Личностная и профессиональная зрелость и их критерии

Зрелость приходится на период достижения человеком наивысшего развития его духовных, интеллектуальных и физических способностей.Среди важнейших сфер самореализации личности выделяют следующие: профессиональная сфера, семейно-бытовые отношения, сексуальные отношения, общение, воспитание детей, саморазвитие и самосовершенствование. Критерии зрелости личности: Ответственность; Гуманность, социальная направленность; Активность (самомотивация, умение ставить цель и следовать ей);Гармоничные взаимоотношения с окружающими;Гармоничные отношения с собой, принятие и понимание себя;Независимость и свободный выбор личности, умение противостоять влиянию и зависимости;Целостность личности.

Профессиональная зрелость - это соответствие профессионального развития человека тому уровню, который обычно достигается людьми его возраста.Основными характеристиками профессиональной зрелости являются:

 заинтересованность в совершении выбора профессии;стремление к получению новой информации и планированию предпочитаемого места работы;однородность профессиональных предпочтений в течение длительного времени в одной профессиональной области;зрелость интересов, независимость от других людей и обстоятельств при выборе профессии и продвижении по ней, соответствие ценностей выбираемой работы интересам человека;соответствие предпочтений и способностей интересам и активности человека.

СТУДЕНЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ И ЕГО ФОРМИРОВАНИЕ. ЛИДЕРСТВО. КОНФЛИКТЫ.

Коллектив – это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества. Возникновение коллектива является результатом организационно-управленческой, воспитательной работы. Студенческие академические группы нередко не становятся настоящими коллективами, потому что преподаватели больше ориентируют студентов на хорошее усвоение знаний, навыков и умений в области будущей профессии, а не на прочную совместную деятельность. Основная задача воспитательного управления академическими студенческими группами как центральным звеном микро среды вузовского студенчества заключается в превращении каждой группы в настоящий коллектив и сохранении его до конца учебы в вузе. Становление коллектива студенческой группы зависит от:характера организации учебно-познавательной деятельности студентов, контроля над ней и ее оценки;степени ясности функций, задач и программы деятельности группы, от групповых норм и особенностей преломления в них общих социальных норм;частоты контактов и особенностей общения между членами группы и от особенностей педагогического общения в системе «педагог-студент»;особенностей микрогрупп в группе (способствует ли она сплочению группы или противопоставляют себя группе);характера привлечения каждого члена группы к выполнению групповых заданий, от качества кооперации сил при выполнении общественно значимых задач, стоящих перед группой;размера группы и времени ее существования;качеств руководителей-наставников, межличностных отношений в системе «педагог-студент» и «студент-студент».

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. 1. Социометрические методы – в узком смысле методы исследования структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям. 2. Методика диагностики межличностных отношений Лири. Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.3. Методика косвенной оценки межличностных отношений. Методические приемы исследования межличностных отношений основаны на выявленных в социальной психологии закономерностях влияния эмоционального отношения главным образом на невербальное поведение, паралингвистические параметры.4. Методика наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Ситуационный тест. В социальной психологии достаточно часто используются методики исследования межличностных отношений, в которых акцент делается на объективное и обширное описание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теоретических воззрений. Одна из самых известных методик регистрации межличностных отношений принадлежит Р. Бейлсу, который разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды интеракции в группе. По этой схеме обученный наблюдатель может кодировать каждое взаимодействие в любой малой группе по 12 показателям, которые объединены в четыре более общие категории: область позитивных эмоций, область решения проблем, область постановки проблем и область негативных эмоций. Благодаря такой формализованной процедуре наблюдения можно определить разные уровни групповой динамики, статус и роль участников взаимодействия и т.д. Например: человек, получивший высокий балл в области решения проблем, рассматривается как деловой лидер, а в области позитивных эмоций - как эмоциональный лидер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: