Система развивающего обучения В.В. Давыдова

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, развивая теоретические идеи Л.Н. Выготского, разрабатывали широкий круг проблем детской и педагогической психологии. Согласно Эльконину–Давыдову, ребенок с момента рождения является общественным существом, поскольку все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме.

 Технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции. Акцент целей авторов указанной технологии:

– формировать теоретическое сознание и мышление;

– формировать не столько ЗУНы, сколько способы умственной деятельности – СУДы;

– воспроизвести в учебной деятельности логику научного мышления.

Особенностью данной методики является целенаправленная учебная деятельность, ЦУД, признаки которой суть познавательно-побуждающие мотивы, цель сознательного развития, субъект-субъектные отношения педагога и обучаемого, направленность на методологию формирования ЗУН и СУД, творческая рефлексия.

Метод включает проблемное изложение материала, моделирование учебных задач. Проблемное изложение побуждает к коллективной мыслительной деятельности, формированию межличностных отношений в учебной деятельности.

Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика). Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью.

 

Система развивающего обучения А.В. Занкова.

Представляет собой критически осмысленный и творчески переработанный опыт всех современных психологических и педагогических достижений (по Занкову). Развивающее обучение по Занкову направлено на преодоление таких недостатков обучения как: неправомерное облегчение учебного материала; неоправданно медленный темп его изучения; однообразные повторения.

Занков Л.В. разрабатывал проблемы психологии памяти, мышления и речи нормальных и аномальных детей. Дидактические принципы, разработанные.

С точки зрения современной педагогики дидактические принципы системы Л. В. Занкова:

1) обучение на высоком уровне трудности; является ведущим принципом системы

2) включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции – изучение материала быстрым темпом); Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития.

3) сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции – ведущая роль теоретических знаний); заключается «в познании взаимозависимости явлений, их внутренней существенной связи»

4) осознание школьниками процесса учения;

5) развитие всех учащихся независимо от уровня их школьной зрелости.             

Развивающее обучение по Занкову направлено: - на высокое общее развитие школьников; - высокий уровень трудности, на котором ведется обучение; - быстрый темп прохождения учебного материала; - резкое повышение удельного веса теоретических знаний.

Данная система обучения развивает мышление, эмоциональную сферу учащихся, учит понимать и выявлять общий смысл, основное содержание изучаемого.

 

 

Вариант 2.

Система развивающего обучения Л. В. Занкова.

Л.В. Занков подверг критике традиционную методику обучения. Общее развитие младших школьников в рамках экспериментальных работ Л.В. Занкова рассматривалось как развитие способностей, а именно: наблюдательности, умения воспринимать явления, факты; естественных, речевых математических эстетических и др.; отвлеченного мышления, способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. п.; практических действий, умения создать некоторый материальный объект, произвести ручные операции, развивая одновременно восприятие и мышление.

В отличие от традиционных дидактических принципов они направлены на достижение общего развития школьников, которое обеспечивает формирование знаний.

1. Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении. (Он означает: формирование фактических, прикладных знаний, умений происходит на базе осмысления научных понятий, отношений, зависимостей, на основе глубокой теоретической вооруженности и общего развития.).

2. Принцип обучения на высоком уровне трудности. (содержание и методика обучения строятся так, чтобы вызвать активную познавательную деятельность в овладении учебным материалом. Трудность понимается как препятствие.)

3. Принцип обучения быстрым темпом. (Суть его не в увеличении объема учебного материала или сокращении сроков учения, а в постоянном обогащении ума школьника разносторонним содержанием, включением новых и старых сведений в систему знаний.).

4. Принцип осознания школьниками процесса учения. (Требуется научить школьника осознавать не только объект деятельности – сведения, знания, умения, но и процесс овладения знаниями, свою деятельность, познавательные способы и операции.)

5. Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе наиболее слабых. (требует от учителя вести целенаправленную и систематическую работу над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: