Б. Малиновский – основатель функционализма. Концепция строилась на биологических основаниях в связи с рассмотрением способа удовлетворения потребностей человека в еде, одежде, жилище, сексуальном партнере, движении. Теория потребностей есть основа концепции культуры Б.Малиновского.
Для выделения человека из царства животных он делит потребности на: основные и производные, порожденные культурной средой (потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования в каком-либо виде и т. д.). Понятие «Культура» по Малиновскому -совокупность ответов на основные и производные потребности.
Постулат, или исходный принцип, функционального подхода: «...в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого».
Любая культура в ходе своего развития вырабатывает некоторую систему устойчивого "равновесия", где каждая часть целого выполняет свою функцию. Если уничтожить какой-либо элемент культуры, то вся этнокультурная система, а значит, и народ, живущий в ней, может быть подвержена деградации и гибели.
|
|
Он подчеркивал, что "традиция, с биологической точки зрения, есть форма коллективной адаптации общности к ее среде. Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, неизбежный процесс умирания".
Основным недостатком учений своих предшественников Б. Малиновский считал изолированное изучение отдельных черт культур как независимых друг от друга сущностей.
Структурно-функциональная теория культур Альфреда Рэдклифф-Брауна (1881 -1955). Культура как совокупность функций
Все виды объективной реальности представляют собой различные классы естественных систем (атом, молекула, организм, общества людей). Общество – особая реальность, несводимая к индивидам. Любая система определяется единицами (элементами), ее составляющими – человеческие существа как совокупности поведенческих явлений и отношениями между ними – социальные отношения.
Социальная система состоит из социальной структуры, общей совокупности социальных обычаев и специфических образов мыслей и чувств, связанных с социальными обычаями.
После А.Рэдклифф-Браун понимает предмет социальной антропологии более узко. Он отказывается от понятия "культура", используя вместо него понятие "социальная структура". Основными аспектами его исследований стали политическая организация различных культур, особенности систем родства и их роль в социальных системах, функциональный анализ структур первобытных форм верований.
|
|
Сверхзадача - совершенствование на основании понимания и анализа относительно простого, архаичного общества индустриальной цивилизации.
Особенность функционалистской теории культуры – практическая направленность исследований.
Предметом анализа обычно являются:
1. субстанциальная, или поддерживающая, функция, обеспечивающая выживание общности;
2. адаптивная, или приспособительная, функция, служащая для поддержания более или менее гармоничных отношений между природным окружением и этнокультурной общностью;
3. функция сохранения и воспроизводства традиций, религиозных верований, ритуалов, а также истории народа;
4. символически-знаковая функция культуры, состоящая в создании и воспроизводстве культурных ценностей;
5. коммуникативная функция культуры, направленная на обеспечение общения, передачи информации, понимания других культур;
6. нормативно-регулятивная функция культуры, состоящая в поддержании некоего равновесного состояния в общности, содержащая институциональные формы разрешения конфликтов;
7. компенсаторная функция культуры, основное назначение которой - разрядка эмоционального и физического напряжения.