Роль и место высшего образования в системе профессиональной подготовки кадров 4 страница

Коллектив – это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества.

Поскольку коллектив – это группа людей, ему присущи признаки группы. Однако коллектив имеет свойства, каких нет у группы. Поэтому можно считать, что всякий коллектив – это группа, но не всякая группа – коллектив. При этом важнейший признак коллектива – общественная значимость целей и задач – остается незыблемым. Если этого признака нет, то группа не может называться коллективом.

26.  Проблема воспитания в высшей школе.

Высшая школа в системе непрерывного образования - проблема актуальная и приоритетная для любого общества. Ясно, что она является конечным результатом всего образовательного цикла, который начинается у обучающегося с детства и заканчивается защитой дипломного проекта или работы. Сейчас очень важно осознать, какие приоритеты и акценты должны выстраиваться от семейного воспитания первых лет, подготовительных классов и начальной школы до последних дней пребывания в вузе. Исходя из строго продуманных и обоснованных методов в изучении всей инфраструктуры образовательного процесса, нужно четко понять, что она носит комплексный характер и требует аксидентного (ценностного, качественного) решения. Если недостаточный уро-вень подготовки в начальной и средней школе станет типичным и самоповторяющимся, то он скажется на подготовке высококвалифицированных специалистов в высшей школе. Это проявится в затратных усилиях и потери времени для оптимального решения проблемы обучения в университете и институте.

Отсюда динамика образовательного процесса связана с воспитанием и обучением одновременно. Трудно добиться успехов в образовании без четкой внутренней и внешней гуманистической установки. Ведь важен не просто отлично подготовленный профессионал, но и то, на что будет направлена его деятельность. Как и любой процесс, образование человека происходит во времени и пространстве. И именно с этим связаны трудности и противоречия, которые должны быть четко осознаны и проанализированы педагогами начального, среднего и высшего звена, министерствами образования.

Закрепление знаний, умений, навыков происходит в основном уже за пределами высшего образования, непосредственно на той работе, к которой студента готовит вуз. Часто такой процесс происходит достаточно болезненно для выпускника. Отсюда вхождение очередного студента в профессиональную жизнь должно не быть таким драматичным. Поэтому процесс практического овладения и закрепления знаний, умений и навыков - тоже одно из важных направлений высшей школы, которую надо улучшать и совершенствовать.

Вторая сторона вопроса в системе образования - материально-техническая база.

Если хотим создать сильное и авторитетное государство, то вслед за кадровой проблемой нужно решать и эту. Финансирование, наличие современной информационно-прикладной базы, аудиторий, хороших библиотек, социокультурных инфраструктур и экологии - все это крайне важно для того, чтобы решить многие другие вопросы, в том числе управленческие, методические, инновационные, кадровые.

Поэтому в процессе непрерывного образования реализуются следующие основные задачи, присущие современной педагогической науке: образование, воспитание, обучение, развитие, саморазвитие и становление.

В итоге происходит становление человека - гражданина и профессионала. Именно такие задачи ставит перед собой высшая школа.

27. Средства воспитания как способы психического воздействия, направленные на изменение личности и поведения человека. Классификация методов воспитания и их эффективность. Виды и возможности психотерапевтического воздействия и их воспитательное значение.

Методы воспитания представляют собой научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с воспитанниками, организации и самоорганизации их жизни и деятельности, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирование их деятельности и формирования навыков самовоспитания и самосовершенствования. Иными словами, это путь достижения заданной цели воспитания, совокупность способов профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью успешного решения образовательно-воспитательных задач. Можно выделить следующие группы методов воспитания: Первую группу составляют методы формирования сознания личности студента. К ним относятся убеждение, разъяснение, увещевание, внушение, этическая беседа, метод примера, подражательность. Вторая группа включает методы организации деятельности и формирования опыта поведения человека. Основными из этих методов являются упражнения, требование, приучение, метод поручений. К третьей группе относятся методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности, которые включают соревнование, поощрение и наказание. В четвертую группу включают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании. Рассмотрим первую группу. К ним относятся следующие методы воспитания: убеждение, разъяснение, увещевание, этическая беседа и пример.

Метод убеждения предполагает использование двух основных, неразрывно связанных средств: убеждение словом и убеждение делом. Эффективность и действенность метода убеждения зависит от целого ряда условий, которые облегчают процесс превращения получаемых знаний, теоретических положений и идей в личные убеждения студентов.

Разъяснение представляет собой метод непосредственного эмоционально-словесного воздействия на студентов. Для разъяснения характерна доказательная форма изложения мысли, основанная на последовательном использовании логически связанных умозаключений и доводов, устанавливающих истинность данного суждения.

В практике воспитания используют также увещевания. Преподаватель посредством увещевания не только вызывает у воспитанника чувство стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, своими поступками, заставляет его переживать их, но и указывает пути к исправлению. В этом случае преподавателю необходимо довести до сознания, убедить студента в негативности поступка и его последствий, создать эффективный стимул, положительно влияющий на поведение. Увещевание в данном случае сочетается с разъяснением и внушением и осуществляется так, чтобы воспитанник осознал свои ошибки, исправил поведение. Важно при этом уяснить, что разъяснение, увещевание и внушение не должны принимать форму нотации, которая никогда не достигает цели, скорее вызывает противодействие и желание поступить вопреки требованиям.

Этическая беседа представляет собой целенаправленное последовательное обсуждение знаний, предполагающее участие в нем обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Она построена на принципах равноправия и сотрудничества. Цель этической беседы состоит в углублении и упрочении нравственных понятий, в обобщении и закреплении знаний, формировании системы нравственных взглядов, принципов и убеждений. Роль преподавателя заключается здесь в том, чтобы помочь воспитанникам, имеющим определенные позиции, взгляды, идеи, мнения и сомнения, самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого необходимо идентифицироваться с ними с тем, чтобы понимать позицию студента и связанные с ней чувства, мотивы поступков и поведения.

Следующий метод, относящийся к первой группе – пример – представляет собой воспитательный метод исключительной силы. Суть этого метода состоит в целенаправленном и систематическом воздействии педагогов на студентов личным примером, а также всеми другими видами положительного примера, призванными служить образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания и самосовершенствования. Известно, что сознание студента постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые им идеи и идеалы. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.

В последнее время на практике широкое распространение получили различные средства и методы психотерапевтического воздействия на личность. Традиционно психотерапия не была отделом педагогической психологии и понималась как способ лечения или предупреждения возникновения различного рода заболеваний, частично или полностью имеющих психогенную природу, т. е. зависящих от психологического состояния человека. В настоящее время во многих странах мира методы психотерапевтического воздействия вышли за пределы медицинской практики и стали широко применяться в психокоррекционных и психопрофилактических целях при воспитании личности к практически здоровым людям с целью обеспечить их лучшую адаптацию к реальным социальным условиям. К таким методам, в частности, относится социально-психологический тренинг. Он включает в себя множество частных методик, значительная доля которых направлена на то, чтобы научить человека лучше справляться с жизненными проблемами и стрессовыми ситуациями, устанавливать нормальные, бесконфликтные, эмоционально благоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, успешно решать деловые и личные проблемы.

28. Задачи и приемы воспитания в вузе. Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп.

Наиболее актуальными являются следующие задачи воспитания:

-Формирование у студентов высокой нравственной культуры;

-Формирование активной гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;

-Формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;

Прием воспитания — часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Можно выделить следующие методы воспитания.

Методы формирования сознания — воздействие на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок. Основу составляют метод убеждения словом (разъяснение, доказательства, опровержение) и метод убеждения делом (на личном примере и примере других).

Методы стимулирования деятельности и поведения — воздействие на мотивационную систему личности, направленное на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, развитие у них положительной мотивации поведения. К этим методам относятся:

•требование — педагогическое воздействие на сознание воспитанника с целью вызвать, стимулировать или затормозить отдельные виды его деятельности;

• поощрение — стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности;

•соревнование, стимулирование активности воспитанников путем создания условий, когда каждый участник стремится максимально проявить свои способности и добиться лучших результатов по сравнению с другими;

• наказание — торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния.

Методы организации жизнедеятельности и поведения — опыт правильного поведения, самостоятельности в решениях, развитие индивидуальных качеств, чувств и воли, формирование единства между убеждениями и поведением, словом и делом. Основу этих методов составляют упражнения, поручения, создание воспитывающих ситуаций.

Методы самовоспитания — воздействие на сферу саморегуляции, направленное на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития, на формирование навыков психической и физической саморегуляции. Основу этих методов составляют рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение и другие.

Методы контроля и самоконтроля в воспитании — направлены не столько на воспитанников, сколько на выявление эффективности педагогической деятельности воспитателя и всей воспитательной системы, в которую включен воспитанник. Эти методы позволяют получить информацию о ходе и результативности воспитания

Психологические особенности воспитания студентов и роль студенческих групп. Самовоспитание студентов.

Воспитание студентов — это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств — направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др.

Свойства и качества — это целостное выражение личности, включающее познавательные, мотивационные, эмоциональные и волевые компоненты в своеобразном сочетании их как по содержанию, так и по форме проявления.

Формированию качеств личности способствует применение принципов и методов воспитания. Известно, что принципами воспитания являются: целеустремленность, воспитание в коллективе, индивидуальный подход, опора на положительное и другие, а методами — убеждение, упражнение, поощрение, пример и т. д. Психологический смысл правильного использования принципов и методов воспитания заключается в том, что результатом является такая оптимизация деятельности и взаимодействия воспитателей и воспитуемых, которая наиболее эффективно ведет к достижению подготовки студентов, формированию их личности.

Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп. Как известно, поведение людей в группе имеет свою специфику по сравнению с индивидуальным поведением, происходит как унификация, рост схожести поведения членов группы за счет формирования и подчинения групповым нормам и ценностям на основе механизма внушаемости, конформизма, подчинения власти, так и рост возможностей оказывать свое ответное влияние на группу. В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных (эмоциональных и деловых) взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т.п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности групповых процессов, оказывать благотворное воздействие на их становление.

29. Воспитание и становление профессионального самосознания. ВУЗ как система формирования профессионального самосознания.

Основной задачей Республики Казахстан является интеграция с мировым образовательным пространством. Для реализации данной задачи целесообразно внести ряд изменений в подготовку студентов, обучающихся в университетах. Именно с этой целью в казахстанских высших учебных заведениях проводится внедрение кредитной системы обучения как одного из действенных инструментов взаимодействия систем образования по всему миру. Также целями внедрения кредитной системы обучения являются: международное признание национальных образовательных программ, обеспечение академической мобильности студентов и профессорско-преподавательского состава и удовлетворение потребностей личности в сфере получения профессионального образования.

Основным постулатом кредитной системы обучения является, как известно, около 70% процентов самостоятельной работы студента, то есть сокращение объёма аудиторной работы, непосредственно влияющее на объём повышения самостоятельной работы студента. Здесь следует отметить, что данный постулат кредитной системы следует доводить до чёткого понимания в студенческой аудитории, начиная с первого курса обучения. Высокая значимость большого объёма самостоятельной работы стимулирует личность к максимальной мобилизации своих сил и умений, так как работает студент на себя самого, на свою будущую успешность в общественной и профессиональной деятельности.

Качество подготовки специалиста на современном этапе развития общества определяется не только уровнем его эрудированности, но и умением самостоятельно ставить и решать задачи в сфере своей профессиональной деятельности. Это тоже является одним из немаловажных факторов стимулирования самостоятельной познавательной деятельности студента. Таким образом, активная самостоятельная деятельность студента становится основой подготовки будущих специалистов к дальнейшей профессиональной деятельности.

В психологической науке важное место в процессе профессионального формирования личности будущего специалиста занимает формирование профессионального самосознания. В ходе этого процесса выделяется несколько компонентов: осознание профессиональной морали; формирование личной нравственности собственной трудовой деятельности; видение себя как субъекта профессиональной деятельности; оценивание трудовых отношений, то есть формирование отношения к самому себе как специалисту; формирование отношения к своим коллегам и своей деятельности.

Таким образом, в процессе обучения студента в высшей школе происходит его постепенное формирование не только как личности, но и как будущего специалиста. Однако ни один процесс не обходится без стадий, то есть без поэтапного течения. Процесс профессионального формирования личности не исключение этому, и потому выделяют следующие стадии развития личности будущего профессионала: предварительная; стадия формирования профессиональных намерений; подготовительная; адаптационная; стадия профессионализации; мастерства.

На процесс профессионального формирования личности также оказывают влияние факторы, которые мы можем условно разделить на два типа: внутренние факторы – это комплекс индивидуальных характеристик личности, а также социальные факторы мотивирующего характера, которые в своей совокупности обеспечивают интеллектуальное и психологическое становление личности будущего специалиста; внешние факторы, куда входит и учебная деятельность студентов и факторы социального окружения личности, влияющие на выбор профессии.

30.  Строение профессионального самосознания: осознание профессиональной морали и нравственности, себя как субъекта профессиональной деятельности. Функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания: когнитивный, мотивационный, эмоциональный, операционный. Проблемы самоактуализации и развитие саморегуляции. Профессиональное мастерство и «Я - концепция».

Структура самосознания состоит из следующих компонентов: моральный и нравственный компоненты; осознание себя как субъекта деятельности; осознание и оценка во всевозможных видах жизнедеятельности, то в профессиональном самосознании на первый план выдвигается содержание, касающееся профессиональной деятельности. Можно отметить, что профессиональное самосознание прямо связано с осознанием человеком себя в профессиональной деятельности, т.е. содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств и т.д., то профессиональное самосознание - это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность.

Структурное строение профессионального самосознания можно представить следующим компонентным составом: осознание профессиональной морали; осознание профессиональной нравственности; осознание себя как субъекта профессиональной деятельности; осознание и оценка отношений; осознание собственного развития во временной связи.

Моральный фактор не является принадлежностью обособленной предметной области социальной действительности. Он сопутствует любой деятельности человека, способствуя или тормозя выполнение его функций и социальных ролей в определенном коллективе.    

 В профессиональном самосознании содержится понимание именно тех свойств и качеств, которые необходимы для успешного выполнения профессиональной деятельности, т.е. профессионально важных качеств. Для разных профессий эти качества будут разными, но степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в себе.

В структуре профессионального самосознания, как и самосознания в целом, имеется осознания и оценка отношений. Включение человека на длительный срок в состав референтной группы обусловливает развитие этих отношений. Именно в этих условиях формируется отношение человека к самому себе как к специалисту, отношение к коллегам по профессии, отношение к своей профессиональной деятельности и отношение других к себе.

По мнению исследователей, важнейшим компонентом, без которого нельзя говорить о саморегуляции личности человека, является осознание собственного развития во временной связи. На каждом этапе жизни человека и в период профессиональной деятельности через самосознание осуществляется связь между прошлым, настоящим и будущим. Профессиональное самосознание отражает развитие человека по таким признакам как рост профессионального мастерства, продвижение по службе, повышение авторитета, упрочнение социального статуса. Важное значение имеет также постановка целей и контроль за их осуществлением.

Выделяются функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания: когнитивный, реализующийся в самопознании; мотивационный, реализующийся в самоактуализации; эмоциональный, реализующийся в самопонимании; операциональный, реализующийся в саморегуляции.    

Когнитивный компонент. Осуществляя самопознание, то есть, обращая психическую деятельность на исследование самого себя, человек производит сознательную оценку своих поступков и себя в целом. Выявление особенностей процесса самопознания должно раскрыть то, как человек получает знания о себе, как развивает это знание, как из единичных ситуативных образов оно формируется в понятие, отражающее сущность человека, в которой и выражается степень его общественной ценности. А соотнесение знания о себе с социальными требованиями и нормами дает ему возможность определить свое место в системе общественных отношений. В процессе взаимодействия с внешним миром человек, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Если любая вещь, явление могут быть познаны через соотношение с другими вещами или явлениями, через процесс выявления их многочисленных взаимосвязей, то и самопознание человека может осуществляться лишь через отношение данного человека к другим людям, через разнообразные формы связи его "Я" с "Я" других. Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или объективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, ведущего к формированию образа "Я", могут быть самыми разнообразными.

  Эмоциональный компонент. Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на отрицательные воздействия) и уметь поддержать себя в трудных состояниях и условиях, при этом понимая самого себя.

Мотивационно-целевой компонент. Содержание этого компонента реализуется через самоактуализацию. Актуализироваться - значит, становится реальным, существовать фактически, а не только потенциально. К. Роджерс считал, что личность обладает врожденной тенденцией к самоактуализации и стремление к ней проявляется в целенаправленном удовлетворении потребности в самоактуализации в ее жизненной реальности. Самоактуализация предполагает реализацию личностного потенциала и совершенствование человека. Самоактуализирующиеся личности, по определению А. Маслоу, полностью реализуют все, на что они способны. Они достигают намеченных профессиональных вершин. Важным моментом самоактуализации является принятие ответственности за свои действия. Самоактуализация - это постоянный процесс развития своих потенциальных возможностей с целью достижения творческой зрелости.

Операциональный компонент. Саморегуляция - это раскрытие резервных возможностей человека, а следовательно, развитие творческого потенциала личности. Применение приемов саморегуляции предполагает активное волевое участие и, как следствие, является условием формирования сильной, ответственной личности (что несомненно важно для руководителей управленческой структуры).

На психологическом уровне саморегуляция представляет собой интегративный сплав врожденных и приобретенных стратегий реагирования и готовности к определенной форме или способу взаимоотношения со средой (О. Микшик).

Система психической саморегуляции имеет иерархическое строение и включает два уровня - произвольный и непроизвольный. Произвольная саморегуляция - это сознательная саморегуляция, которая всегда индивидуально и личностно окрашена. Благодаря произвольной саморегуляции возможности приспособления к различным трудным условиям могут возрастать и расширяться. На этом уровне реализуется личностная регуляция внутренней деятельности.

С.Л. Рубинштейн в ходе исследования психической активности субъекта также выделял две формы регуляции: побудительную и исполнительскую. Побудительную реакцию он связал с формированием стремления, выбором направленности, активности; исполнительскую - с обеспечением соответствия активности объективным условиям.

В отечественной психологии доказано, что процесс развития личности проявляется в увеличении роли внутренних факторов и совершенствовании саморегуляции. Только тот, кто готов управлять собой и изменять внешние обстоятельства, кто признает себя субъектом собственной жизнедеятельности, при наличии соответствующих умений действительно демонстрирует высокий уровень развития саморегуляции, без чего невозможно представить руководителя любой организации.   

31.  Психодиагностика в высшей школе. Основные функции психодиагностики в системе современного высшего образования.

Наиболее ярким примером влияния социальных программ и социально-политических установок по отношению к использованию психологических данных явилось изменение отношения к психологическому тестированию и так называемым «компенсаторным обучающим программам» в вузах США и Западной Европы. Их применение при тестировании абитуриентов в высших учебных заведениях позволяло, в частности, претендовать на высшее образование людям, не имевшим возможности получить достойную подготовку в средней школе. В зависимости от выявленных индивидуальных уровней владения знаниями в той или иной области строились индивидуальные планы обучения, позволявшие опираться на имеющиеся заделы и компенсировать выявленные недостатки в индивидуальных системах знаний. Роль психолога была существенной на этапах составления таких индивидуальных программ обучения, которые приводили студентов с разных стартовых позиций к одинаково высокому уровню владения знаниями и обеспечивали их интеллектуальный рост. Это достигалось на основе определения «зоны ближайшего развития» субъекта (понятие, введенное психологом Л. С. Выготским) и учета тех индивидуальных особенностей, которые позволяли направлять познавательную деятельность студента так, чтобы компенсировались изначальные недостатки его познавательной сферы.

В 1936 г. было принято постановление, по существу запрещавшее использование психодиагностических методов в образовательной практике. Хотя запрет касался разработки и использования тестов, но в действительности под запрет попала сама постановка таких задач, как отбор в группы на основе оценки дифференцированной выраженности тех или иных психологических свойств, постановка вопросов о возможности разных уровней в личностном или интеллектуальном развитии взрослых, выявление на основе психодиагностических тестов наиболее интеллектуально одаренных лиц.

С оговорками, но все же признается правомерность использования тестов в системе образования. Новые подходы к психодиагностике стимулировались, с одной стороны, критикой ее теоретико-методологических позиций, с другой стороны – логикой развития данной отрасли науки.

В 1970-х годах сначала в США, а затем в Западной Европе было решено устраивать тестирование при приеме в высшие учебные заведения вместо разработки компенсаторных обучающих программ. Тогда можно будет отбирать в качестве студентов тех людей, которым заведомо не понадобятся компенсаторные программы.

В последние десятилетия отмечается также гуманизация работ по психодиагностике (как исследовательских, так и практических). Теперь главной целью психодиагностики признается обеспечение полноценного психического и личностного развития. Разумеется, психодиагностика делает это доступными ей способами, т. е. стремится разрабатывать такие методы, которые позволяли бы оказывать помощь в развитии личности, в преодолении возникающих трудностей и т. д. Главной целью психодиагностики становится создание условий для проведения прицельной коррекционно-развивающей работы, выработки рекомендаций, проведения психотерапевтических мероприятий и т.д.

Н. Ф. Талызина так сформулировала основные функции психодиагностики в образовании на современном этапе: «Она теряет свое дискриминационное назначение, хотя и сохраняет в определенных пределах прогностическую роль. Главной ее функцией должна быть функция определения условий, наиболее благоприятствующих дальнейшему развитию данного человека, помощь при разработке программ обучения и развития, учитывающих своеобразие наличного состояния его познавательной деятельности». Таким образом, результаты психодиагностических испытаний должны служить основой для решения вопросов о целесообразности и направлении психологического вмешательства в процессы развития и обучения человека.

32. Классификация психодиагностических методик. Малоформализованные методики (наблюдение, анализ продуктов деятельности, интервью, беседа), их назначение.

Метод наблюдения. Это старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не разработаны или не известны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия со стороны наблюдаемых и кооперирования с ними. наблюдение как метод включает: цель наблюдений и схему наблюдений. Цель наблюдения. Наблюдение может носить поисковый и конкретный, строго определенный характер. Цель поискового наблюдения, которое обычно проводится на начальном этапе разработки какой-либо проблемы, — получить наиболее полное описание всех свойственных этой проблеме сторон и отношений, охватить ее целиком. Схема наблюдения. Независимо от того, какой характер носит наблюдение — поисковый или исследующий, — наблюдатель должен иметь определенную программу, схему действий. Схема наблюдений включает перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления. Прежде чем наблюдать, надо выделить из общей картины поведения определенные его стороны, отдельные акты, доступные прямому наблюдению (единицы поведения), которые и есть единицы наблюдения. Виды наблюдений 1. Наблюдения хронологические: лонгитюдные, или «продольные»; периодические; единичные, или однократные. 2. В зависимости от ситуации наблюдения могут быть полевые, лабораторные и спровоцированные в естественных условиях. 3. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть открытым или скрытым, наблюдением со стороны и включенным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: