Формирование грамматического строя речи

Это изменение грамматических форм слова (формообразование) и работа над предложением и словосочетанием.

Согласовывать прилагательные и числительные один, два, много с существительными.

Для пересчета подбираются предметы мужского, женского и среднего рода с разными окончаниями во множественном числе родительного падежа, например: огурец (огурцов), карандаш (карандашей).

Предлагается при пересчете называть не только числительное и существительное, но и прилагательное, например: одна красная палочка, две красные палочки, пять красных палочек и т.п.

Образование прилагательных от существительных. «Из чего сделан стул (шкаф, доска и т.п.)?» (Из дерева.) «Значит, он какой?» (Деревянный.) «А гвоздь из чего сделан?» (Из железа.) «Значит, он какой?» (Железный.) Так же ребенок образует прилагательные от существительных: снег, бумага, пластмасса, стекло, шерсть, пух.

Специальные задания:

а) назвать предметы по картинкам или по непосредственному восприятию (например: ресницы, брови, локоть, плечо, калитка, беседка, клумба).

б) назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, курицы, утки, волка, лисы, медведя.

в) подобрать слова с противоположным значением к словам большой, холодный, чистый, твердый, тупой, мокрый, широкий, светлый, высокий, старший. Слова можно включать в состав предложения: Этот стол большой, а этот? Эта лента широкая, а эта?

г) назвать профессии: Кто работает на подъемном кране? Кто пишет книги? Кто воспитывает детей? Кто водит поезда? Кто выдает книги в библиотеке? Кто ухаживает за телятами? Кто доит коров? Кто разносит газеты, журналы?

Образовывать прилагательные от существительных сосна, осина, апельсин, слива (малина, лимон, клюква, клен, липа, мед. Требовать очень четкого, слегка утрированного произнесения окончаний прилагательных (-ый, -ая, -ые). Словосочетания включаются в предложения.

 Упражнения в согласовании прилагательных с существительными (в основном с существительными мужского и женского рода) могут иметь различную форму.

 На наборном полотне выставлены картинки: синий – автобус, поднос, самокат, пояс, василек; синяя – косынка, сумка, беседка, скамейка, слива. Проверяется, какие картинки остались – про них можно сказать синяя. Ребенок должен отгадать, какая картинка задумана по слову синий, и правильно произнести словосочетание. Для закрепления полученных навыков может быть заучен рассказ: Это Сима. Симе семь лет. Сима любит все синее. У нее синее пальто и синяя косынка. В косе у Симы синий бант. На ногах у Симы синие носки и синие туфли. Упражнения в согласовании прилагательных с существительными можно сочетать с развитием произвольного внимания и памяти. В этом случае предлагается правильно произнести и запомнить ряд словосочетаний, например: вкусный апельсин, вкусная слива, вкусные ягоды, соленый суп, соленая селедка. Затем (в какой-либо игровой форме) логопед произносит одно из прилагательных (или существительных). Дети вспоминают, какой предмет (или качество предмета) задуман, и произносят нужное словосочетание.

Подбирать прилагательные к существительным.

Вводятся упражнения, направленные на согласование прилагательных с существительными и числительными в косвенных падежах. С этой целью предлагается договаривать предложения определенными словосочетаниями.

а) как обычно, вначале дети правильно и очень четко произносят словосочетания, например: плюшевая кошка, плюшевый мышонок (т.е. прилагательные с существительными мужского и женского рода).

б) детям предлагается договаривать такого типа предложения (словосочетания включаются в разных падежах; исключение составляет родительный падеж с окончанием –ого): Алеше купили… (плюшевую кошку.) Мы любуемся… (плюшевой кошкой.) Нам понравился… (плюшевый мышонок.) Мы завяжем бант… (плюшевой кошке.)

Аналогично с числительным два и во множественном числе, например: У нас два… (плюшевых мышонка.) У нас нет… (плюшевых мышат.) И т.д.

К ранее упоминавшимся упражнениям, касающимся работы над предложением, добавляются новые. Сюда относится составление предложений с последующим их распространением однородными и второстепенными членами.

Усвоенные прилагательные включаются в различные упражнения, направленные на составление предложений. Предлагается правильно произнести и запомнить несколько словосочетаний (железная лопатка, стеклянная ваза, бумажный петушок, пластмассовый самолет, кожаные сапожки). Затем дается задание дополнять предложения подходящими по смыслу словосочетаниями (словосочетания могут быть в разных падежах): На стол поставили… (стеклянную вазу.) Женя сам сделал… (бумажного петушка.) Лизе купили…(железную лопатку.) На кукле надеты… (кожаные сапожки.) В магазине на полке стоит… (пластмассовый самолет.) Миша копает песок… (железной лопаткой.)

Детям предлагается образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением. Это могут быть отдельные слова, словосочетания или специально подобранные тексты.

а) детям предлагается образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательным значением: зверь серый – зверек… (серенький); глаза черные – глазки… (черненькие); зубы острые – зубки… (остренькие); хвост длинный – хвостик… (длинненький).

б) детям предлагается преобразовать загадку так, чтобы она звучала ласково, ведь речь идет о маленьком зверьке. Логопед предлагает такой текст: Маленькие звери, серые шубы, длинные хвосты, черные глаза, острые зубы. (Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинненькие хвостики, черненькие глазки, остренькие зубки.)

Выполняются упражнения в образовании относительных прилагательных. Вводятся новые прилагательные: деревянный (-ая, -ое, -ые), картонный, шерстяной, резиновый.

 Логопед предлагает детям назвать следующие предметы или группы предметов: Это картонная коробка. Это пластмассовое ведерочко. Это шерстяные варежки. Это две резиновые куколки. Это три деревянных грибка. (Произношение словосочетаний может быть отработано заранее на подгрупповых занятия.)

Образование прилагательных способом словосложения.

1. Логопед просит детей вспомнить, как можно сказать одним словом про дом, у которого два (три и т.д.) этажа.

Затем задает ряд вопросов, отвечая на которые дети должны употреблять сложные слова, образованные из числительных и существительных. Приведем примеры: «Как называется велосипед, у которого три колеса? Как сказать одним словом про мальчика, который учится в первом классе? Как сказать про квартиру, в которой три комнаты? Как сказать про поход, который длился три дня? Как называется фигура, у которой три угла?»

2. Детям предлагается преобразовывать предложения, используя усвоенные слова. Приведем примеры: Мы переехали в квартиру, в которой три комнаты. (Мы переехали в трехкомнатную квартиру.) Этот мальчик учится в первом классе. (Это первоклассник.) Пионеры отправились в поход на три дня. (Пионеры отправились в трехдневный поход.) Я нарисовал фигуру, у которой три угла. (Я нарисовал треугольник.) Боре купили велосипед, у которого три колеса. (Боре купили трехколесный велосипед.)

Кроме всех упомянутых, в это время вводятся упражнения в объединении двух предложений в одно при помощи союза и или относительного местоимения который.

1. Детям предлагается прослушать два предложения, а затем образовать из них одно большое, например: Дети читали. Дети писали. (Дети читали и писали.)

По данному образцу детям предлагается составлять предложения. Им могут быть предложены примерно такие пары предложений: 1. Ребята плавали. Ребята ныряли. 2. В лесу много грибов. В лесу много брусники. 3. На огороде растут помидоры. На огороде растут огурцы. 4. В зоопарке мы видели верблюда. В зоопарке мы видели тигра. 5. Вера и Алла прыгали. Вера и Алла весело смеялись.

2. Аналогично детям предлагается составлять предложения, вставляя слово который. Например: Борис срубил дерево. Дерево давно засохло. (Борис срубил дерево, которое давно засохло.)

Приведем несколько пар предложений: 1. Мы переехали в многоэтажный дом. Дом построили в прошлом году. 2. Роме нравится красный трактор. Трактор подарил ему старший брат. 3. Мама жарит грибы. Грибы Римма и Вера набрали в лесу. 4. В коробке цветные карандаши. Рита раскрасила шары. 5. В клетке тигр. Тигра привезли из далекой Африки.

Постепенно усложняясь, в занятие вводятся сочетания прилагательных с существительными в разных падежах. На данном этапе обучения дети в состоянии не только правильно использовать в речи такого рода сочетания, но и самостоятельно составлять с ними предложения.

По мере надобности в занятия включаются упражнения, направленные на закрепление всех знакомых детям предлогов.

Все больше внимания уделяется развитию связной речи. В занятия постоянно включаются различные упражнения, связанные с составлением текстов, их заучиванием, пересказом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: