Организационно-правовые основы предпринимательства

Основным субъектом предпринимательской деятельности является предприятие (фирма).
Предприятие – это хозяйственная единица (завод, фабрика, шахта, порт, финансовое учреждение, гостиница и т.д.), которая выполняет одну или несколько специфических функций по созданию и реализации материальных благ и услуг, а также формированию нормальных условий осуществления экономических процессов.

Фирма – это физическое или юридическое лицо, владеющее одним или несколькими предприятиями и организующее их деятельность. Большинство фирм владеет одним предприятием, однако существуют фирмы, которым принадлежит два и более предприятий.

Выделяют три правовых типа фирм: единоличное владение, партнерство (от франц.- участник) и корпорация (от лат.- объединение).

Единоличное владение — фирма, принадлежащая одному домохозяйству, которое самостоятельно ведет дела одного мелкого или среднего предприятия (фермы, мастерской, торгового заведения, адвокатской конторы, частной лечебницы и т.д.) за собственные и заемные средства в своих интересах (в США на их долю приходится свыше 70% от общего числа фирм).

Преимущества единоличного владения:

· сравнительная легкость их учреждения при наличии первоначального капитала (расходы по их учреждению обычно невелики и сводятся к приобретению регистрационного разрешения или лицензии на право заниматься соответствующей деятельностью);

· высокая степень хозяйственной самостоятельности и ответственности предпринимателей, что стимулирует их инициативу в реализации своих интересов.

Партнерство – это фирма, в которой два или более лица соединяют свои ресурсы и документально договариваются об условиях ведения совместных дел, распределении прибыли и убытков, а также степени общей и индивидуальной ответственности по обязательствам фирмы. В США на долю партнерств приходится около 10% общего числа фирм.

Преимущества партнерства:

· сравнительная легкость учреждения. Достаточно подписать учредительный договор (устав) и зарегистрировать его в соответствующем органе;

· благодаря большому числу участников становится возможной более высокая специализация в управлении;

· финансовые ресурсы компании менее ограничены, чем ресурсы единоличного владения. Это делает партнерство менее рискованным для кредиторов, увеличивает возможности привлечения заемных средств.

Корпорация – это правовая форма бизнеса, отличающаяся и отделенная от конкретных лиц, ими владеющих. Наиболее распространенной формой корпорации является акционерное общество. Акционерное общество – это тип фирмы, объединяющей мелкие и средние капиталы, где доля каждого подтверждена ценной бумагой – акцией, дающей право участвовать в управлении фирмой и получать часть ее прибыли в виде дивиденда. Если акции свободно продаются всем желающим – это акционерное общество открытого типа. Если акции продаются только определенному кругу лиц, то это АОЗТ.

Преимущества корпорации:

• наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала. Путем продажи акций и облигаций корпорации могут объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц;

· ограниченная ответственность. Владельцы корпорации рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций;

· владельцы акций могут не принимать активного участия в управлении корпорацией, а лишь следить за регулярностью и величиной выплачиваемых дивидендов;

· корпорации имеют значительно большие возможности в привлечении заемных средств, внедрении наиболее эффективных и капиталоемких технологий;

· корпорация является юридическим лицом и существует независимо от ее владельцев, которые могут меняться в связи с куплей-прдажей акций. Передача собственности корпорации через продажу акций не подрывает ее целостности (корпорации вечны). Постоянство корпорации открывает возможность перспективного планирования и роста.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: