Функционализм Б. Малиновского (1884 -1942) – метод изучения культур

Б. Малиновский – основатель функционализма. Концепция строилась на биологических основаниях в связи с рассмотрением способа удовлетворения потребностей человека в еде, одежде, жилище, сексуальном партнере, движении. Теория потребностей есть основа концепции культуры Б.Малиновского.

Для выделения человека из царства животных он делит потребности на: основные и производные, порожденные культурной средой (потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования в каком-либо виде и т. д.). Понятие «Культура» по Малиновскому -совокупность ответов на основные и производные потребности.

Постулат, или исходный принцип, функционального подхода: «...в любом типе цивилизаций любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собой необходимую часть внутри действующего целого».

Любая культура в ходе своего развития вырабатывает некоторую систему устойчивого "равновесия", где каждая часть целого выполняет свою функцию. Если уничтожить какой-либо элемент культуры, то вся этнокультурная система, а значит, и народ, живущий в ней, может быть подвержена деградации и гибели.

Он подчеркивал, что "традиция, с биологической точки зрения, есть форма коллективной адаптации общности к ее среде. Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный, неизбежный процесс умирания".

Основным недостатком учений своих предшественников Б. Малиновский считал изолированное изучение отдельных черт культур как независимых друг от друга сущностей.

Структурно-функциональная теория культур Альфреда Рэдклифф-Брауна (1881 -1955). Культура как совокупность функций

Все виды объективной реальности представляют собой различные классы естественных систем (атом, молекула, организм, общества людей). Общество – особая реальность, несводимая к индивидам. Любая система определяется единицами (элементами), ее составляющими – человеческие существа как совокупности поведенческих явлений и отношениями между ними – социальные отношения.

Социальная система состоит из социальной структуры, общей совокупности социальных обычаев и специфических образов мыслей и чувств, связанных с социальными обычаями.

После А.Рэдклифф-Браун понимает предмет социальной антропологии более узко. Он отказывается от понятия "культура", используя вместо него понятие "социальная структура". Основными аспектами его исследований стали политическая организация различных культур, особенности систем родства и их роль в социальных системах, функциональный анализ структур первобытных форм верований.

Сверхзадача - совершенствование на основании понимания и анализа относительно простого, архаичного общества индустриальной цивилизации.

Особенность функционалистской теории культуры – практическая направленность исследований.

Предметом анализа обычно являются:

1. субстанциальная, или поддерживающая, функция, обеспечивающая выживание общности;

2. адаптивная, или приспособительная, функция, служащая для поддержания более или менее гармоничных отношений между природным окружением и этнокультурной общностью;

3. функция сохранения и воспроизводства традиций, религиозных верований, ритуалов, а также истории народа;

4. символически-знаковая функция культуры, состоящая в создании и воспроизводстве культурных ценностей;

5. коммуникативная функция культуры, направленная на обеспечение общения, передачи информации, понимания других культур;

6. нормативно-регулятивная функция культуры, состоящая в поддержании некоего равновесного состояния в общности, содержащая институциональные формы разрешения конфликтов;

7. компенсаторная функция культуры, основное назначение которой - разрядка эмоционального и физического напряжения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: