double arrow

Государство в Древней Индии. Законы Ману, Варны и касты

Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме так называемых племенных государств. В середине 2 тысячелетия до н.э. на севере Индии появились племена (арии — «полноправные»). Священные книги Ариев — Веды. Основное занятие — скотоводство; завоевывая территории, они оседали родовыми коллективами и племенами, которыми управляли вожди-раджи и советы старейшин. Впоследствии должность раджи из выборной становится наследственной; одновременно образуют замкнутые сословия старейшины и жрецы племен.

Общественный строй Древней Индии — существование особых сословий — варн: самая важная — варна жрецов — брахманы (высший из людей; изучал священные книги, участвовал в суде и управлении, вырабатывал законы и предписания); кшатрии (вся военная знать — светская аристократия; из ее среды выходят цари, военачальники, сановники). Обе эти варны составляли господствующий класс. Две другие варны — непривилегированные: вайшьи (земледельцы, ремесленники, крестьяне, торговцы —) и шудры (обнищавшие крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы). Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, но он не был свободен, его можно было продавать и покупать.

Положение раба (даса) немногим отличалось от шудры. Он тоже мог иметь семью, имущество и наследовать.

В первых веках н.э. начали складываться феодальные отношения; происходит преобразование варн в касты.

Законы Ману — составлены в одной из брахманских (жреческих) школ между 2 веком до н.э. и 2 веком н.э. Источник — более ранние «руководства к Закону» (дхармасутра). Законы — это руководство к религиозному и гражданскому быту человека. Кроме правовых норм (в основном главы 8 и 9), Законы содержат много религиозных и нравственных предписаний.

Основные принципы Законов Ману:

Равный брак (внутри равной варны или высшая варны на низшей);

Почитание женщин (там боги удовлетворены);

«Брахман должен добыть средства к существованию, не причиняя никакого или небольшого вреда другим»; должен говорить правду, но не должен говорить неприятной правды и приятной лжи;

«Кшатрий должен надлежащим образом охранять весь этот мир»;

«для царя Владыка некогда создал своего собственного сына — Наказание, защитника всех творений, воплощение закона»; наказание не можут быть справедливо наложено не имеющим хороших советников, слабоумным, алчным, неопытным;

Царь должен быть защитником варн; назначать 7 — 8 министров. Предки которых были царскими слугами; ежедневно обсуждать с ними обычные дела; с ученым брахманов царь должен совещаться о царских делах; казна и управление государством вверяется царю; должен назначить десятского для 10 селений, старосту для 20; сотского для 100 и тысяцкого для 1000.; в каждом городе главноуправляющий (следит за делами чиновников); должен взимать ежегодные умеренные подати;

Судебная система: царь вместе с брахманами и опытными советниками (решали дела 18 видов: оскорбление действием, клевета. Продаж чужого, разбой и насилие и т.д.);

Показания дают равные равным; за отсутствием таковых может быть дано любым, но судья считает таковые ненадежными;

Царь должен наказывать сначала простым замечанием, потом строгим выговором, потом штрафом, затем телесным наказанием;

 Жена, сын и раб — не имеют собственности, она считается собственностью их господ;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: