Восстание на Сенатской площади

14 декабря 1825 г., в день, когда должен был быть решен вопрос о престолонаследии в стране, декабристы хотели, собравшись на Сенатской площади, сорвать присягу Николаю и заставить Сенат обнародовать «Манифест к русскому народу», включавший основные требования декабристов.

 

К сожалению, декабристы опоздали. Сенаторы уже до их выступления успели присягнуть Николаю. Восстание декабристов было жестоко подавлено. Но их деятельность не была напрасной. Многие идеи декабристов были осуществлены в ходе последующих реформ.


27. Внутренняя политика Николая I: репрессии и келейно-бюрократическое реформаторство

Время правления Николая I было эпохой резких противоречий в русской жизни. Веками сложившийся строй государственных и общественных отношений господствует по-прежнему. А экономическая, политическая, духовная жизнь страны бьется в этих старых рамках, которые становились все более тесными. Оснований для подобного вывода предостаточно. Жестокая расправа над декабристами. Основная масса людей была наказана не за поступки, а за помыслы. Император решительно искоренял инакомыслие. Особенно это проявилось в сфере просвещения. В 1828 г. был принят школьный устав, ликвидировавший преемственность между ступенями образования, а также закрепивший его сословный принцип. В 1827 г. было запрещено принимать в гимназию детей крепостных крестьян. В 1835 г. был принят университетский устав, фактически ликвидировавший автономию университетов. Быт студентов был устроен по образцу военно-учебных заведений. В 1826 г. был введен цензурный устав, резко огранивающий свободу печати. В 1848 г. создан постоянный цензурный комитет. Цензура еще более ожесточилась. Университетская автономия была полностью ликвидирована, повышена плата за обучение. 3 июля 1826 г. был создано III отделение собственной его императорского величества канцелярии. Задачи III отделения были многообразны: осуществление сыска и следствия по политическим делам, наблюдение за литературой, театром, за раскольниками и сектантами, за иностранцами, прибывшими в Россию, выявление причин крестьянских волнений. В период правления Николая I резко возрастает значение и численность чиновников. Многочисленный бюрократический аппарат позволял регулировать и держать под контролем жизнь общества. Общей тенденцией перестройки государственного управления при Николае I была военизация государственного аппарата. Для решения крестьянского вопроса, еще при Александре I стали созываться секретные комитеты. Подобная практика получила широкое распространение при Николае I. Такое реформаторство Николай I называл "келейным". При Николае I было создано 9 секретных комитетов 'по крестьянскому вопросу. Сам факт обращения к этому вопросу свидетельствует о том, что император понимал необходимость принятия в этом направлении кардинальных мер. В 1835 г. секретный комитет принял его идею о проведении двухэтапной реформы сначала в отношении государственных крестьян, а затем и помещичьих. Государственные крестьяне были организованы в сельские общества. Из нескольких сельских обществ составлялась волость. Как сельские общества, так и волости получили самоуправление, имели свои "сходы", избирали для управления делами "голов", "старшин". Крестьян учили лучшим способам хозяйствования, обеспечивали зерном в неурожайные годы, строились школы и больницы, проводилось переселение крестьян на окраины. В 1839 г. был создан новый секретный комитет, который, по мысли Николая I, должен был заложить основы реформы помещичьей деревни. Единственное поставленное условие — неприкосновенность земельной собственности дворян. В марте 1842 г. он официально заявил, что крепостное право очевидное зло, но прикасаться к нему сейчас было делом более гибельным, ибо будет преступным посягательством на общественное спокойствие и благо государства. Единственным практическим результатом явилось издание Указа от 2 апреля 1842 г. об обязанных крестьянах, согласно которому помещик получил право освобождать крестьян от крепостной зависимости, давая им земельный надел в наследственное пользование на условиях, определяемых в соглашении. Николаю I удалось ослабить некоторые проявления крепостного права, регламентировать взаимоотношения крестьян и помещиков при усилении бюрократической правительственной опеки. В 1827 г. было запрещено отдавать крепостных в аренду. В 1828 г. были ограничены права помещиков ссылать крестьян в Сибирь. В 1833 г. последовало запрещение продавать крестьян с публичного торга, дарить их, платить ими частные долги. В 1841 г. беспоместные дворяне лишились права покупать крестьян без земли. Более значительных успехов Николай I добился в кодификации законодательства и стабилизации финансов. Одним из первых мероприятий Николая I стала организация работ в области кодификации. К 1830г. подготовка Полного собрания законов Российской империи завершилась. Издание состояло из 45 томов, куда вошло более 30 тыс. законодательных актов с 1649 г. по 3 декабря 1825 г. Вместе с тем, следует признать, что избранный Николаем I "келейно-бюрократический" путь преобразований не принес положительных результатов. Отсутствие гласности при обсуждении важнейших проблем страны не давало возможности привлечь к проведению реформ широкие слои общественности. Бюрократический аппарат, на который хотел опереться император, делал все возможное, чтобы не допустить преобразований. Надо отдать должное императору: он стремился наладить работу государственных учреждений. Одобрение вызывали попытки правительства бороться со взяточничеством и служебной волокитой.

 


28. Внешняя политика России во второй четверти 19го в. Крымская война

В 1826-1828 гг. началась русско-иранская война, в результате которой Россия присоединила Армению.

В 1827г. Россия вмешалась в борьбу Греции против турок за независимость, что привело к русско-турецкой войне (1828-1829). По ее итогам к России отошли устье Дуная и часть Грузии.

 

В 1833 г. Россия помогла Турции в войне против Египта и подписала с нею Ункяр-Искелесийский договор, закрывавший черноморские проливы для иностранных военных судов (кроме русских).

Но в 1841 г. Англия, Франция и Пруссия добились отмены этого договора. Постепенно нарастала изоляция России среди европейских стран, опасавшихся ее дальнейшего усиления.

 

В 1848 г. Николай I выступил с осуждением революций в Европе, а в 1849 г. двинул армию И. Ф. Паскевича на подавление революции в Венгрии. Венгры были разбиты и капитулировали.

 

Крымская война 1853-1856 гг. первоначально велась между Российской и Османской империями за господство на Ближнем Востоке. Накануне войны Николай I допустил три непоправимые ошибки: относительно Англии, Франции и Австрии. Николай I не принял в расчет ни больших торговых и финансовых интересов крупной французской буржуазии в Турции, ни выгодности для Наполеона III отвлечения внимания французских широких народных слоев от внутренних дел к внешней политике.

Первые удачи русских войск, а в особенности разгром турецкого флота в Синопе побудили вмешаться в войну Англию и Францию на стороне Османской Турции.

В 1855 году к воюющей коалиции присоединилось Сардинское королевство. К союзникам готовы были примкнуть Швеция и Австрия, до этого связанная узами «Священного союза» с Россией. Военные действия велись в Балтийском море, на Камчатке, на Кавказе, в Дунайских княжествах. Основные действия развернулись в Крыму при обороне Севастополя от войск союзников. В итоге, общими усилиями, объединенная коалиция смогла одержать победу в этой войне.

 

По Парижскому миру 1856 г. Россия потеряла Южную Молдавию и лишалась права иметь флот и крепости на Черном море. Ее статус великой державы оказался под сомнением. Причиной неудач России было общее превосходство противников (три страны против одной), слабое техническое оснащение армии, неразвитость экономики, недостаточно высокий уровень командования. Все это обнажило ее отсталость и стимулировало проведение реформ в России.

 

Среди главных причин поражения России можно назвать три группы факторов: политические, технические и социально-экономические.

Международный престиж российской державы был подорван. Война явилась сильнейшим толчком к обострению социального кризиса внутри страны. Способствовала развитию массовых крестьянских выступлений, ускорила падение крепостного права и проведение буржуазных реформ.

Создавшаяся после Крымской войны «Крымская система» (англо-австро-французский блок) стремилась поддерживать международную изоляцию России, поэтому в первую очередь необходимо было выйти из этой изоляции. Искусство русской дипломатии (в данном случае ее министра иностранных дел Горчакова) заключалось в том, что она весьма умело использовала менявшуюся международную обстановку и противоречия между участниками антирусского блока - Францией, Англией и Австрией.

 


 

29. Развитие общественно-полит. мысли в Николаевской России (2я четверть 19в.)

 

На проведение преобразований отрицательное влияние оказала официальная идеология николаевской России, ставшая реакцией на социальные конфликты, потрясшие Европу. Подлинным столпом официальной политики в области идеологии был министр народного просвещения граф С.С. Уваров. Он систематизировал и оформил доктрину, основы которой были заложены сочинениях Н.М. Карамзина, и успешно применялись правительством с первых дней правления Николая 1. Наиболее четко и полно Уваров изложил свою теорию в докладе о деятельности Министерства народного просвещения в 1833-1843 гг. В нем подчеркивается, что социальные потрясения в Европе требуют укрепить отечество на твердых основаниях. На пользу самодержавия пришлась и русская национальная идея, выраженная в принципе "народности", пропагандировавшая глубокое отличие России от Запада, признание особого национального характера и ценностных ориентаций; и русских, отличающихся коренным образом от народов Западной Европы. Борьба против европейских, просветительских идей была воспринята как условие сохранения существующего строя, как главная задача правительства. Вдохновителем новой официальной идеологии был именно Николай 1. Официальная идеология усердно распространялась церковью, журналистами, университетскими профессорами. Следует, однако, заметить, что официальные идеи воспринимали далеко не все представители дворянского сословия. Однако, идея о "превосходстве" России над Европой оказала существенное влияние на развитие либеральной общественно-политической мысли. В противовес официальному тезису выдвигается концепция "отсталости России", способствовавшая осмыслению причин отставания России от Европы и поиску путей его преодоления, а также возникновению двух разновидностей раннего российского либерализма - западников и славянофилов. На формирование указанных направлений общественно-политической мысли серьезное влияние оказал П.Я. Чаадаев, одним из первых остро поставивший опрос об особенностях исторического развития России и Европы. В 1828-1830 гг. Чаадаев работал над циклом "Философических писем", в которых изложил свое понимание прошлого, настоящего и будущего России. Чаадаев стремился показать ничтожество России по сравнению с Европой. В русской общественной мысли он по существу первым высказал положение об "отсталости" России, причины которой усматривал во влиянии православия, унаследованного от "жалкой, глубоко презираемой" европейскими народами Византии. В письме проводились идеи о позитивном вкладе католичества в развитии Европы, о различии путей развития России и Европы, с пессимистических позиций оценивалось будущее страны. Философическое письмо", опубликованное в журнале "Телескоп", стало прологом великого спора о прошлом, настоящем и будущем России, который в тот период выразился в полемике западников и славянофилов. У этих направлений общественно-политической мысли было много общего: неприятие крепостничества порядков, критика политической системы, отстаивание свободы слова, совести, печати, неприятие революции. И те, и другие были единодушны в подходе к русскому прошлому, которое представлялось им принципиально отличным от прошлого европейских народов. Однако в оценке прошлого они существенно расходились. Но самые острые споры шли о будущем России, о путях ее развития. Суть спора сводилась к тому, какой это будет путь: универсальный европейский, или особый русский. В организационном отношении раньше оформились славянофилы. Все видные славянофилы (А.И. Кошелев, И.С. и К.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин и др.) были связаны с московским университетом. Славянофилы обосновывали особый путь исторического развития России, отличный от Западной Европы. Самобытность России они видели в общине, в артелях, в православной церкви, которую рассматривали как истинное христианство. Монархию они считали лучшей формой государственного устройства, но выступали за созыв Земского Собора или Думы из представителей всех сословий для обсуждения важнейших государственных проблем. Славянофилы охотно прибегали в своих общественно-политических размышлениях к историческим аналогиям, к ссылкам на события прошлого. Западники в организационном отношении оформились позднее, примерно в 1841-1842 гг. Ведущую роль в их консолидации сыграл профессор Московского университета, крупный специалист по истории средневековой Европы Т.Н. Грановский. Примерно в это же время в Петербурге также возникает кружок западников. Возглавлявший кружок В.Г. Белинский полагал, что петербургское западничество отли-чается от московского принципиальностью и бескомпромиссностью. Западники обосновывали необходимость развития России по европейскому пути и высказывались за необходимость быстрого развития промышленности, торговли, железнодорожного транспорта, выступали против протекционизма. Конституционное ограничение самодержавия, парламентская система были их идеалом. Западники были противниками революции и предпочитали реформистский путь развития. Идеалом западников был Петр I, в котором они видел смелого монарха-реформатора, открывшего новые пути для развития России, как европейской державы. Славянофилы обвиняли своих противников в отсутствии патриотических чувств, в преклонении перед Западом. Споры западников и славянофилов сыграли исключительную роль в пробуждении общественного внимания к важнейшим проблемам страны, в том числе и крестьянскому вопросу. В ходе этих споров вырабатывалась либеральная программа отмены крепостного права. Своей деятельностью западники и славянофилы способствовали созданию идейно-политических предпосылок реформ, состоявшихся в пери-од правления Александра 2. В эти годы получает дальнейшее развитие и революционная мысль. Ведущее место в ней, безусловно, принадлежит В.Г. Белинскому (1811-1848 гг.) и А.И. Герцену (1812-1870 гг.), основоположникам революционно-демократической идеологии, отражавшей интересы крестьянства. В условиях демократического подъема конца 1850-х гг. Герцен высказывается за необходимость мирного разрешения всех проблем и обосновывает данную мысль в письмах Александру 2. Данный поступок, за который его резко критиковали, был вызван гуманизмом и трезвым политическим расчетом. В 1861 г. он с восторгом встретил отмену крепостного права. С точки зрения социальных конфликтов Россия выгодно отличалась от Европы. Конечно, в стране были волнения крестьян, но они редко получали известность за пределами уезда или губернии. На фоне европейских революционных потрясений внутреннее положение страны казалось незыблемым спокойным. Николаевская Россия «молчала и благоденствовала». Европейским консерваторам николаевский режим представлялся идеалом.


 

30. Подготовка и проведение крестьянской реформы. Отмена крепостного права.

Впервые свое мнение по вопросу об отмене крепостного права Александр 2, высказал 30 марта 1856г. С этого времени правительство стало предпринимать попытки организовать просьбу самого дворянства об освобождении крестьян.

В январе 1857 г. под председательством императора открывается Секретный комитет “для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян”. В феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в Главный комитетпо крестьянскому делу. Существовало 2пути решения проблемы: освобождение крестьян быстрыми темпами без земли (что, однако, порождало серьезную угрозу их протестов) и отмена крепостного права с сохранением за крестьянами их земельных наделов, которое государство выкупит у помещиков (что было затруднительно из-за отсутствия у государства достаточных средств).

В марте 1859 г. А2 санкционировал создание нового нетрадиционного государственного учреждения для подготовки проекта крестьянской реформы - Редакционных комиссий. Лидером Редакционных комиссий, по общему признанию, был Н.А. Милютин, принадлежавший к типу людей новой формации: либеральный бюрократ - деятель реформ.

Нетрадиционность нового учреждения заключалась в том, что его большинство состояло из либеральных деятелей, выработавших единую концепцию реформы. Характерной их чертой была лояльность по отношению к царю и самодержавию: они оказались способны - как психологически, так и интеллектуально - работать на него, чтобы реформировать режим изнутри.

В результате полугодичной работы Редакционные комиссии создали свой проект реформы. 8 сентября 1859г. он был представлен Александру II, пришедшему к выводу, что программа комиссий “достаточно установилась”.

10 октября 1860г. Редакционные комиссии были закрыты, проекты крестьянской реформы были переданы на обсуждение сначала в Главный комитет по крестьянскому делу, а затем в Государственный Совет (октябрь 1860- февраль 1861г.)

Хотя реакционеры не смогли остановить реформу, они существенно повлияли на решение земельного вопроса. В результате был принят компромиссный вариант преобразований.

19 февраля 1861 г. на “Манифесте” об отмене крепостного права Александр 2 поставил резолюцию: “Быть по сему”. Началось проведение в жизнь первой из великих реформ. Это был акт исторического значения. Почти 23 млн. крестьян получили возможность выйти из крепостного, в условиях России почти рабского, положения. Крестьяне объявлялись лично свободными и становились юридическими лицами, то есть имели все права, предоставляемые законами империи (вступление в брак без “дозволения” помещика, заключение сделок, открытие торговых и промышленных заведений, переход в другие сословия и т.д.) Таким образом, реформа ликвидировала власть помещика над крестьянином.

Однако, вся земля, которую обрабатывали крестьяне, была объявлена помещичьей собственностью. Крестьяне могли получить свой надел поначалу только “в постоянное пользование”. За пользование землей они отбывали барщину, платили оброк и назывались “временно обязанными”. Размер земельного надела, предоставляемого помещиком крестьянину, не мог быть выше установленной законом нормы. Излишки земли назывались “отрезками” и изымались. В результате нового размежевания средний крестьянский надел сократился до 3,6 десятин земли. Все крестьяне европейской части России получили в “пользование” около 34 млн. десятин земли. У 115 тыс. помещиков осталось 69млн. десятин (в среднем по 600 десятин на владельца).

Земля могла стать собственностью крестьян только в том случае, если они заключали выкупную сделку с помещиком. Они платили 20% стоимости надела, а остальную сумму уплачивало за крестьян государство. Эту выкупную ссуду крестьяне должны были вернуть государству в течение 49 лет ежегодными платежами при 6% годовых. В результате ко времени отмены выкупных платежей(в     1907-ом революционном году) крестьяне заплатили за землю 1 млрд. 570 млн. рублей выкупа при стоимости земли в 1861г. 544 млн. руб.

Опасаясь недовольства крестьян условиями освобождения, правительство приняло ряд мер предосторожности: передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т.д. Однако, крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на нее массовыми волнениями. «Беспорядки… начинаются уже с апреля 1861 г., большая часть из них подавлены были при содействии военной силы».






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: