У римлян Лисию следовали писатели, стремившиеся к древне-аттической простоте и чистоте слога; Цицерон, признавая заслуги Лисия, предпочитал ему Демосфена

 

Демосфен. Классическая греческая риторика V-VI вв. до н.э. увенчана поистине трагической фигурой политического и судебного оратора Демосфена, погибшего в неравной схватке с единовластием, предопределенным самой историей.

В результате распада второго Афинского морского союза Греция оказалась раздробленной и находилась в состоянии глубокого экономического, социального и политического кризиса. Греции угрожали Персия и Македония. Стремясь подчинить Афины, Филипп II использовал слабость между греческими государствами. Среди греков были сторонники объединения Греции под властью Македонии для войны с Персией. Против них выступила антимакедонская партия, вождем которой стал прославленный оратор Демосфен (384-322 гг. до н.э.). Отец Демосфена был состоятельным человеком, владел в Афинах двумя мастерскими - оружейной и мебельной. После смерти отца состояние Демосфена было расхищено опекунами, против которых он написал ряд ранних речей. Уже в них проявляется та сила убеждения, которой отличался Демосфен впоследствии. Составлял он и судебные речи. Но чаще выступает как политический оратор, посвящая свои речи гражданским обязанностям. Известно около 60 речей Демосфена, наибольшей известностью пользуются его политические речи против македонского царя Филиппа и судебная речь «О венке».

Выступая как вождь антимакедонской партии, Демосфен призывает греков объединиться в борьбе против царя Филиппа, а его речи стали называться «филиппиками». В «Олинфских речах» он настаивал на необходимости финансовых реформ, забвения личных интересов во имя общественных нужд. Демосфен использовал всю силу своего ораторского таланта, чтобы призвать афинян к энергичным действиям к созданию коалиции против македонского царя. В страстном призыве к борьбе за свободу демократических Афин против тирании и деспотизма Филиппа звучит голос патриота, который хочет предотвратить гибель государства.

В Херонейской битве, положившей конец независимости Греции, Демосфен лично принимал участие. Ему поручили произнести эпитафию – речь над воинами, павшими в Херонейской битве. Заслуги Демосфена должны были быть отмечены увенчанием его золотым венком. Однако его политический противник Эсхин опротестовал это предложение и настаивал на привлечении Ктесифонта к суду, которого защищал Демосфен. Ответ Демосфена Эсхину «Речь за Ктесифонта о венке» принес победу оратору. В этой речи Демосфен доказывает собранию правильность своих политических действий, продиктованных горячим чувством патриотизма.

Однако доверие к Демосфену пошатнулось, когда он не смог доказать, что истратил на государственные нужды деньги, помещенные под его наблюдение в Акрополе. Демосфен отправился в изгнание и только после смерти Александра Македонского вернулся в Афины, чтобы возглавить антимакедонское движение. Преемник Александра скоро подавил это движение и потребовал выдачи его главарей. Демосфен в отчаянии принял яд.

Демосфен – один из самых выдающихся ораторов древности. Его речи отличались высоким пафосом и большой силой убеждения. Демосфен во многом превзошел своих предшественников Лисия и Исократа. Так, Дионисий Галикарнасский говорил, что Демосфен следовал сжатости и пафосу Фукидида, силе характеристики Лисия, искусному распределению частей Исократа. Гармонично соединив все это, он выработал свой особый стиль речей, которые потрясали слушателей. Особенно поражали тот громадный пафос и та ораторская сила, с которыми он обрушивался на врагов.

В зависимости от содержания и направления речи Демосфен употребляет различный стиль. Если в судебных речах у него встречаются простонародные выражения и поговорки, то в политических он применяет возвышенный стиль. Большое значение придавал Демосфен выбору слов, но «украшательством» речей никогда не занимался. Чаще он прибегал к фигурам мысли. Страстная убежденность его речей связана с силой аргументации, благодаря которой каждый, даже незначительный, эпизод служит убедительным доказательством. Живость речей Демосфена, захватывавшая слушателей, достигалась его умением вводить красочные рассказы, стихи, диалоги, давать блестящие характеристики. Периоды его речи производили гармоническое впечатление, причем особое благозвучие заключалось в клаузулах (заключениях периода).

Античная риторика называла стиль Демосфена «мощным». Цицерон ставил его выше всех других греческих ораторов, называя его «совершенным оратором».

Риторика в Риме

Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло расцвета во времена могущества Римской республики. Уважение к ораторскому слову было в Риме древним и традиционным. Считалось, что как на войне римлянин служит своему отечеству с оружием в руках, так в мирное время он служит ему речами в сенате и народном собрании. "Достойный муж, искусный в речах", - таким был идеал римского оратора. Однако, чтобы правильно понять его, следует помнить, что "достойный муж" в латинском языке тех времен - синоним аристократа, а идеал красноречия был тесно связан с политическим идеалом.

Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима является деятельность Марка Туллия Цицерона (106 – 43 гг. до н.э.). Впервые Цицерон выступил на форуме с критикой римского правителя Суллы, после чего ему пришлось надолго покинуть Рим. Вернувшись, он приобрел славу своими яркими политическими речами в сенате, стал сенатором, а затем и консулом республики. В год консульства Цицерона был раскрыт заговор Катилины - дерзкая и широко задуманная попытка государственного переворота. Цицерон, наделенный чрезвычайными полномочиями, при поддержке сената и ликовании народа изгнал из Рима Катилину и казнил его сообщников. После этого народ прославлял Цицерона как второго основателя Рима, а сенат наградил его почетным титулом "отец отечества".

Суть своей риторической системы Цицерон изложил в трех трактатах: «Об ораторе», «Брут» и «Оратор». Все эти произведения объединяет общая идея необходимости для оратора глубоких знаний и высокой культуры.

В трактате «Об ораторе» Цицерон определил конкретные задачи обучения красноречию. Основываясь на опыте своих предшественников, он кратко и талантливо сформулировал каноны классической риторики, которые в последующие эпохи стали основами обучения красноречию. Канон (греч. kanon) - правило, положение какого-либо направления, учения.

Цицерон полагал, что оратор, работая над речью, должен пройти следующие этапы:

· Изобрести речь,

· Расположить части речи,

· украсить речь с помощью изобразительно-выразительных средств.

 В соответствии с этой традицией выделяются основные разделы риторики:

· Изобретение (лат. inventio),

· Расположение (лат. dispositio),

· Украшение (лат. elocutio).

· Произнесение (лат. actio),

· Память (лат. memoria).

Именно эти разделы определили содержание классической риторики и основы обучения красноречию в европейской культурной среде.

Большое внимание в трактате «Об ораторе» уделено проблеме воздействия ритора на чувства слушателей. Цицерон исходил из того, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувством, чем правилами и законами. Поэтому умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике.

Трактат «Оратор» отвечает на вопрос, каков идеал красноречия. В поисках идеала Цицерон исходит из трех основных назначений ораторского искусства:

· учить,

· услаждать,

· побуждать.

Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое – долг оратора, второе – залог популярности, третье – необходимое условие успеха. «Красноречию свойственно увлекать за собой сердца и трогать их всяческим способом. Оно то врывается в мысли, то вкрадывается в них, сеет новое убеждение, исторгает укоренившееся», - писал Цицерон.

Образ идеального оратора предстает перед нами и в трактате «Об ораторе»: «Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев». Все эти качества современники находили в Цицероне. Он был не кабинетным теоретиком красноречия, а пламенным римским республиканцем, политическим мыслителем, философом. Но прежде всего он был великим оратором, художником слова. О чем бы он ни говорил и ни писал – о политическом убийстве или о моральной проблеме – он всегда находил самые точные и выразительные слова.

Во второй половине 1 в. н.э. теоретиком классического красноречия становится Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36 – ок. 100 гг. н.э.)Квинтилиан - адвокат, педагог, руководитель первой государственной риторской школы. Трактат Квинтилиана «Образование оратора» представляет собой обобщение теоретических трудов предшественников и собственного двадцатилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката.

 Труд Квинтилиана состоит из 12 книг:

· I книга – о воспитании будущего оратора в семье и у грамматика до начала занятий риторикой;

· II книга – о природе риторики как науки, общие сведения, о занятиях в риторической школе;

· III-IX книги – энциклопедия традиционной теории ораторского искусства;

· X книга – обзор греческой и римской литературы как образцов, представляющих ценность для будущего оратора;

· XI книга – о внешних приемах и манерах оратора;

· XII книга – о моральном и общественном облике оратора.

В своем трактате Квинтилиан изложил советы, опираясь в основном на систему Цицерона, поскольку считал искусство красноречия великого республиканца образцом для всякого оратора. Основные положения труда Квинтилиана близки идеям Цицерона, однако есть в них и существенные отличия.

Так, например, для Цицерона философия по отношению к риторике первична, она составляет ее основу. Квинтилиан же считает философию и все другие науки вторичными, они – лишь подготовка к риторике.

Значительно подробнее, чем Цицерон, разрабатывает Квинтилиан вопрос о технике красноречия:

· о манере поведения оратора перед слушателями,

· о теории жеста, мимики, осанки, телодвижений,

· о постановке дыхания и голоса.

 Сравним также высказывания Цицерона и Квинтилиана о риторике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: