Общество как социально-экономическая и социокультурная система

На протяжении всей истории существования социологической науки ученые ищут ответы на эти важнейшие вопросы. Э. Дюркгейм видел первооснову общества в коллективном сознании. По М. Веберу, общество – это продукт социальных действий. С точки зрения К. Маркса, общество – это развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности.
При всем многообразии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. В его рамках общество предоставляется как целостная функционально связанная социальная система, элементы которой теснейшим образом взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.
При рассмотрении и изучении общества часто используется сферный принцип, согласно которому в общество входят четыре сферы:
• экономическая – материальные, производственные отношения между людьми и их объединениями;
• политическая – деятельность политических институтов и организаций, органов власти, правоохранительных органов, социальных и политических движений, политических лидеров разного уровня;
• духовная – образование, наука, общественное сознание, религия, культура, искусство;
• социальная – взаимодействующие общности разного рода людей: классы, этносы, социальные слои, группы, организации.
Все сферы жизнедеятельности общества функционируют в теснейшей взаимосвязи, выполняя определенные функции в обществе и являясь сложными общественными подсистемами.
Итак, общество – это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями, складывающаяся и развивающаяся в процессе их совместной деятельности.
Рассмотрим отличительные признаки общества.
1. Социальность (от лат. socialis – совместный), выражающая общественную сущность жизни людей, специфику их социальных отношений, социальных взаимодействий и социальных связей.
2. Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми, которые действуют относительно друг друга.
3. Территория, от которой зависят многие особенности общества (для сравнения можно взять образ жизни, обычаи, культуру и религию эскимосов, неразрывно связанных с особенностями арктической территории и те же характеристики жителей Восточной Европы – белорусов, украинцев, русских).
4. Существование в социальном пространстве и социальном времени.
5. Высокий уровень самоутверждения и саморегуляции, позволяющий обществу без вмешательства извне создавать высокий уровень организации социальных взаимодействий, обеспечивающий его устойчивое саморазвитие и самовоспроизводство, удовлетворение жизненных потребностей людей.
6. Наличие специальных органов для осуществления саморегуляции – социальных институтов.
7. Существование субъектов социального развития (отдельных индивидов, групп, общностей, институтов), без сознания, воли и деятельности которых невозможны социальные изменения.
8. Наличие социальной структуры, элементами которой могут быть:
• социальные институты;
• социальные общности;
• социальные группы, классы, слои;
• социальные организации;
• человеческие индивиды.
Большинство социологов сходятся во мнении, что в развитии общества существуют определенные тенденции и закономерности. Утверждается, что в эволюции общества существует закон ускорения социального развития, который гласит, что каждый последующий его этап проходит в более краткий, сжатый во времени период, чем предыдущий. Также в развитии человеческих обществ действует закон неравномерности политического, экономического, социального и духовного развития, вследствие чего одни страны и народы развиваются быстрее и интенсивнее, чем другие. Наконец, история развития различных типов обществ свидетельствует, что при всяких зигзагах, уклонениях от основного пути общественной эволюции, даже при вынужденных застоях и откатах назад, в этой эволюции существует направленность по восходящей (закон социального прогресса).

12. Типология обществ
Поскольку общество развивается, оно проходит различные исторические этапы. Условия существования различных обществ зависят от исторических и природных факторов. Для исследования важное значение имеет типология обществ, т.е. соотнесение их с определёнными типами на основании существенных признаков и отличительных особенностей. Существует несколько таких типологий.

Типология обществ К. Маркса:

1. Первобытно - общинный тип общества;

2. Рабовладельческий тип;

3. Феодальный тип;

4. Капиталистический тип;

5. Коммунистический тип [2, с. 168].

Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, А. Тойнби (2-я пол. ХІХ – нач. ХХ стст.) предлагали делить общества на: традиционные (военные) и индустриальные (промышленные).

Традиционное общество, согласно данной типологии, отличается аграрным укладом жизни, малоподвижными социальными структурами, основанными на традиции способами социокультурной регуляции, низкими темпами развития производства.

Промышленное общество представляет собой такой тип организации общественной жизни, где индустриальное производство – основа экономической жизни, где производственная деятельность базируется, в основном, не на традиции, а на достижениях науки, где господствует рациональная система хозяйства со свободной торговлей и общим рынком [2, с. 170].

А. Белл, Р. Арон, Ж. Фурастье, Дж. Гелбрейт и др. (2-я пол. ХХ ст.) предлагали делить общества на:

· Аграрно-ремесленные общества;

· Индустриальные общества;

· Постиндустриальные общества.

Последняя типология обществ наиболее часто используется в современной социологии.

В обществе аграрно-ремесленного типа земля является основой экономики, семейной организации, политики, культуры, всей жизни. В этом обществе господствует простое разделение труда, существует несколько чётко разделённых социальных сословий. Для него характерна авторитарная система власти.

Общество индустриального типа характеризуется крупным машинным производством, развитой системой разделения труда при его сильной специализации, массовым производством товаров, ориентированным на рынок. Следствием этого являются высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности населения и его урбанизации.

Общество постиндустриального типа характеризуется переходом от ведущей роли промышленности к утверждению науки в роли основного производственного инструмента. Возникают новые виды наукоёмкого промышленного производства: радиоэлектронная промышленность, биотехнологии, нанотехнологии и т.д. Резко возрастает роль знания, вследствие чего на смену пролетариату приходит «когнитариат», т.е. работники, способные качественно трудится с применением знания всё более сложной и разнообразной информации. Осуществляется широкое применение компьютерно-коммуникативных средств, которые становятся новой производительной сферой. Расширяется сфера надомного труда, сфера услуг. Научное знание становится не только важнейшим ресурсом новых, высоких технологий и связанной с ними новой экономики, но и всех других сфер человеческой деятельности, включая появление новых властных возможностей [2, с. 171].

О. Тофлер считает, что аграрно-ремесленная цивилизация просуществовала примерно 8-9 тысяч лет, индустриальная цивилизация реализовала себя за 200-300 лет, а идущая ей на смену постиндустриальная цивилизация реализует своё содержание, достижения и сущность за несколько десятилетий [2, с. 172].Таким образом, по мнению, обществоведов, в развитии общества наблюдается ускорение, чем ближе к современному состоянию, тем быстрее темпы развития общества. Кроме того, различные регионы (страны), различные общества развиваются неравномерно (сравните развитие африканских и европейских стран). История общества изобилует примерами, когда отдельная страна или целый регион испытывали социальный регресс (например, устанавливались фашистские режимы). Исходя из исторического анализа, социологи формулируют общие законы развития общества[4, с. 107].


























Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: