Значение вед в философии Древней Индии. Направления древнеиндийской философии

Основные философские позиции древнеиндийской философской мысли сформировались в конце II-го тысячелетия до нашей эры в духовных памятниках, которые называются веды. (В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые философские представления о мире, о человеке и о нравственной Жизни)

Основные веды (книги):

  1. Брахманы.
    Данные веды содержат описания обрядов и ритуалов в честь многочисленных богов, причём у каждой касты обряды и ритуалы свои.
    Количество богов в Древней Индии составляло 3339 едениц.
  2. Самхиты.
    Это сборники гимнов (которые называются мантрами) в честь окружающего мира и в честь богов. Эти гимны должны повторять и петь последователи индуистского учения.
    Пример.
    Кришнаиты должны повторить гимн минимум 1728 раз за день.
  3. Упанишады.
    Это книги, которые содержат философские категории и философские концепции ведов.
  4. Араньяки.

Лесные книги, дают рекомендации и устанавливает правила жизни людей, выбравших отшельнический образ жизни

Основные философские категории:

  • Атман – индивидуальное сознание человека.
  • Брахма – абсолютное начало мира.
  • Сансара – круг перевоплощений.
  • Карма – закон причинно-следственной связи, закон возмездия.

Согласно древнеиндийской философии, материальная оболочка умирает, а дух перевоплощается в ту новую материальную оболочку, которая соответствует степени «правильности» жизни, которую вёл человек.

На основе вед в Индии обитают две группы философских школ:

  1. Ортодоксальные веды.
    Это те последователи учения, которые признают авторитет вед, строго следуя им.
    К ним относятся следующие философские школы:
    • Веданта
    • Неманса
    • Йога
    • Ньяя
    • Вайшешика
    • Мимамса
    • Санкхья
  2. Неортодоксальные веды.
    Признают авторитет вед, но впрямую им не следуют.
    К ним относятся следующие философские школы:
    • Индивидуальный материализм
    • Школа Буддизма
    • Школа Джайнизма

Ортодоксальные школы Древней Индии.

1) Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует.

Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.

2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.

3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов, описанных в ведах.

4) Санкхья – признает, что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.

5) Веданта – конец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах.

6) Йога – система практических действий, направленных на познание абсолюта. Базовый трактат – йога сутра. Йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи.

Неортодоксальные школы индийской философии.

1) Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды – считают, что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)

2) Джайнизм – первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция является носителем энергии и обладает простым и поступательным движением, ее общее количество не уменьшается. Весь мир состоит из атомов различного веса, атомы сливаются в вещи. Закон кармы (сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому.

3) Буддизм. Четыре благородных истины Будды:

А) Жизнь – страдание

Б) причина страданий – желания и страсти

В) от страданий можно избавится путем отказа от желаний

Г) венец всему – освобождение от уз сансары.












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: