Основные понятия возрастной психологии: ведущая деятельность, сензитивный и кризисный периоды развития, зоны ближайшего и актуального развития

Ведущая деятельность – это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности.

Структура ВД:

- сохраняющаяся (та, которая была);

- собственно ВД;

- нарождающаяся (та, которая будет на последующих этапах).

Современные данные позволяют выделить следующие виды ведущей деятельности:

1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий.2. Предметно - манипулятивная деятельность ребенка, характерная для раннего детского возраста (от 1 года до 3 лет).3. Игровая деятельность или сюжетно - ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста(от 3 до 6 лет).

4. Учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет.

5. Общение подростков в возрасте от 10-11 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т. д.).

Каждый вид ведущей деятельности порождает свои эффекты в виде новых психических структур, качеств и свойств.

Специфика предметной деятельности ребенка в раннем возрасте.

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная.

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.

Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к эмпатии.

Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

понятие кризиса и сенситивные периоды психического развития человека:

Сутью кризиса является перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде, изменение потребностей и побуждений, управляющих его поведением

Становление и функционирование личности сопровождается как относительно стабильными периодами психического развития, так и кризисными Именно кризиса обычно разворачиваются в переходные периоды психического развития индивида, свидетельствуют о завершении одного цикла становления личности и начало следующего Источником переживания кризиса является противоречие ь, которая разворачивается между психическими и физического-

 ними возможностями индивида и системой его взаимоотношений с окружающими людьми

 Кризис психического развития - явление обострения психических противоречий, сопровождающееся резкой и кардинальной перестройкой самосознания индивида и его взаимоотношений с окружающими людьми

 Нормативные кризиса еще называют кризисами развития

 Человек может переживать как нормативные, возрастные кризисы, так и ненормативные Возрастные кризисы имеют типичный характер, так как характеризуются одинаковыми возрастными рамками течения, факторами и симптомами наукой овцы выделяют следующие возрастные кризисы психического развитияу:

 Ненормативная кризис психического развития проявляется как явление обострение противоречий психики человека, вызванное сложными, неблагоприятными жизненными обстоятельствами Ненормативные кризиса имеют незапланированные и и автономный о возрастных кризисов характер.

 Содержание и причины возрастных кризисов основательно разработаны относительно этапов становления личности, тогда как переживание кризисов развития в течение взрослости только изучается Большинство психологов указывает на типичный хар рактер так называемого кризиса середины жизни, которая разворачивается примерно в 40 лет и связывается с анализом и оценкой личностью жизненных достижеь.

 Переживание кризиса детьми и взрослыми сопровождается различной симптоматикой:

 Криз может и не быть, если психическое развитие ребенка складывается не стихийно, а является разумно управляемым процессом - процессом воспитания

 Дискуссионным в науке остается вопрос обязательности острого протекания кризиса развития и ее неизбежности вообще Отдельные психологи отмечают, что неизбежны не кризиса, а прогрессивные качественные \"скачки\" развития психики индивида Например, если взрослые своевременно меняют отношение к ребенку, предвидя изменения его психики, то течение кризиса смягчается Следует помнить и о том, что рамки и особенности и переживания возрастных кризисов являются условными, так как индивидуальность каждого ребенка накладывает отпечаток на время и содержание кризисных переживанийих переживань.

 Китайский иероглиф, обозначающий понятие \"кризис\", переводится двояко - \"опасность\" и \"возможность\"

 Любой кризис имеет две стороны - разрушение старых психических качеств, утративших свое развивающее значение, и формирование новых личностных функций Именно первая сторона кризиса сопровождается негативным мы поведенческими реакциями индивида - тревожностью, конфликтностью, подавленностью и т.п. В целом же кризиса имеют положительное назначение - решая противоречия психики, человек развивается Конструктивно решена кризис обеспечивает качественные прогрессивные изменения психического развития, тогда как запущена - подавляет личностьсть.

 Для организации эффективного социального влияния на формирование личности необходимо знать и учитывать сенситивные периоды ее развития В определенные периоды жизни ребенок является особенно чувствительной к определенному п педагогического воздействия, т.е. сенситивный к немуо.

 сенситивный период - чувствительный, оптимально благоприятный к развитию определенных психических функций отрезок становления личности

 Если потерян сенситивный период, то в дальнейшем соответствующие ему психические качества ребенка развиваются трудно и не достигают совершенства

сенситивность следует толковать как наиболее благоприятные и своевременные условия для развития определенной психической функции, качества Важно учитывать, что большинство благоприятных условий для развития определенных психических фу УНКЦ носит временный, преходящий характер примеру, ранний период является сенситивным для развития речи, так какк:

 o во-первых, в этом возрасте дети очень чувствительны к развивающего воздействия взрослых, их речевые навыки интенсивно пополняются и совершенствуются

 o во-вторых, если ребенок в этом возрасте не получает адекватной стимуляции со стороны взрослых, то потери в развитии речи могут быть необратимыми

 сенситивность зависит от ряда факторов, больше всего от закономерностей созревания мозга человека и предыдущих достижений его психического развития Следовательно, пределы переживания сенситивного периода является индивидуальной ьнимы для каждого человека Важно также помнить, что учет сенситивного периода предусматривает опору не только сложившиеся психические процессы, а в основном те, что находятся в процессе созревания Эффект ивний процесс обучения активизирует задатки ребенка, стимулируя их развитие до уровня знаний, умений, способностейтей.

 Для современной науки является открытым вопрос определения сенситивных периодов для всех психических функций, которые формируются в онтогенезе человека

Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения[1].

Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Например, сензитивный период развития речи — от полутора до 3-х лет[2].

Известный своей авторской методикой раннего развития итальянский педагог Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды развития:

Сензитивный период развития речи (0-6 лет)

Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)

Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)

Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)

Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)

Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)

зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи завтра будет выполняться самостоятельно. В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. зона ближайшего развития – это то, что сегодня ребенок не умеет делать, но охотно делает с нашей помощью. А завтра не захочет, чтоб ему помогали: то, что сегодня актуально для развития ребенка – уже не требует нашей помощи.

Зона ближайшего развития — уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. Понятие З. б. р. было введено Л.С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве со взрослым. Уровень развития, проявляющийся в индивидуальной деятельности ребенка, называется актуальным уровнем развития. В совместной деятельности со взрослым достижения ребенка всегда оказываются более высоки- они-то и определяют З. б. р.: "Область несозревших, но созревающих процессов и составляет зону ближайшего развития" (Л.С. Выготский). Понятие З. б. р. основано на идее о примате обучения (во всех разнообразных его формах) в развитии человека.

Традиционная диагностика психического развития ребенка ориентируется на определение актуального уровня развития. Но прогноз, составленный на основе подобных методов, недостаточно надежен. Для определения перспективы развития необходимо знать и "завтрашний день развития", а он определяется именно измерением З. б. р. Так, измерение готовности к школе на основе уже сформированных у ребенка способностей оказывается недостаточным. Необходимо определить, как ребенок может сотрудничать со взрослым, т. е. какова его З. б. р. Разработанные на этом принципе методы определения готовности к школе оказываются более надежными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: