Виды научения. Механизмы научения

У человека имеются пять видов научения. Три из них свойственны также животным и объединяют человека со всеми другими живыми существами, обладающими развитой центральной нервной системой.

1. Научение по механизму импринтинга. является ведущим в первое время после рождения и представляет собой быстрое автоматическое приспособление организма к условиям жизни с использованием врожденных форм поведения – безусловных рефлексов.

2. Условно-рефлекторное научение. жизненный опыт приобретается за счет формирования условных рефлексов. В результате формирования условного рефлекса у организма вырабатывается реакция на биологически безразличный стимул, не вызывавший такой реакции ранее.

3. Оперантное научение. индивидуальный опыт приобретается «методом проб и ошибок».

4. Викарное научение осуществляется путем прямого наблюдения за поведением других людей, в результате которого человек сразу перенимает и усваивает наблюдаемые формы поведения.

5. Вербальное научение дает человеку возможность приобретать новый опыт через язык и речевое общение. Благодаря ему человек может передавать другим владеющим речью людям и получать от них необходимые знания, умения и навыки.

Механизмы научения:

Принято различать три группы способов (механизмов) научения по степени участия в них организма как целого:

- реактивное поведение (организм реагирует пассивно, но при этом трансформируются нейронные цепи и формируются новые следы памяти.);

различают: а) привыкание - это уменьшение реакции при повторном действии незначимого раздражителя. б) сенсибилизацию-это усиление реакции при повторном действии значимого раздражителя; в) импринтинг- это мгновенное научение, «научение с первого раза»; г) условные рефлексы- основной механизм индивидуального приспособительного поведения.

- оперантное поведение научение в результате оперантногообусловливания, представляет собой закрепление тех действий, последствия которых для организма желательны, и отказ от действий, приводящих к нежелательным последствиям. Различают три разновидности этого научения:- метод проб и ошибок;- формирование автоматизированных реакций (это создание очень сложных поведенческих реакций поэтапно.);- подражание (научение путём наблюдения и воспроизведения действий модели).

- когнитивное научение. более эффективный способ научения. Различают следующие виды когнитивного научения: - латентное научение; - обучение сложным психомоторным навыкам - инсайт.; - научение путём рассуждений.

 

25.Психологическая готовность ребенка к школе. Основные структурные компоненты психологической готовности ребенка к школе. Психологическая готовность – это высокий уровень интеллектуальной, мотивационной и произвольной сфер. Существующая школа с ее классно-урочной системой и действующими программами требует от ребенка определенного уровня функциональной готовности.

Хотя единого мнения по поводу состава и уровня развития отдельных его составляющих не существует, обычно выделяют следующие компоненты: 1. Личностная готовность.

—Уровень развития аффективно-потребностной (мотивационной) сферы. Наличие познавательных интересов. Стремление занять свое особое место в системе социальных отношений, выполнять важную, оцениваемую деятельность — быть школьником.

—Внутренняя позиция школьника как показатель готовность ребенка к школьному обучению — психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию.— Развитие произвольной сферы: произвольного внимания, произвольной памяти, умения действовать по образцу, по правилу, по принятому намерению.

Интеллектуальная готовность.

— Ориентировка в окружающем, запас знаний.

— Уровень развития восприятия и наглядно - образного мышления. Уровень обобщения — умение обобщать и дифференцировать предметы и явления.— Развитие речевой сферы (в том числе фонематического слуха).

3.Двигательная готовность. Мелкаямоторика.Крупные движения (рук, ног, всего тела).

4. Уровень развития предпосылок учебной деятельности:

— умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого,

— самостоятельно действовать по заданию,

— ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечение на побочные факторы.Не может быть создан единственный тест, измеряющий готовность к школе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: