Эмпатия и рефлексия педагога

Эмпатия педагога вносит вклад в построение отношений сотрудничества между педагогом и студентом. Эмпатия – «ощущение способности испытывать за другого его чувства». Эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека. Сопереживание является определяющим во многих межличностных отношениях и социальных установках. Для образного представления акта эмпатии часто привлекаются такие метафорические описания как способность "прогуляться в ботинках", "влезть в шкуру" или "увидеть ситуацию глазами" другого. Эти метафоры действительно содержат важный элемент эмпатического процесса, а именно разделение внутреннего опыта другого человека. Эмпатию можно назвать гуманистическим профессиональным качеством педагога, т.к. через эмпатию признается ценность человека как личности, выражаются принципы равенства, справедливости, человечности; искренне выражается любовь к детям, чуткое отношение к нежной душе ребенка. Также эмпатию можно назвать способом наблюдения и сбора данных. Эмпатия позволяет педагогу переживать опыт студентов без потери способности объективно оценивать психические состояния подопечного. Рефлексия является процессом и результатом самоанализа субъектом своего сознания, поведения внутренних психических актов и состояний, собственного опыта, личностных структур. Педагогическую рефлексию мы рассматриваем исходя из посыла: 1) доминантой педагогического процесса является развитие 2) назначение педагогического процесса заключается в создании условий для развития и саморазвития как обучаемых, так и педагога. Исходя из сказанного, рефлексию в педагогическом процессе можно определить как процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Общепринятым является тот факт, что педагогическая деятельность по сути своей носит рефлексивный характер. Рефлексия – это личностное свойство и одновременно – важнейший фактор развития личности, формирования ее культуры и профессионализма. Обобщая сказанное, рефлексия в педагогическом процессе – это: а) процесс и результат фиксирования участниками взаимодействия состояния собственного развития и причин, обеспечивших его; б) процесс самоидентификации субъекта педагогического взаимодействия исходя их сложившейся ситуации; в) взаимоотображение, взаимооценка состоявшегося взаимодействия участников педагогического процесса: г) отображение педагогом внутреннего мира и состояния развития ученика и наоборот.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: