Отношения. Межличностные отношения. Межличностная аттракция. Факторы аттракции. Чувства и эмоции в отношениях. Отношения в развитии.
Особенности неформального общения. Классификация типов отношений.
Формальные и неформальные межличностные отношения. Доверительное общение. Функции и стадии доверительного общения. Формы и
способы доверительного общения.
ТЕМА 4. Практическая работа психолога в сфере межличностного
Общения
Эффективное общение. Понятие, критерии и уровни успешности общения. Общительность, контактность, коммуникативная компетентность,
совместимость. Стили общения. Мужской и женский стили общения.
Трудности и дефекты общения. Нарушения, барьеры, трудности общения.
Застенчивость. Дефицитное общение. Одиночество. Аутистичность и
отчужденность. Нарушение общения и акцентуации характера. Ригидность и
тревожность как факторы дефектного общения. Деструктивное общение
(корыстные формы общения, агрессивно-конфликтное взаимодействие).
|
|
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Виды самостоятельной работы
Таблица 2
Виды СРС | Формируемые компетенции | Форма контроля | |||||
Изучение литературы по теме | ОК-1 | ОК-3 | Составление доклада, реферата. | ||||
Конспектирование | ОК-1 | ОК-3 | Проверка подготовки ответов на контрольные вопросы | ||||
Доклад | ОК-1 | ОК-3 | Представление доклада на занятии | ||||
Работа с интернет-ресурсами | ОК-1 | ОК-3 | Проверка подготовки ответов на контрольные вопросы |
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Таблица 3
Перечень тем практических занятий
Раздел и тема Дисциплины | Наименование или содержание практических занятий |
Межличностное общение как предмет научного знания. Роль межличностного общения в развитии личности на разных этапах онтогенеза | Подготовка докладов и подбор литературы по темам курса.Подбор и проведение психодиагностических методик для оценки особенностей коммуникативной сферы. |
Практическая работа психолога в сфере межличностного общения | Составление методических разработок и сценариев тренинга развития коммуникативных способностей для школьников. Проведение исследования стереотипного восприятия разных социальных групп. |
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарские занятия по дисциплине «Психология межличностного общения» не предусмотрены планом.
Перечень тем ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Лабораторные работы по дисциплине «Психология межличностного общения» не предусмотрены планом.
|
|
Требования к выполнению курсовой работы (ПРОЕКТА)
Курсовая работа по дисциплине «Психология межличностного общения» не предусмотрена планом.
Образовательные технологии
Использование информационных технологий
В рамках данной дисциплины используются следующие информационные технологии: лекции-визуализации, мультимедийные презентации, работа с интернет-ресурсами.
Применение активных методов обучения
В рамках изучения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: технология проблемного обучения, технологии интерактивного обучения, и групповые технологии.
Так же представлены методы самостоятельной работы студентов – чтение учебно-методической литературы, работа с Интернет-ресурсами.
В процессе освоения дисциплины используются проблемная лекция, лекция-визуализация.
В рамках практических занятий используются групповая работа с иллюстративным материалом, дискуссии, метод проектов, проблемное обучение, разбор конкретных ситуаций, презентации, кейс-метод.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
В рамках изучения дисциплины используется следующее оборудование: аудитория, оборудованная мобильной мебелью для учащихся и педагога, доска, ПК, ноутбук, мультимедийный проектор, доска для показа слайдов.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Формы текущего контроля
Текущий контроль освоения дисциплины осуществляется в виде проверки подготовленных самостоятельных работ.
Форма промежуточного контроля по дисциплине
По данной дисциплине предусмотрен зачет. Зачет проходит в форме собеседования.
Вопросы к зачёту по дисциплине
1. Понятие «межличностное общение», характеристики межличностного
2. общения.
3. Уровни общения и их характеристики.
4. Функции общения.
5. Структурный анализ общения.
6. Теории межличностного общения.
7. Роль межличностного общения в развитии личности.
8. Развитие общения в онтогенезе.
9. Понятие «межличностная коммуникация».
10. Аксиомы межличностной коммуникации.
11. Особенности вербальной коммуникации.
12. Функции невербальной коммуникации.
13. Структура межличностного взаимодействия.
14. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии.
15. Феномен личного влияния.
16. Лидерство. Виды лидерства.
17. Типы личного влияния.
18. Стратегии и тактики влияния и манипулирования.
19. Понятие «социальная перцепция». Стереотипы и ошибки восприятия.
20. Основы и закономерности понимания. Каузальная атрибуция.
21. Межличностные отношения.
22. Типы отношений. Формальные и неформальные межличностные
отношения.
23. Понятие, критерии и уровни успешности общения.
24. Общительность, контактность, коммуникативная компетентность.
25. Стили общения.
26. Трудности общения.
27. Дефекты общения.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Дисциплины
Нормативные правовые акты
1. Конвенция ООН о правах ребенка.
2. О введении должности психолога в учреждениях народного образования. Письмо Госкомитета СССР по народному образованию от 27.04.89 №16.
3. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Министерство образования Российской Федерации. Инструктивное письмо 24.12.2001 г. № 29/1886-6
4. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Министерства образования РФ от 22.10.99 №636.
5. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России.
основная литература:
1. Психология и этика делового общения/под ред. В.И.Лавриненко.-М.;ЮНИТИ-ДАНА, 2013
|
|
Дополнительная литература
1. Андреева, Галина Михайловна Социальная психология.учебник для
2. вузов[Текст] / Г. М. Андреева. – М., 2004.
3. Белинская, Елена Павловна. Социальная психология личности.учеб.
4. пособие[Текст] / Е. П. Белинская. –М., 2009
5. Богданов, Евгений Николаевич. Психология личности в конфликте
6..учеб. пособие [Текст] / Е. Н. Богданов. –М., 2004.
7. Веракса, Николай Евгеньевич. Социальная психология [Текст] / Н. Е.
8. Веракса.– М., 2011.
9. Голованова А. А. Социальная психология личности.учеб. пособие для
10. вузов[Текст] / А. А. Голованова. –М., 2006.
11. Крысько, Владимир Гаврилович. Социальная психология.учебник для
12. вузов [Текст] / В. Г. Крысько. – М., 2004.
литература для самостоятельной работы:
1. Авдеева, Н. Н. Этапы развития общения со взрослым на первом году
жизни ребенка [Текст] / Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова // Общение и
развитие психики. – М., 1986.
2. Алякринский, Б. С. Общение и его проблемы [Текст] / Б. С.
Алякринский. – М.,1982.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих
взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология
человеческой судьбы [Текст] / Э. Берн. – М., 1989.
4. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] /
А. А. Бодалев. – М.,1982.
5. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. – М., 1987.
6. Бодалев, А. А. Психология межличностного общения [Текст] / А. А.
Бодалев. – Рязань, 1994.
7. Вацлавик, П. Аксиомы теории коммуникации [Текст] / П. Вацлавик,
Дж. Бивин, Д. Джексон // Межличностное общение / Сост. И общая
редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши.- СПб, 2001.
8. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л. Я.
Гозман. – М.,1987.
9. Головаха, Е.И. Психология человеческого взаимопонимания [Текст] /
Е. И. Головаха, Н. В. Панина. – Киев,1989.
10.Дак, С. Начало, развитие и сохранение межличностных отношений
[Текст] / С. Дак // Межличностное общение / Сост. И общая редакция
Н.В. Казариновой, В.М. Погольши.- СПб, 2001.
11.Доценко, Е. Л. Психология манипулиции: феномены, механизмы и
защита [Текст] / Е. Л. Доценко. – М.,1997.
12.Едигес, А. П. Лабиринты общения [Текст] / А. П. Едигес. – М., 2002.
|
|
13.Зимбардо, Ф. Застенчивость [Текст] / Ф. Зимбардо. – М., 1987.
14.Зимбардо, Ф. Социальное влияние [Текст] / Ф. Зимбардо. – СПб., 2001.
15.Ковалев, Г. А. Проблема общения и детерминации психического в
работах советских психологов [Текст] / Г. А. Ковалев, А. А.
Радзиховский // Общение и развитие психики. – М., 1986.
16.Кроник, А. А. Психология человеческих отношений [Текст] / А. А.
Кроник, Е. А. Кроник. – 1998.
17.Куницына, В. Н. Межличностное общение [Текст] / В. Н. Куницына, Н.
В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб, 2003.
18.Лабунская, В. А. Невербальное поведение [Текст] / В. А. Лабунская. –
Ростов-на-Дону, 1986.
19.Лабунская, В. А. Психология затрудненного общения [Текст] / В. А.
Лабунская. – М., 2001.
20.Лисина, М. И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. –
М., 1986.
21. Личность. Общение. Групповые процессы. – М.,1991.
22. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. – СПб., 1999.
23. Межличностное общение [Текст] / Сост. и общая редакция Н.В.
Казариновой, В.М. Погольши.- СПб, 2001.
24. Мудрик, А. В. Общение школьников [Текст] / А. В. Мудрик. – М.,
1987.
25.Ночевник, М. Н. Человеческое общение [Текст] / М. Н. Ночевник. – М.,
1988.
26. Обозов, Н. Н. Межличностные отношения [Текст] / Н. Н. Обозов. –
Ленинград, 1979.
27. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [Текст] / Л. А.
Петровская. – М., 1989.
28.Психогимнастика в тренинге [Текст] / под ред. Н.Ю. Хрящевой. –
СПб.,2001.
29. Психология. Словарь [Текст] / под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г.
Ярошевского. – М., 1990.
30. Розенберг, М. Эффективное общение без принуждения [Текст] / М.
Розенберг. – М., 1981.
31.Скрипкина, Т. П. Психология доверия [Текст] / Т. П. Скрипкина. –
Ростов-н/Д, 1997.
32. Словарь языка русских жестов. – М., 2001.
33. Соловьева, О. В. Обратная связь в межличностном общении [Текст] /
О. В. Соловьева. – М.,1984.
34.Шостром, Э. Анти-Карнеги, или человек – манипулятор [Текст] / Э.
Шостром. – М., 1992.
35.Экман, П. Психология лжи [Текст] / П. Экман. – СПб., 1999.
Рекомендации по использованию Интернет – ресурсов и других электронных информационных источников:
1. www.follow.ru\catalog\1- на сайте выложены материалы по курсу «Общая психология» по теме «Личность».
2. psychology.ru- на сайте размещена информация о жизни и деятельности учёных-психологов; материалы, посвящённые истории развития психологи
3. www.krotov.info/lib_sec/shso/77_rub.1.html- на сайте выложена книга С.Л.Рубинштейна «Основы общей психологии» (СПб, Питер, 2002).
4. psyznaika.net – на сайте выложены материалы по основным разделам общей психологии, раскрыты аспекты из истории психологии.
5. www.i-u.ru/biblio/archive/nemov%5Fobchie/00.aspx - на сайте выложен учебник Р.С.Немова «Основы общей психологии»(2003).
6. www.azps.ru/articles/cmmn/- на сайте выложены материалы курса общая психология по темам «Личность», «Деятельность», «Сознание», «Характер и темперамент».
7. http://www.psy.msu.ru/links/index.html#catalog- сайт факультета психологии московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. На сайте выложен раздел «Психология в интернете», содержащий материал по курсу «Общая психология», биографии психологов, ссылки на психологические журналы.
8. http://liblife.ru/index.php?type=1- бесплатная электронная библиотека по психологии; студенты могут найти большую подборку книг по курсу общая и экспериментальная психология.
9. psyjournals.ru/exp/-Экспериментальная психология – научный
10. журнал,публикующий результаты экспериментальных психологических исследований, работы по теории и методологии психологического эксперимента, информацию о программном и аппаратном обеспечении эксперимента, о значимых событиях в мире экспериментальной психологии.