов. Культурное состояние требует усвоения гуманитарных традиций прошлого, в котором культура как особая символическая реальность помещена в человеческое пространство, отличное от природного и социального. Культурологию интересуют все многообразные проявления культуры: в религиозном, экономическом, художественно-эстетическом, научном, этическом, техническом, политическом и других аспектах.

 

Определение культуры. Основные подходы к изучению культуры.

Культура - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия.

Говоря о культуре, следует различать несколько подходов к ее изучению – философский, антропологический, культурологический или «интегралистский» (общая теория культуры) и социологический.

Можно назвать основные различия между указанными подходами к исследованию культуры как системы. Философия делает упор на понимание всеобщих (родовых) начал культурной системы. Антропология изучает индивидуальное и индивидное в культуре сквозь призму всеобщего или родового развития человечества (культурные черты и универсалии). Культурология рассматривает культуру как единичное (то есть как индивидуальный феномен), обладающее признаками всеобщего и особенного (культурные стили). Социология же обращает главное внимание на проявления особенного (типического) в культуре с учетом ее единичного / индивидуального и всеобщего развития (культурные нормы и ценности).

Философский подход

Данный подход рассматривает культуру наиболее обобщенно. Как известно, философ анализирует любое явление целостно. Философский анализ, в отличие от научного познания, позволяет широко осмыслить культуру, а также рассмотреть ее сквозь призму дихотомий (противоположностей) «идеальное / реальное», «естественное / искусственное», «субъективное / объективное», «структура / деятельность» и т.д.

Философы и мыслители всех времен пытались определить смысл или основное предназначение культуры, и лишь немногие из них приблизилиськ ее истинному пониманию.

Для одних культура – это известное в мире неизвестного. Для других ее смысл заключается в бесконечном самосовершенствовании человеческой природы, непрерывном оснащении людей материальными, интеллектуальными и духовными средствами.

Приведем лишь некоторые из наиболее известных определений культуры, которые используются в современной философской литературе.

Культура – это общий и принятый всеми способ мышления (К. Юнг); процесс прогрессирующего самоосвобождения человека (Э. Кассирер); то, что отличает человека от животных (В.Ф. Оствальд); совокупность факторов и измененных условий жизни, взятых вместе с необходимыми для этого средствами (А. Гелен).

В рамках философского подхода сегодня выделяются несколько позиций, которые выражают различные оттенки и смысловые значения понятия «культура».

1. Культура есть «вторая природа», мир искусственного, то есть созданного человеком по своему образу и подобию или для собственных нужд, которые, в отличие от всего естественного, выходят за рамки природной необходимости.При этом деятельность выступает посредником между природой и культурой. Именно в деятельности и с помощью деятельности люди приспосабливают и преобразуют мир природы, превращая его в мир культуры.

2. Некоторые философы и ученые идут дальше в своем понимании культуры. Они утверждают, что культура – это способ развития и саморазвития личности, способ личностного бытия в мире. В качестве субъекта культурно-исторического процесса рассматривается не среднестатистический индивид, а личность. Культура как объект научного изучения может быть определена только параметрами приобщения человека к деятельности и освоению мира.

3. Культура есть особая разновидность человеческой деятельности. Это – деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты.

Антропологический подход

Наиболее распространенное понимание культуры в антропологии заключается в следующем: культура – это система знаний и верований, унаследованных членами данного общества (сообщества) и проявляющихся в поведении человека.

Отсюда вытекает главный антропологический вывод: чтобы понять культуру того или иного сообщества, необходимо изучить его поведение в жизненных, повседневных ситуациях.

Специфика антропологического подхода заключается в том, что исследование направлено на целостное познание человека в контексте определенной культуры. Причем необходимо выделить наиболее распространенные в антропологической науке исследовательские установки или векторы познания:

1. «зеркальное отражение» как непосредственное отображение мира культуры посредством наблюдения;

2. антропологический редукционизм как целый ряд версий или попыток сведения всего многообразия культуры к первопричинам (биологическим или историческим формам), потребностям и универсалиям;

3. символичность как выражение бытия культуры в знаковой форме;

4. рефлексивность или способность к выражению и фиксированию сознательных или бессознательных состояний носителей определенной культуры.

Основной метод антропологии – наблюдение.

1. Важное условие антропологического познания культуры – установка на поиск биологических предпосылок культуры и ее досовременных (традиционных или примитивных) форм.Считается, например, что у каждого культурного явления существует свой биологический аналог, своего рода «протокультура».Давно доказано, что в процессе эволюции человек прошел все стадии культурного развития. Поэтому, чтобы познать культуру, необходимо изучить ее первобытные формы.

2. Следующее направление антропологического метода изучения культуры состоит в том, чтобы найти единые и неизменные основания или составляющие элементы, характерные для всех времен и народов (культурные универсалии).

3. Еще одной разновидностью антропологического метода следует считать функционализм. Антропологи одни из первых осознали необходимость объективного анализа зависимости между потребностями человека и средствами их удовлетворения, которые вырабатывает и предоставляет культура. Однако не следует переоценивать роль прямого или включенного наблюдения при изучении явлений культуры, в том числе значение объективного анализа их функциональных связей.

4. Поэтому еще одна особенность антропологического изучения культуры заключается, в первую очередь, в том, что культуру нельзя постичь лишь непосредственным путем, то есть обращаясь либо к внешним, чувственно воспринимаемым и наблюдаемым фактам ее бытия, либо выявляя функциональную зависимость между ними и соответствующими потребностями человека.Альтернативное бытие культуры представлено в системе символов, которые нуждаются в расшифровке и интерпретации. Поэтому большое внимание антропологи уделяют применению методов лингвистики (языкознания) для изучения языка культуры. С точки зрения методологии исследования данная исследовательская установка характеризуется единством инструментального (или функционального) и семиотического (или символического) сторон анализа.

5. Следующая характерная черта антропологического изучения культуры состоит в рефлексивном удвоении культурной реальности, в стремлении раскрыть сознательные и бессознательные состояния субъектов культуры. Не случайно К. Леви-Строс подчеркивал, что антрополог строит исследование общества и культуры с позиции наблюдаемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: