Рег. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
Дпв: психология межличностного общения
Код дисциплины
Направление подготовки050100 .62 – Педагогическое образование
Квалификация (степень) _ Бакалавр
Санкт-Петербург
2013
Рабочая программа дисциплины составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускника по направлению 030300.62 – Психология (квалификация «бакалавр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки от «21» декабря 2010г. № 759 и в соответствии с рабочим учебным планом направления 030300.62 – Психология (квалификация «бакалавр»), утвержденным ректором АОУ ВПО «ЛГУ им. А.С. Пушкина» 29.06.2011 г.
СОСТАВИТЕЛЬ
Ассистент Е.А.Трошина
НАУЧНЫЙ РЕДАКТОР
_________________________________
ОБСУЖДЕНО
на заседании кафедры общей и прикладной психологии
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
Цель освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Психология межличностного
общения»является формирование системы знаний по психологии межличностноговзаимодействия.
Задачи:
1. создание у студентов мотивации к получению профессиональногообразования,
2. активизация процесса профессионального самоопределения студентов;
3. выработка способности определения собственной позиции вотношении психологической проблематики;
4. развитие гуманистического отношения к представителям разных
возрастных групп,
5. актуализация процесса личностной и профессиональной рефлексии;
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Психология межличностного общения» является
факультативом.Программа курса построена в соответствии с ООП. Для ее изучения необходимы знания в области общей психологии, психологии развития,социальной психологии. Указанные дисциплины необходимы для формирования у студентов следующих «входных» знаний и умений:
– знаний основных закономерностей развития и психики,
функционирования психических процессов,
– знаний основных понятий социальной психологии,
– знаний основных методов психологического консультирования и
коррекции и соответствующих умений.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения
Дисциплины
В процессе освоения дисциплины«Психология межличностного
общения» студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и
демонстрирует следующие общекультурные компетенции: ОК-1, ОК-3.
|
|
ОК-1 Способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, совершенствования общества на принципах гуманизма, свободы и демократии
ОК-3 Способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактови теоретических положений.
Студент должен:
Знать: основные понятия и теории психологии общения, возрастные и индивидуальныеособенности реализации процесса общения
Уметь: организовать процесс взаимодействия с людьми разного возраста, пола, социального происхождения; использовать методы коррекции и развития процесса межличностного общения
Владеть: навыками конструктивного взаимодействия; навыками самоанализа продуктивности собственных коммуникативных особенностей и связанных с ними профессиональных качеств.
ОБЪЕМ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Общая трудоемкость по дисциплине составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Распределение часов учебной работы студента по дисциплине «Психология межличностного общения» по видам занятий и распределение компетенций представлено в таблице 1
Таблица 1
Объем часов и зачетных единиц по дисциплине «Психология межличностного общения»
Наименование раздела Наименование темы Дисциплины | Всего часов | Формируемые компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе (интерактивная форма) | Самостоятельная работа по формам обучения | |||||
лекции | Практические Занятия | |||||||||
Очная | Заочная | Очная | заочная | Очная | Заочная | очная | Заочная | |||
Межличностное общение как предмет научного знания. | 7 | ОК-3,ОК-1 | 7 | |||||||
Роль межличностного общения в развитии личности на разных этапах онтогенеза | 10 | ОК-3,ОК-1 | 2 | 8 | ||||||
Структурный анализ общения. Межличностная коммуникация. Межличностное взаимодействие. Межличностное восприятие. | 17 | ОК-3,ОК-1 | 2 | 15 | ||||||
Межличностные отношения | 14 | ОК-3,ОК-1 | 2 | 12 | ||||||
Практическая работа психолога в сфере межличностного общения | 22 | ОК-3,ОК-1 | 2 | 20 |
Окончание табл. 1
Объем часов и зачетных единиц по дисциплине «Психология межличностного общения»
Наименование раздела (модуля) Наименование темы дисциплины | Всего часов | Формируемые компетенции | Аудиторные занятия по формам обучения | в том числе (интерактивная форма) | Самостоятельная работа по формам обучения | |||||
лекции | Практические Занятия | |||||||||
Очная | Заочная | Очная | заочная | Очная | Заочная | очная | Заочная | |||
Всего часов | 72 | 4 | 4 | 62 | ||||||
Зачетных единиц | 2 | |||||||||
(зачет) | 4 |
Содержание РАЗДЕЛОВ И ТЕМ дисциплины
ТЕМА1.Межличностное общение как предмет научного знания. Роль межличностного общения в развитии личности на разных этапах онтогенеза
Межличностное общение. Характеристики межличностного общения. Понятия«межличностная коммуникация»,«межличностное взаимодействие»,
«межличностные отношения». Уровни общения (ритуальный, деловой, интимно-личностный). Функции общения(контактная, информационная,
побудительная, координационная,эмотивная, функция взаимопонимания,
функция установления отношений,функция оказания влияния). Структурный
анализ общения. Теории межличностного общения. Потребность в общении. Роль общения в развитии личности. Онтогенез общения.
ТЕМА 2. Структурный анализ общения. Межличностная коммуникация.Межличностное взаимодействие. Межличностное восприятие.
|
|
Речевая коммуникация. Речь и взаимопонимание. Особенности речи в
социально ориентированном общении. Принципы и нормы вербальной
коммуникации. Невербальная коммуникация. Функции невербальной
коммуникации. Особенности невербальной коммуникации. Интерпретация
невербального поведения. Слушание. Эффективное слушание. Структура
межличностного общения межличностные ритуалы. Культурные особенности ритуального поведения. Межличностное взаимодействие в
различных видах деятельности. Характеристики совместной деятельности.
Деловое общение как межличностное взаимодействие. Особенности и формы
взаимодействия в деловом общении. Межличностное взаимодействие в игре.
Феномен личного влияния. Личное влияние. Значимый и влиятельный
человек. Власть. Лидерство. Разновидности лидерства. Коммуникативно-личностный потенциал влияния. Типы личного влияния. Стратегии и тактики влияния и манипулирования. Основные стратегии воздействия на
человека (императивная, манипулятивная, развивающая). Установки на
взаимодействие (доминирование, манипуляция, соперничество, партнерство,
сотрудничество). Манипуляции в общении.Тактики и средства влияния.
Социальная перцепция. Стереотипы восприятия. Ошибки восприятия. Роль
установки в восприятии. Основы и закономерности понимания. Каузальная
атрибуция, мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и
теоретических положений.