Младенческий возраст. Кризис первого года жизни

Период младенчества длится от 4–6 недель до одного года. Развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими. Рассмотрим, как это происходит.

Ведущий тип деятельности - непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Зависимость ребенка от взрослого носит всеобъемлющий характер.

Новообразования возраста: - к году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия); - осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

Развитие сенсорики: совершенствуется зрительное сосредоточение у младенцев, к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 минут. В этом возрасте ребенок определяет форму предметов, реагирует на цвет, может прослеживать движущиеся предметы.

К концу младенчества формируются практически все свойства восприятия детей - константность, правильность, предметность ( соотнесенность своих ощущений и образов с предметами окружающей действительности. ), системность. Появление этих свойств связано с развитием локомоций детей, перемещением в пространстве, благодаря чему они научаются видеть предмет под разным углом зрения.

В первый год жизни ребенка идет активное развитие памяти. Развиваются все ее генетические виды: эмоциональная, моторная, образная, вербальная. Эмоциональная память помогает ему ориентироваться в действительности, фиксируя внимание и направляя органы чувств на наиболее важные в эмоциональном отношении объекты. Моторная память появляется в 7–9 недель. Затем у младенцев начинает развиваться образная память. Если в 4 месяца он может просто узнать предмет, то в 8–9 месяцев способен воспроизвести его по памяти. Вербальная память начинает развиваться с 3–4 месяцев, когда ребенок начинает узнавать голос матери. Затем с 6 месяцев он может правильно указать называемый предмет или найти его, если тот находится вне поля зрения.

Речь. До года речь ребенка - пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

Кризис одного года. Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Но возможности его все же ограничены, поскольку, во-первых, речь ребенка носит автономный характер, а во-вторых, взрослый помогает ему в осуществлении любого действия.

 

Раннее детство. Развитие познавательной сферы, самосознания и самооценки в раннем возрасте. Кризис трех лет.

Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.

Развитие познавательной сферы ребенка. В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь.

Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений) и действиями соотнесения. Так ребенок учиться делить предметы на классы.

Продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное. В 2,5 года ребенок выделяет предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина.

Развитие памяти. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.

Развитие речи. Усвоение языка. Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет.

В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Отмечается развитие самостоятельности. Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. 

Кризис 3 лет. Кризис относится к числу острых. Протекает как кризис социальных отношений и связан со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция "Я сам". Ребенок познает различие между "должен" и "хочу". Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. 7 симптомов: 1) Негативизм.(негативной реакции на требование или просьбу взрослого) 2) Упрямство(чтобы с его мнением считались). 3) Строптивость(направлена против принятых норм поведения в семье). 4) Своеволие(выражается в стремлении ребенка делать все самому). 5) Протест-бунт(выражается в частых ссорах детей с родителями). 6) Симптом обесценивания. 7) Деспотизм(начинает диктовать всем окружающим, как себя вести, и стремится, чтобы его слушались и поступали так, как он говорит).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: