Языческие корни бел.культуры. Адаптация белорусами христианской культуры

Языческая религия белорусов представляла собой две ветви: поклонение природе и культ предков. В культе предков главными были бог Род – дух предков, покровитель дома и семьи, и Рожаницы – женские божества, покровительницы рода, домашнего очага, а также бог Чур – покровитель домов. В связи с этим культом на белорусских землях сохранились такие памятники материальной культуры как курганы – своеобразные святилища, где хоронили предков.

Природе белорусы придавали огромное значение с тех самых далёких времён. Во главе языческого пантеона богов стоял бог неба Сварог. Ступенькой ниже располагались Ярило, который олицетворял весну, пробуждение природы, Купала – бог плодородного лета, Волос (Велес) – покровитель скота и скотоводов, Перун – покровитель грома и молнии. Низшую ступень этой божественной иерархии составляли ветры, русалки, домовые, водяные и т.д. Таким образом, природа, окружавшая древних белорусов, была наполнена живыми существами. В то время возникло множество обрядов, связанных с различными моментами календарного и сельскохозяйственного цикла: прилёт птиц, вызывание весны, Юрьев день, купальская ночь, дожинки, праздник бога урожая – богача и другие, многие из которых сохранили свою актуальность по сей день.

Кумиры языческого пантеона представляли собой скульптурные изображения из дерева, бронзы, глины и камня. Идолам поклонялись и приносили жертвы в культовых сооружениях – капищах.

Традиционная культура белорусов складывалась в формах, типологически близких культуре народов Северной Европы. Ирландский и германо-скандинавский эпос, а значит, и национальная аксиология народов Северной Европы формировались на основе языческой мифологии. Белорусский ранний рыцарский эпос возник также на основе языческой мифологии. Его героями являлись богатыри, такие, как Микула Селянинович, князь Изяслав Василькович и мифологизованый в народных преданиях и в исключительно языческом «Слове о походе князя Игоря» Всеслав Полоцкий.

Христианская культура соединяла языческую и греко-византийскую традицию. Язычество сближало славянские общности кривичей, дреговичей, радимичей с местным населением – балтами. Силы, с которыми человек не мог справиться, древние славяне наделяли качествами живых существ (водяной, домовой, лесовой и др.). Возникли обряды, связанные с разными моментами сельскохозяйственных работ. Они становились целыми календарными циклами: прилет птиц, гуканье весны, вербная неделя, юрьев день, купаловские дни, дожинки, зажинки и т.д. С языческих богов больше всего поклонялись богу грома, молнии и дождя Перуну. Широко был представлен у наших предков культ солнечных богов: Хорос, Даждьбог, Купала и Ярило.

Христианство появилось в Палестине во времена Римской империи в среде бедного еврейского населения. В первые столетия верующие собирались в домах для чтения евангелий и тайной вечери. Со временем в христианской церкви на первое место выдвинулись обряды, пышные богослужения, стала складываться церковная иерархия.

Благотворным было влияние христианства на распространение письменности и образования. Важными культурно-просветительскими центрами на территории Беларуси стали монастыри: Туровский (Варваринский), Мозырский (Петропавловский и Параскевы), Полоцкий (Борисоглебский). При монастырях были своеобразные мастерские (скриптории), в которых переписывались Священное писание и местные летописи.

Основным жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание. Одним из первых памятников летописания является «Повесть временных лет».

Мировым достижениям соответствовало строительство храмов, их архитектура, роспись, убранство. Храмы были не только культовыми сооружениями, в них размещались архивы, государственная казна, библиотеки, школы. В XI в. по инициативе князя Всеслава был построен в Полоцке Софийский собор. В начале XII в. в Бельчицах (близ Полоцка) сооружена Борисоглебская церковь, а в 1161 г. в Сельце Спасо-Преображенский собор, известный также под названием Спасского или Спасо-Ефросиньевского. Для этого собора по заказу Ефросиньи Полоцкой мастер-ювелир Лазарь Богша создал в 1161 г. непревзойденный образец прикладного искусства – крест, обложенный золотыми и серебрянными пластинами с миниатюрными изображениями христианских святых, выполненными многоцветной эмалью. До наших дней сохранилась Борисоглебская, или Коложская, церковь в Гродно. В Каменце в конце XIII в. была возведена вежа (Белая вежа), памятник военного зодчества в Беларуси.

В духовно-культурной жизни Беларуси того времени яркой личностью выступает Кирилл Туровский (возможно, 1130 – не позднее 1182 гг.). Он был высокообразованным человеком, блестящим литератором, выдающимся религиозным деятелем. Сохранилось тридцать молитв, восемь «слов», три поучения, два канона, написанных К.Туровским. За выдающееся ораторское искусство современники называли его «Златоустом». По желанию горожан и князя Юрия Кирилл стал туровским епископом.

Личностью, оставившей заметный след в культурной жизни Беларуси, была Ефросинья (Предслава) Полоцкая (возможно, 1104–1167 гг.), внучка Всеслава Чародея. Вначале переписывала книги, после постриглась в монашки, поселилась в келье Софийской церкви в Полоцке, где продолжала переписывать книги, позже создавала летописи и собственные писания. В дальнейшем стала игуменьей монастыря Св. Спаса в Полоцке, построила мужской монастырь. В конце жизни Ефросиния совершила паломничество в Иерусалим, где и скончалась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: