Перечислите факторы, от которых зависит отношение общества к детям-сиротам?

Перечислите причины, которые вызывают возрастание числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?

 

С разрушением «векового здания русской культуры» оказалась нарушена и взаимосвязь прошлого – настоящего – будущего, другими словами, взаимосвязь поколений. Удар, нанесенный культуре, отразился и на состоянии российской семьи.

С разрушением коммунистами православной культуры и церкви исчезла еще одна опора русской семьи. Изменения в социальной политике произошли лишь в 50-е годы в связи со сменой политических ориентиров. Правительством были приняты меры, направленные на укрепление института семьи.

Впервые же о масштабах явления, которое вскоре получило название «социальное сиротство», было заявлено в октябре 1987 года на учредительной конференции Советского детского фонда (город Москва). В докладе его президента А. Лиханова прозвучали такие цифры: «Почти 95 % нынешних детдомовцев – сироты при живых родителях».

Прошли годы. Сегодня мир вступил в XXI век. Но проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет.

В последние десятилетия особенностями России стали:

-обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества;

-резкое падение уровня жизни большинства населения;

-резкое и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, чему во многом способствует расцвет массовой культуры.

Серьезнейшей проблемой современной педагогической науки стал кризис воспитания. «С разрушением коммунистической системы воспитания было устранено воспитание как задача образования. Была разрушена привычная система ценностей... Главная причина этого состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме...». Тем самым, мы можем увидеть, что перед современной Россией стоит важная задача возрождения нравственных ценностей и устоев, которые с годами были утрачены.

Небывалый кризис всех сфер общественной жизни, потрясший Россию, привел к увеличению числа дезорганизованных семей. Резкое падение уровня жизни большой части населения сделало массовым такое явление, как отказ от ребенка, которого нет возможности прокормить. В России выросли масштабы преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, что усилило истоки детского неблагополучия.

Возникший кризис семьи неблагоприятно отразился на состоянии детства в стране. В результате масштабы социального сиротства оказались настолько велики, что впервые встала проблема о переуплотнении детских домов и школ-интернатов..

Кризис семьи проявляется в различных формах:

-нарушение структуры и функций семьи;

-рост числа разводов и количества неполных семей;

-рост количества нерегистрируемых браков (в среднем в год примерно на 5-7%);

-асоциальный образ жизни ряда семей;

-падение уровня жизни населения (к бедному классу относят сейчас 60% населения)

-ухудшение условий содержания детей;

-нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, что непосредственно отражается и на детях;

-распространение жестокого обращения с детьми в семьях.

Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей.

Тяжелое заболевание и инвалидность родителей и также может стать причиной возникновения социального сиротства. Такие люди склонны к «уходу в болезнь», они сознательно отдаляются от своих близких, друзей, детей.

Кроме того, семьи, в которых живут люди с ограниченными возможностями, также могут стать фактором риска для появления детей-сирот. В таких семьях дети крайне негативны в суждениях по причинно-следственным факторам, которые привели их семью к неблагоприятному положению. Они не хотят находиться в семье, выслушивать скандалы родителей, судить мать или отца, они не в состоянии переломить ситуацию – дети «ломаются» сами. И в результате они уходят...

Особую группу причин составляют причины добровольного отказа родителей от новорожденных. Среди них мы выделим следующие:

-мать-отказница живет за чертой бедности;

-женщина находится в алкогольной или наркотической зависимости;

-мать – сама бывшая воспитанница детского дома, не имеющая ни жилья, ни опыта самостоятельного отдельного проживания;

-роженица находится в юном возрасте;

-родился больной ребенок.

К сожалению, дети-сироты, которые воспитывались в государственных учреждениях, чаще всего повторяют судьбу своих родителей, тем самым, расширяя поле социального сиротства.

Таким образом, мы видим, что причины социального сиротства велики и разнообразны. Поэтому решение этой действительно серьезной проблемы и представляется таким долгим и сложным. Это дело и государства, и общества, и каждого человека в отдельности.

 

Перечислите факторы, от которых зависит отношение общества к детям-сиротам?

Фактор отношения общества к детям-сиротам. Условно можно охарактери­зовать следующие стереотипы по отно­шению к детям-сиротам.

«Ущербные дети». Дети-сироты являют­ся неполноценными по причине дурной наследственности, различных нарушений физического и психического здоровья, и никакие усилия общества по воспитанию этих детей, брошенных собственными родителями, не приведут к нормализации их развития и не обеспечат успеш­ное вхождение в общество. «Ущербные дети» должны быть обособлены в детских домах, целью их образования должно стать получение несложной рабочей профессии. Приверженцев такого отношения к социальным сиротам можно найти среди представителей самых разных социальных слоев и профессий, в том че­ле среди педагогов. Для них характерны высказывания типа: «Сколько сирот ни воспитывай, они все равно повторят судьбы своих родителей», «Из них никогда не получится ничего путного» и пр.

«Несчастные дети». Дети-сироты рассматриваются в первую очередь как объект жалости и благотворительной помощи в виде новогодних подарков, игрушек, развлекательных мероприятий и пр. Главной задачей видится создание комфортной среды обитания, а основным мотивом помощи выступает желание «хоть чем-то порадовать бедных сироток».

«Лишние дети». Сторонники данного отношения видят в детях-сиротах в первую очередь объект обременительной благотворительности, так как содержание и образование сироты обходится государству дороже, чем родительского ребенка. Это «лишние дети» потому, что, во-первых, не нужны собственным родителям, а во-вторых, являются экономичес­ким бременем, размеры которого необходимо не увеличивать, а уменьшать. Вследствие этого основной задачей общества является ограничение прав на рождение детей людьми, ведущими асоциальный образ жизни, а также принуждение родителей (в виде штрафов, исправительных работ и др.) к материальному обеспечению рожденных ими детей.

«Дети, которым нужно помочь». У сторонников этого отношения существует твердое убеждение в том, что общество ответственно за создание благоприятный условий воспитания, развития и обучения детей-сирот и предоставление им реальных возможностей жить в семье, выбирать профессию и быть желанным членом общества. Реализация этого возможна только при условии непрерывного поиска и совершенствования форм устройства детей-сирот в семьи, постинтернатного сопровождения, психолого-педагогической и экономической поддержки и т.д.

Таким образом, приведенные выше стереотипы отношений сходятся на том, что отсутствие родительской любви и внимания, материальной и моральной поддержки, а также воспитательного воздействия семьи накладывает негативный отпечаток на развитие личности ребенка. Однако помещение такого ребенка в интернатное учреждение не решает этой проблемы полноценно, так как дети, «потеряв» самых родных людей, уже получили психологический стресс, который усугубляется, когда они попадают в непривычные для них условия детского дома или интерната.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: