Статус проблемы представляет собой вопрос, исходя из которого ритор строит тему и развивает аргументацию

Если проблема заключается в самом факте и рассматривается круг вопросов о том, что именно произошло, то мы имеем дело со статусом установления - обсуждаем, устанавливаем и излагаем конкретный факт. Если факты установлены, но спорным остается вопрос о том, что они собой представляют, к какой области реальности относятся, мы имеем дело со статусом определения. Если установлены факты и определено, что они собой представляют, но спорным является смысл, квалификация факта - неясно, какое конкретно решение следует принять, то мы имеем дело со статусом оценки.

Если проблемы обсуждаются непоследовательно и мысль перескакивает к новому вопросу, не разрешив поставленные прежде, то окончательное решение, если даже оно будет принято, окажется поверхностным и несовершенным. Очевидно, например, к чему может привести обсуждение вины человека, если не установлено, совершил ли он в действительности поступок, который ему приписывают.

Правило последовательности мысли относится к любой проблеме: например, о том, что в воспитании самое трудное  дело - направление свободы воли, можно говорить только в том случае, если не нужно доказывать, что свобода воли существует и что молодых людей нужно воспитывать. Если же аудитория сомневается в этом, то очевидно, что обсуждение темы придется начать с вопросов о необходимости воспитания (статус определения) или о наличии у человека свободы воли (статус установления).

Предмет высказывания - мысленное содержание речи, суждение о котором может быть истинным или ложным.

Предмет высказывания является той точкой зрения, той стороной проблемы, которую ритор избирает для полного и обоснованного ее раскрытия и решения. Одной и той же проблеме могут соответствовать различные предметы речи. В данном случае предметом речи является «направление свободы человеческой», но ритор мог избрать и иной предмет речи для решения стоявших перед его аудиторией проблем.

Предмет высказывания определяется исходя из особенностей аудитории и из тех идей, которые ей свойственны и интересны. Предмет речи определяется таким образом, чтобы он мог быть значимым и актуальным.

Темой высказывания называется главная мысль высказывания, представляющая собой суждение и выраженная полным завершенным предложением («В воспитании самое трудное дело - направление свободы человеческой»).

Всякая разумная, грамотная, целесообразная речь, независимо от ее объема, содержания, формы, будь то ораторское выступление, историческое сочинение, научный трактат, художественное произведение, содержит одну и только одну тему, из которой развертывается все ее содержание. В свою очередь, тема представляет собой высказывание, речь, свернутую до одного предложения и потому имеющая в качестве предмета речи одно понятие или образ.

Правильно сформулированная тема отвечает следующим основным требованиям:

· тема представляет собой по возможности простое и завершенное предложение;

· тема должна быть краткой и легко воспроизводимой;

· тема должна быть понятной как аудитории, так и самому ритору. Поэтому при формулировке темы следует избегать необычных слов, специальных терминов или слов с неопределенным значением;

· тема должна быть приемлемой для аудитории. Поэтому при ее формулировке следует избегать резких, оскорбительных и нелитературных слов и оборотов;

· тема должна быть интересной и актуальной. Поэтому ритор, формулируя тему, стремится привлечь к ней внимание и интерес аудитории;

· формулировка темы должна быть проблемной. Очевидные и бесспорные суждения тривиальны и мало кому интересны.

Образ ритора: этос, пафос, логос

Одной из самых древних классификации способов убеждения является концепция древнегреческого мыслителя Аристотеля, которая делит все возможные аргументы выступающего всего на 3 группы: этос, логос и пафос.

Логос (в переводе с греческого — «слово», «мысль», «смысл», «понятие», «намерение») — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). Логосом принято называть словесные средства, использованные выступающим для реализации замысла речи, а также для понимания речи слушателями. Если пытаться абстрагироваться от остальных составляющих речи, то логосом можно называть просто текст написанный на бумаге и содержащий в себе только лишь логическую цепочку суждений автора.

Пафос (в переводе с греческого — «возбуждение», «страсть», «воодушевление», «страдание») — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением. Пафосом принято называть все элементы аргументации, которые эмоционально воздействуют на слушателей.

Этос (в переводе с греческого – «характер», «нрав», «душевный склад») — в античной философии обозначал привычки, нравы, темпераменты, обычаи. Этос как более устойчивый нравственный элемент аргументации, часто противопоставляется пафосу, как временному душевному переживанию. Аристотель трактовал этос как способ изображения характера человека через стиль его речи и через целенаправленность как основной признак человеческой деятельности. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется часть содержания речи: тема, составляющие части плана речи или отдельные слова. Неуместную речь даже при сильной аргументации (логосе), слушатели могут не воспринять. Главным признаком уместности является тема речи, при условии, что время, место и сроки речи согласованы между участниками коммуникации (выступления, спора и т.п.).

 

Ритор, соответственно, должен отлично разбираться в этих категориях и не допускать того, чтобы хотя бы одна из них оставалась неучтённой при его выступлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: