Деятельность и познавательные процессы. Эффективность процесса обучения как результативность совместно-диалогической познавательной деятельности

В психологии под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

О деятельности психологи обычно говорят не только когда имеется в виду внешне наблюдаемое поведение человека, но и тогда, когда речь идет о внутренних, познавательных или психических процессах человека, таких, например, как его восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Познавательные процессы понимаются не только как особые виды внутренней деятельности человека, но и как виды деятельности, производные или зависимые от внешней, практической деятельности человека.  Восприятие – целостное отражение предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Это результат деятельности системы анализаторов.

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Чувства – специфически человеческие обобщенные переживания отношения к потребностям, удовлетворение или неудовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции – радость, любовь, гордость, горе, гнев, стыд и т.д. Воля – психический процесс сознательной и целенаправленной регуляции человеком своей деятельности и поведения для достижения поставленной цели.

При использовании совместно-диалогической познавательной деятельности в учебно-воспитательном процессе повышается творческий поиск студентов, при таком проведении занятий повышается уровень усвоения студентами программного материала. Совместно-диалогическая познавательная деятельность или как ее еще называют, коллективно – мыслительная деятельность организует и развивает у студентов аналитические способности, учит сравнивать, выделять главное, критически оценивать информацию, делать выводы, обобщать, аргументировать собственные суждения. Именно такая организация коллективной мыслительной деятельности создает реальную возможность активной тренировки умений умственного труда, развитие творческих способностей студентов.

17. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. ПСИХОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ И СОВМЕСТНО-ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ. Психологические методы и средства повышения эффективности качества обучения в современных условиях: активные, пассивные, интерактивные. Интерактивными или диалоговыми называют группу обучающих методов, в которых социальные взаимодействия рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий интенсифицировать процесс обучения, то есть значительно повысить его развивающий потенциал, углубить и расширить осваиваемое содержание образования

К интерактивным методам относят, не все методы активного обучения, а лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения.  Интерактивные методы создают реальные условия для проявления и упражнения, т.е. развития, таких функций личности, как избирательная, критическая, рефлексивная, смыслотворческая, функция волевой саморегуляции. Важнейшим механизмом интенсификации педагогического образования в интерактивном обучении является интериоризация опыта продуктивных взаимодействий студентов с преподавателями. Методы интерактивного обучения: эвристическая беседа;дискуссии; «мозговая атака»; «круглого стола»; «деловой игры»; конкурсы практических работ с их обсуждением; анализ конкретных ситуаций. Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи: 1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя; 2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных; 3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала. Как показывает практика, использование активных методов в вузовском обучении является необходимым условием для подготовки высоко квалифицированных специалистов и приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки студентов путем вовлечения их в активную учебно-познавательную деятельность, учебная информация переходит в личностное знание студентов.

Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

КОУЧИНГ КАК НОВЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ. ЛЕКЦИЯ КАК ВЕДУЩАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ВУЗОВСКОЙ ЛЕКЦИИ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ВУЗОВСКОЙ ЛЕКЦИИ.

Коучинг от среднеанглийского слова coаche (фургон, вагон). Коуч в буквальном смысле слова – некое транспортное средство, позволяющее людям перемещаться в желаемое место. Коуч в образовании и спорте – это репетитор, обучающий воспитанников основным приемам и стратегиям, а процесс коучинга представляет собой интенсивный тренинг с использованием четких инструкций и наглядных примеров, он сфокусирован на улучшении реальных результатов человека. Согласно «Англо-русскому словарю», «coаching» означает «тренировать, заниматься репетиторством, подготавливать к экзаменам или состязаниям». Коучинг как процесс переноса нового умения в реальную жизнь может считаться реальным продолжением тренинга, который ориентирован на формирование умений и навыков. Практика показывает, что эффективность использования коучинга превосходит традиционные методы обучения.

Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Слово "лекция" происходит от латинского "lection" - чтение.  В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой: при отсутствии учебников по новым складывающимся курсам лекция - основной источник информации; отдельные темы учебника особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют методической переработки лектором; лекция незаменима в тех случаях, где особенно важно личное эмоциональное воздействие лектора на студентов с целью повлиять на формирование их взглядов.  Требования к лекции: нравственная сторона лекции и преподавания, научность и информативность (современный научный уровень), доказательность и аргументированность, наличие достаточного количества ярких, убедительных примеров, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, эмоциональность формы изложения, активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления; четкая структура и логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов; методическая обработка - выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий; использование по возможности аудиовизуальных дидактических материалов.

19.   ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЗАДАЧА СЕМИНАРА, СРС И СРСП.

Преподаватель, ведущий семинары, ставит цель углубить и закрепить знания студентов, полученные ими на лекции и в процессе самостоятельной работы, проверить качество знаний, помочь разобраться в наиболее сложных вопросах, выработать умение правильно применять теоретические положения к практике будущей профессиональной деятельности. Одной из центральных задач семинара является развитие творческой активности и самостоятельности мышления студентов. Вместе с тем семинар призван развить навыки научной работы, применения методологии в исследованиях по изучаемому предмету, побудить к активной самостоятельной работе и взаимообучению. Познавательные, контрольные, стимулирующие и воспитательные функции семинара находятся в единстве, их четкое уяснение преподавателем — залог успеха и повышения эффективности занятий, так как это уяснение в значительной мере определяет мотивы и способы деятельности преподавателя.

Проведение семинара связано с большим педагогическим и организаторским мастерством преподавателя, умелым использованием им своих разносторонних знаний и эрудиции. Преподавателю следует направлять работу семинара, внимательно слушать выступающих, контролировать свои замечания, уточнения, дополнения к ним, корректировать ход занятия.

Вопросы на семинаре в психологическом плане являются побудителями познавательной активности студентов и представляют собой «особую форму мысли, стоящей на рубеже между незнанием и знанием».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: