Различия в адаптации детей к школе. Социально-психологическая и физиологическая адаптация. Временной период адаптации

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.

1-я группа детей - быстро и благополучно привы­кающие дети. У них преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, прилежание, вниматель­ность, желание посещать школу, добросовестно и без видимых усилий выполнять требования учителя.

2-я группа детей требует для привыкания к но­вой, школьной жизни больше времени. Такие дети долгое время предпочитают игровую деятельность, учебный материал понимают при хорошем изложении учителя.

3-я группа детей - плохо привыкающие дети. Их отличает негативная форма поведения, нежелание учиться и посещать школу, устойчивые отрицательные эмоции. Учебный материал усваивают фрагментарно, требуют помощи учителя.

Социально-психологическая адаптация (процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях. – Д.Б.Эльконин).

По тому, как быстро первоклассники проходят социально-психологическую адаптацию, их можно условно поделить на 3 группы. 1.Адаптация в течение 1,5-2 месяцев обучения. Такие дети быстро устанавливают контакт с одноклассниками и учителями, легко осваиваются в школе, заводят новых друзей. 2.Детям требуется 3-4 месяца для того, чтобы привыкнуть и принять требования школы. Эти школьники могут не реагировать на замечания педагога, играть на уроках, могут обижаться, в усвоении учебной программы они испытывают трудности. 3.Дети испытывают значительные трудности в социально-психологической адаптации. У таких школьников может отмечаться крайне негативное поведение, нежелание слушаться, выполнять требования учителя.

Физиологическая адаптация.( приспособление организма )

Первый этап физиологической адаптации - ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, организм отвечает бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем. Эта "физиологическая буря" длится достаточно долго (две-три недели).

Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты, реакции на постороннее воздействие.

Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем.

Физиологическая адаптация первоклассников занимает 1,5-2 месяца. Признаками того, что ребенок прошел успешную адаптацию к школе, являются: Удовлетворенность процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он уверен в себе и не испытывает чувство страха.

 

Понятие «психологическая школьная дезадаптация». Факторы, затрудняющие адаптацию детей к школе.

Дети, испытывающие трудности в выполнении школьных требований, составляют так называемую "группу риска" возникновения школьной дезадаптации.

Школьная дезадаптация - это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром.

Факторы, которые лежат в основе дезадаптации.

1. Индивидуальный фактор. Явные внешние отличия от сверстников. Уродства, низкие или, наоборот, высокие умственные способности. Нерешенность логопедических проблем.

2. Соматический фактор. Наличие хронических заболеваний, частые инфекционные заболевания. Снижение слуха, зрения.

3. Психолого-педагогический фактор. Отсутствие индивидуального подхода в обучении.

4.Коррекционно-профилактический фактор. Слабость взаимодействия специалистов смежных специальностей. Отсутствие или несвоевременность коррекционной работы в школе, нехватка специалистов.

5. Семейный фактор. Тяжелый эмоциональный фон в семье. Алкоголизм родителей. Гиперопека или, наоборот, жестокость в обращении. Расхождение родителей между словом и делом.

6. Средовой фактор. Дурное влияние сверстников. Доступность наркотиков и легкого заработка.

7. Социальный фактор. Утрата прежних идеалов в обществе. Реклама нездорового образа жизни.

8. Психический фактор. Психические расстройства школьника. Снижение волевой активности, снижение мотивации к обучению.

9. Психологический фактор. Несформированность высших психических функций. Нарушения памяти, внимания, расстройства восприятия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: