Культурологический подход

Культурными чертами в культурологии называют базисные единицы культуры. Это – далее не делимые единицы культуры (материальные продукты, произведения искусства или образцы поведения).

Они делятся на единицы универсальные, присущие всему человеческому роду, общие, присущие ряду обществ и народов, и уникальные или специфические.

Американский антрополог Дж. Мердок попытался выделить и обосновать фундаментальные характеристики культуры. Он приводит семь основных черт:

1. культура передается посредством научения, она возникает на основе наученного поведения;

2. культура прививается воспитанием;

3. культура социальна, то есть культурные навыки и привычки разделяются людьми, живущими в организованных коллективах или сообществах;

4. культура идеационна, то есть она выступает в виде идеальных норм или образцов поведения;

5. культура обеспечивает удовлетворение базисных биологических потребностей и вторичных потребностей, возникающих на их основе;

6. культура адаптивна, так как она дает человеку механизмы приспособления к условиям окружающей среды и к своим собратьям;

7. культура интегративна, поскольку способствует образованию коллектива как согласованного и интегрированного целого.

Культурные универсалии выражают родовые начала в культуре. Согласно данной концепции, базис или фундамент культурной системы образуют универсалии – общие черты, характеристики или компоненты культуры, присущие всем странам, государствам и народам независимо от их географического и социально-экономического положения.

Итак, культурологический подход отличается предельной конкретностью, ориентацией на исследование иного – «промежуточных» слоев и уровней культуры, которые удалены от ее институционального ядра.

В первом случае антрополог пытается указать на предельно конкретные формы или единицы культуры, благодаря которым человеческая жизнь разлагается на рационально конструируемые элементы, называемые культурными универсалиями.

Во втором случае он стремится определить своеобразие этих элементов, отличающее их друг от друга. Следовательно, его интересуют как общие черты культуры (культурные универсалии), так и ее специфические особенности.

Социологический подход

Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается, во-первых, в раскрытии социальных связей и закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в выявлении ее социальных функций.

Культура в социологии рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное. Это – общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения. Именно с их помощью формируется коллективная солидарность.

Проблемное поле социологического изучения культуры достаточно широко и разнообразно.

Центральные темы социологического анализа - культура и социальная структура; культура и образ или стиль жизни; специализированная и обыденная культура; культура повседневной жизни и прочее.

Социология ближе всего подошла к определению и раскрытию наиболее важных социальных функций культуры – консервации, трансляции и социализации.

1. Культура – тип социальной памяти общности – народа или этноса (функция консервации). Она включает в себя места хранения социальной информации (музеи, библиотеки, банки данных и т.д.), унаследованные схемы поведения.Она есть особый социальный механизм, который позволяет воспроизводить эталоны поведения, проверенные опытом истории и соответствующие потребностям.

2. Культура – форма трансляции социального опыта (функция трансляции).

К такому пониманию склоняются многие западные и отечественные социологи. Они берут за основу понятия «социальное наследование», «научаемое поведение», «социальная адаптация», «комплекс образцов поведения» и др.

Такой подход реализуется, в частности, в структурных и исторических определениях культуры. Примеры: культура есть совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям (У. Самнер, А. Келлер); культура охватывает формы привычного поведения, общие для данной группы или общества (К. Янг); культура является программой социального наследования (Н. Дубинин).

Знать эту позицию – значит проникнуть во внутренний мир наблюдаемых, постичь не только состояние их сознания, но и психологические истоки их символического или вербального поведения.

 

Структура и функции культуры

Структура культуры - субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты.

Структура включает в себя систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию.

Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, какмировая и национальная культура, классовая, городская и сельская, профессиональная и др.,духовная и материальная.

В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

- Материальная культура связана с историческим подходом. Чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры.

- Духовная культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; Материальная - орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Функции культуры

- Основная ( человекотворческая ). Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человеку.

- Информационная. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация.

- Познавательная функция. Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе.

- Коммуникативная функция. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

- Нормативная (регулятивная или защитная функция) является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.

- Знаковая. Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.

- Ценностная (аксиологическая).Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

- Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.

- Потребительская ( релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: