ТЕМА 3 Межличностные отношения

Отношения. Межличностные отношения. Межличностная аттракция. Факторы аттракции. Чувства и эмоции в отношениях. Отношения в развитии.

Особенности неформального общения. Классификация типов отношений.

Формальные и неформальные межличностные отношения. Доверительное общение. Функции и стадии доверительного общения. Формы и

способы доверительного общения.

ТЕМА 4. Практическая работа психолога в сфере межличностного

Общения

Эффективное общение. Понятие, критерии и уровни успешности общения. Общительность, контактность, коммуникативная компетентность,

совместимость. Стили общения. Мужской и женский стили общения.

Трудности и дефекты общения. Нарушения, барьеры, трудности общения.

Застенчивость. Дефицитное общение. Одиночество. Аутистичность и

отчужденность. Нарушение общения и акцентуации характера. Ригидность и

тревожность как факторы дефектного общения. Деструктивное общение

(корыстные формы общения, агрессивно-конфликтное взаимодействие).

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

Виды самостоятельной работы

Таблица 2

Виды СРС

Формируемые компетенции

Форма контроля

           
Изучение литературы по теме ОК-1 ОК-3         Составление доклада, реферата.
Конспектирование ОК-1 ОК-3         Проверка подготовки ответов на контрольные вопросы
Доклад ОК-1 ОК-3         Представление доклада на занятии
Работа с интернет-ресурсами ОК-1 ОК-3             Проверка подготовки ответов на контрольные вопросы

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Таблица 3

Перечень тем практических занятий

Раздел и тема Дисциплины Наименование или содержание практических занятий
Межличностное общение как предмет научного знания. Роль межличностного общения в развитии личности на разных этапах онтогенеза   Подготовка докладов и подбор литературы по темам курса.Подбор и проведение психодиагностических методик для оценки особенностей коммуникативной сферы.  
Практическая работа психолога в сфере межличностного общения   Составление методических разработок и сценариев тренинга развития коммуникативных способностей для школьников. Проведение исследования стереотипного восприятия разных социальных групп.  

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинарские занятия по дисциплине «Психология межличностного общения» не предусмотрены планом.

Перечень тем ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Лабораторные работы по дисциплине «Психология межличностного общения» не предусмотрены планом.

Требования к выполнению курсовой работы (ПРОЕКТА)

Курсовая работа по дисциплине «Психология межличностного общения» не предусмотрена планом.

Образовательные технологии

Использование информационных технологий

В рамках данной дисциплины используются следующие информационные технологии: лекции-визуализации, мультимедийные презентации, работа с интернет-ресурсами.

 

Применение активных методов обучения

В рамках изучения дисциплины используются следующие образовательные технологии, способы и методы формирования компетенций: технология проблемного обучения, технологии интерактивного обучения, и групповые технологии.

Так же представлены методы самостоятельной работы студентов – чтение учебно-методической литературы, работа с Интернет-ресурсами.

В процессе освоения дисциплины используются проблемная лекция, лекция-визуализация.

В рамках практических занятий используются групповая работа с иллюстративным материалом, дискуссии, метод проектов, проблемное обучение, разбор конкретных ситуаций, презентации, кейс-метод.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В рамках изучения дисциплины используется следующее оборудование: аудитория, оборудованная мобильной мебелью для учащихся и педагога, доска, ПК, ноутбук, мультимедийный проектор, доска для показа слайдов.

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Формы текущего контроля

Текущий контроль освоения дисциплины осуществляется в виде проверки подготовленных самостоятельных работ.

 

Форма промежуточного контроля по дисциплине

По данной дисциплине предусмотрен зачет. Зачет проходит в форме собеседования.

 

Вопросы к зачёту по дисциплине

 

1. Понятие «межличностное общение», характеристики межличностного

2. общения.

3. Уровни общения и их характеристики.

4. Функции общения.

5. Структурный анализ общения.

6. Теории межличностного общения.

7. Роль межличностного общения в развитии личности.

8. Развитие общения в онтогенезе.

9. Понятие «межличностная коммуникация».

10. Аксиомы межличностной коммуникации.

11. Особенности вербальной коммуникации.

12. Функции невербальной коммуникации.

13. Структура межличностного взаимодействия.

14. Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии.

15. Феномен личного влияния.

16. Лидерство. Виды лидерства.

17. Типы личного влияния.

18. Стратегии и тактики влияния и манипулирования.

19. Понятие «социальная перцепция». Стереотипы и ошибки восприятия.

20. Основы и закономерности понимания. Каузальная атрибуция.

21. Межличностные отношения.

22. Типы отношений. Формальные и неформальные межличностные

отношения.

23. Понятие, критерии и уровни успешности общения.

24.  Общительность, контактность, коммуникативная компетентность.

25.  Стили общения.

26. Трудности общения.

27. Дефекты общения.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Дисциплины

Нормативные правовые акты

1. Конвенция ООН о правах ребенка.

2. О введении должности психолога в учреждениях народного образования. Письмо Госкомитета СССР по народному образованию от 27.04.89 №16.

3. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Министерство образования Российской Федерации. Инструктивное письмо 24.12.2001 г. № 29/1886-6

4. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Министерства образования РФ от 22.10.99 №636.

5. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России.

 

основная литература:

1. Психология и этика делового общения/под ред. В.И.Лавриненко.-М.;ЮНИТИ-ДАНА, 2013

Дополнительная литература

1. Андреева, Галина Михайловна Социальная психология.учебник для

2. вузов[Текст] / Г. М. Андреева. – М., 2004.

3. Белинская, Елена Павловна. Социальная психология личности.учеб.

4. пособие[Текст] / Е. П. Белинская. –М., 2009

5. Богданов, Евгений Николаевич. Психология личности в конфликте

6..учеб. пособие [Текст] / Е. Н. Богданов. –М., 2004.

7. Веракса, Николай Евгеньевич. Социальная психология [Текст] / Н. Е.

8. Веракса.– М., 2011.

9. Голованова А. А. Социальная психология личности.учеб. пособие для

10. вузов[Текст] / А. А. Голованова. –М., 2006.

11. Крысько, Владимир Гаврилович. Социальная психология.учебник для

12. вузов [Текст] / В. Г. Крысько. – М., 2004.

литература для самостоятельной работы:

1. Авдеева, Н. Н. Этапы развития общения со взрослым на первом году

жизни ребенка [Текст] / Н. Н. Авдеева, С. Ю. Мещерякова // Общение и

развитие психики. – М., 1986.

2. Алякринский, Б. С. Общение и его проблемы [Текст] / Б. С.

Алякринский. – М.,1982.

3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих

взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология

человеческой судьбы [Текст] / Э. Берн. – М., 1989.

4. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком [Текст] /

А. А. Бодалев. – М.,1982.

5. Бодалев, А. А. Личность и общение [Текст] / А. А. Бодалев. – М., 1987.

6. Бодалев, А. А. Психология межличностного общения [Текст] / А. А.

Бодалев. – Рязань, 1994.

7. Вацлавик, П. Аксиомы теории коммуникации [Текст] / П. Вацлавик,

Дж. Бивин, Д. Джексон // Межличностное общение / Сост. И общая

редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши.- СПб, 2001.

8. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л. Я.

Гозман. – М.,1987.

9. Головаха, Е.И. Психология человеческого взаимопонимания [Текст] /

Е. И. Головаха, Н. В. Панина. – Киев,1989.

10.Дак, С. Начало, развитие и сохранение межличностных отношений

[Текст] / С. Дак // Межличностное общение / Сост. И общая редакция

Н.В. Казариновой, В.М. Погольши.- СПб, 2001.

11.Доценко, Е. Л. Психология манипулиции: феномены, механизмы и

защита [Текст] / Е. Л. Доценко. – М.,1997.

12.Едигес, А. П. Лабиринты общения [Текст] / А. П. Едигес. – М., 2002.

13.Зимбардо, Ф. Застенчивость [Текст] / Ф. Зимбардо. – М., 1987.

14.Зимбардо, Ф. Социальное влияние [Текст] / Ф. Зимбардо. – СПб., 2001.

15.Ковалев, Г. А. Проблема общения и детерминации психического в

работах советских психологов [Текст] / Г. А. Ковалев, А. А.

Радзиховский // Общение и развитие психики. – М., 1986.

16.Кроник, А. А. Психология человеческих отношений [Текст] / А. А.

Кроник, Е. А. Кроник. – 1998.

17.Куницына, В. Н. Межличностное общение [Текст] / В. Н. Куницына, Н.

В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб, 2003.

18.Лабунская, В. А. Невербальное поведение [Текст] / В. А. Лабунская. –

Ростов-на-Дону, 1986.

19.Лабунская, В. А. Психология затрудненного общения [Текст] / В. А.

Лабунская. – М., 2001.

20.Лисина, М. И. Проблема онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. –

М., 1986.

21. Личность. Общение. Групповые процессы. – М.,1991.

22. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. – СПб., 1999.

23. Межличностное общение [Текст] / Сост. и общая редакция Н.В.

Казариновой, В.М. Погольши.- СПб, 2001.

24. Мудрик, А. В. Общение школьников [Текст] / А. В. Мудрик. – М.,

1987.

25.Ночевник, М. Н. Человеческое общение [Текст] / М. Н. Ночевник. – М.,

1988.

26. Обозов, Н. Н. Межличностные отношения [Текст] / Н. Н. Обозов. –

Ленинград, 1979.

27. Петровская, Л. А. Компетентность в общении [Текст] / Л. А.

Петровская. – М., 1989.

28.Психогимнастика в тренинге [Текст] / под ред. Н.Ю. Хрящевой. –

СПб.,2001.

29. Психология. Словарь [Текст] / под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г.

Ярошевского. – М., 1990.

30. Розенберг, М. Эффективное общение без принуждения [Текст] / М.

Розенберг. – М., 1981.

31.Скрипкина, Т. П. Психология доверия [Текст] / Т. П. Скрипкина. –

Ростов-н/Д, 1997.

32. Словарь языка русских жестов. – М., 2001.

33. Соловьева, О. В. Обратная связь в межличностном общении [Текст] /

О. В. Соловьева. – М.,1984.

34.Шостром, Э. Анти-Карнеги, или человек – манипулятор [Текст] / Э.

Шостром. – М., 1992.

35.Экман, П. Психология лжи [Текст] / П. Экман. – СПб., 1999.

Рекомендации по использованию Интернет – ресурсов и других электронных информационных источников:

1. www.follow.ru\catalog\1- на сайте выложены материалы по курсу «Общая психология» по теме «Личность».

2. psychology.ru- на сайте размещена информация о жизни и деятельности учёных-психологов; материалы, посвящённые истории развития психологи

3. www.krotov.info/lib_sec/shso/77_rub.1.html- на сайте выложена книга С.Л.Рубинштейна «Основы общей психологии» (СПб, Питер, 2002).

4. psyznaika.net – на сайте выложены материалы по основным разделам общей психологии, раскрыты аспекты из истории психологии.

5. www.i-u.ru/biblio/archive/nemov%5Fobchie/00.aspx - на сайте выложен учебник Р.С.Немова «Основы общей психологии»(2003).

6. www.azps.ru/articles/cmmn/- на сайте выложены материалы курса общая психология по темам «Личность», «Деятельность», «Сознание», «Характер и темперамент».

7. http://www.psy.msu.ru/links/index.html#catalog- сайт факультета психологии московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. На сайте выложен раздел «Психология в интернете», содержащий материал по курсу «Общая психология», биографии психологов, ссылки на психологические журналы.

8. http://liblife.ru/index.php?type=1- бесплатная электронная библиотека по психологии; студенты могут найти большую подборку книг по курсу общая и экспериментальная психология.

9. psyjournals.ru/exp/-Экспериментальная психология – научный

10. журнал,публикующий результаты экспериментальных психологических исследований, работы по теории и методологии психологического эксперимента, информацию о программном и аппаратном обеспечении эксперимента, о значимых событиях в мире экспериментальной психологии.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: