Основные философские позиции древнеиндийской философской мысли сформировались в конце II-го тысячелетия до нашей эры в духовных памятниках, которые называются веды. (В образном языке Вед выражено весьма древнее религиозное мировоззрение, с которым уже в то время сочетались некоторые философские представления о мире, о человеке и о нравственной Жизни)
Основные веды (книги):
- Брахманы.
Данные веды содержат описания обрядов и ритуалов в честь многочисленных богов, причём у каждой касты обряды и ритуалы свои.
Количество богов в Древней Индии составляло 3339 едениц. - Самхиты.
Это сборники гимнов (которые называются мантрами) в честь окружающего мира и в честь богов. Эти гимны должны повторять и петь последователи индуистского учения.
Пример.
Кришнаиты должны повторить гимн минимум 1728 раз за день. - Упанишады.
Это книги, которые содержат философские категории и философские концепции ведов. - Араньяки.
Лесные книги, дают рекомендации и устанавливает правила жизни людей, выбравших отшельнический образ жизни
|
|
Основные философские категории:
- Атман – индивидуальное сознание человека.
- Брахма – абсолютное начало мира.
- Сансара – круг перевоплощений.
- Карма – закон причинно-следственной связи, закон возмездия.
Согласно древнеиндийской философии, материальная оболочка умирает, а дух перевоплощается в ту новую материальную оболочку, которая соответствует степени «правильности» жизни, которую вёл человек.
На основе вед в Индии обитают две группы философских школ:
- Ортодоксальные веды.
Это те последователи учения, которые признают авторитет вед, строго следуя им.
К ним относятся следующие философские школы: - Веданта
- Неманса
- Йога
- Ньяя
- Вайшешика
- Мимамса
- Санкхья
- Неортодоксальные веды.
Признают авторитет вед, но впрямую им не следуют.
К ним относятся следующие философские школы: - Индивидуальный материализм
- Школа Буддизма
- Школа Джайнизма
Ортодоксальные школы Древней Индии.
1) Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует.
Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.
2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.
3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов, описанных в ведах.
|
|
4) Санкхья – признает, что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.
5) Веданта – конец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах.
6) Йога – система практических действий, направленных на познание абсолюта. Базовый трактат – йога сутра. Йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи.
Неортодоксальные школы индийской философии.
1) Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды – считают, что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)
2) Джайнизм – первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция является носителем энергии и обладает простым и поступательным движением, ее общее количество не уменьшается. Весь мир состоит из атомов различного веса, атомы сливаются в вещи. Закон кармы (сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому.
3) Буддизм. Четыре благородных истины Будды:
А) Жизнь – страдание
Б) причина страданий – желания и страсти
В) от страданий можно избавится путем отказа от желаний
Г) венец всему – освобождение от уз сансары.