Дуализм

Название "дуализм" происходит от латинского слова "dualis", что значит "двойственный". Существуют различные формы дуализма. Классическими примерами дуалистического взгляда на творение явл-ся: во-1-х, дуализм греческой античной философии. Здесь творение мыслится, как результат воздействия Божества на извечно существующую наряду с Божеством материю, т. е. признается совечность 2х иноприродных начал. Представителями античной философии, у к-рых наиболее детально разработано учение о творении - это Платон (428-348 гг. до Р.Х.) и Аристотель (384-322 гг. до Р.Х.). По Платону, мироздание представляет собою следующее. С одной стороны, существует высший неизменный мир Божеств. идей, ниже этого уровня пребывает Демиург. Демиург в буквальном смысле обозначает того, кто изготовляет вещи для народа, ремесленника. Идея творчества в самом этом наименовании отсутствует. Демиург есть создатель низших богов, создатель мировой души, Вселенной и человека. В отличие от христиан. Бога Творца, Демиург не явл-ся всемогущим. Он не творит все, что хочет, и не творит мановением своей воли, т. е. ему приходится преодолевать сопротивление косной материи. Космос он создает из совечной ему материи. Эта материя бесформенна и наделена вечным, хаотичным движением. Демиург, созерцая первообразы, к-рые содержатся в Божеств. идеях, в соответствии с этими парадигмами возделывает материю. Материя, по Платону, есть несущее, to me on, но не абсолютно несущее, а только по сравнению с истинно существующим, т. е. с миром идей. Материя мыслится у Платона как некая чистая возможность бытия. Вещи, возникающие в результате дейятельности Демиурга, возделывающего материю по образцам вечных Божеств. идей, представляют собой тени, несовершеннные копии этих идей или эйдосов (eidos).

В основе учения Аристотеля лежит различие между бесформенной материей и формами, в к-рых она существует. Эти формы, по Аристотелю, представляют собою иерархическую структуру, к-рую венчает высшая, чистая, абсолютная форма. Эту форму, форму форм, Аристотель называл перводвигателем, или богом. С библейским представлением о Боге "бог" Аристотеля имеет мало общего.

Князь Сергей Трубецкой писал: "Бог Аристотеля не есть личный Бог, это лишь условие мирового движения, мирового бытия, первопричина Вселенной".

Для дуализма античной греч. философии характерен взгляд на совечные начала, как не равные по своему достоинству: одно начало мыслится как высшее, активное, другое - как низшее и пассивное.

В отличие от греч. философии, в восточ. учениях, напр, в персидских, сирийских, для к-рых также характерны дуалистические представления, начала, лежащие в основе мироздания, мыслятся как паритетные и противоборствующие: доброе и злое. Примером может служить древнеиранская религия - зороастризм, в к-рой вся мировая история рассматривается, как борьба 2х враждебных начал - светлого и темного.

Подобные идеи были воспроизведены гностиками на христиан. почве в первые века христиан. эры. Нек-рые гностические секты переосмыслили и платоновский образ Демиурга. Т.к. материю они считали злым началом, сосредоточием зла, то Демиурга, как создателя материальных вещей - источником зла.

Так, гностик Маркион, живший в середине 2 в., на этом основании утверждал различие между злым богом Ветх Завета, к-рого он отождествлял с Демиургом, и открывшимся в Нов Завете Сыном Божиим, как высшим Божественным эоном. По этой причине Маркион отрицал Ветх Завет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: