Прагматическая (от греч. – «дело», «действие») концепция истины определяет истину как полезность знания, его эффективность

Но в любом случае важно учитывать диалектико-материалистическую концепцию истины, согласно которой под истиной понимается знание, соответствующее своему предмету, верно отражающее его, совпадающее с ним. П

Под абсолютной истиной диалектико-материалистическая философия марксизма понимает, с одной стороны, знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания, с другой – абсолютное, полное, исчерпывающее знание обо всем, что было, есть и будет.

В реальном же познании истина существует в относительной форме. Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, привязанность к определенным историческим условиям. То, что в одних условиях может оцениваться как абсолютная истина, в других – осознается как истина относительная, например, классическая физика с возникновением релятивистской физики становится ее частным случаем, т.е. относительной истиной. В то же время относительная истина включает в себя «зерна истины абсолютной» (истины факта, так называемые «вечные истины», физические константы).

Понятия абсолютной и относительной истины представляют истину как последовательное движение познания от менее совершенных его форм к более совершенным. С этих позиций диалектический материализм критикует такие крайности в понимании истины, как догматизм (признание только вечной, неизменной истины) ирелятивизм, который преувеличивает изменчивость истины и тем самым приводит к отрицанию объективности истины. Кроме прочего, эти подходы не учитывают принцип конкретности истины: истина всегда связана с конкретными условиями и всегда относится к конкретному месту, времени, положению, обстоятельствам.

Главная ценность познания – истина, которая требует доказательства, объяснения, когда факты оцениваются с позиций законов, теорий и – понимания, которое представляет собой интерпретацию на основе ценностей поступков и социальных действий людей. С самым достоверным знанием имеет дело наука с ее развивающейся системой знаний, методов, принципов, теорий, которые синтезируются в единую научную картину мира.

 

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ПРАВОВЫХ НАУК

Аксиология - учение о ценностях. Использование понятия "ценность" восходит к Канту. Ценность в его трактовке - это то, что имеет значение долженствования и свободы. Ценности представляют собой, по Канту - цели, требования, формулы и максимы должного. Последователи Канта (Р. Г. Лотце, В. Виндельбанд и др.) пошли дальше Канта и развивали представления о нормативно-регулятивной значимости ценностей и целеполаганий в сфере не только нравственности, но также науки, искусства и культуры в целом. Так, неокантианец Виндельбанд толковал ценности как нормы культуры и, кроме ценностей истины, добра и красоты, признавал такие ценности-блага человеческой культуры, как искусство, религия, наука и право. Иной подход к проблеме ценностей характерен для объективно-идеалистической философии (от Платона до Гегеля и их современных последователей), согласно которой бытие есть благо (т.е. ценность). Но при этом под бытием имеется в виду объективный разум, идея, смысл бытия, бытие в ценностной значимости. Предметная область и основная тематика правовой аксиологии - это проблемы понимания и трактовки права как ценности и соответствующие ценностные суждения (и оценки) о правовом значении (т.е. ценностном смысле - с точки зрения права) фактически данного закона (позитивного права) и государства.

Правовая аксиология является одним из направлений аксиологии, т. е. теории о ценностях, теории общезначимых принципов, определяющих человеческую деятельность, мотивацию поведения. Идущее от Канта понятие ценности связано с разграничением бытия и блага. При этом ценности сами по себе не имеют бытия, у них есть только значимость. Проблема ценностей связана проблемой культуры, что находит свое выражение в выделении в качестве определяющих ценностей: истины, добра, красоты и святости, наряду с ними существуют такие ценности культуры, как: религия, правопорядок, искусство и наука, — это ценности, блага культуры. Для правовой аксиологии важно обратить внимание на раз-граничение норм и ценностей. В своем существовании ценность становиться нормой, если с ней сообразуется некоторый субъект. При этом ценности тем выше, чем они долговечнее, чем глубже удовлетворение, которое они дают. Проблему ценностей в праве, отличие правовых ценностей от других видов ценностей, а также обоснование, что идея справедливости есть особая правовая ценность разрабатывал выдающийся правовед и философ Н. Н. Алексеев. Рассматривая различие между нравственными обещаниями и юридической его формой, т. е. договором, он пришел к заключению о разных уровнях глубины в переживаниях ценностей.При значительной глубине переживания ценностей речь идет о нравственной сфере, если же глубина сравнительно поверхностна, то мы оказываемся в правовой сфере. Здесь принципиален вывод о том, что право является определенным уровнем восприятия ценностей. В этой связи важна мысль о праве как интеллектуальном, а не эмоциональном подходе к ценностям. Причем особенностью чисто правового отношения к ценностям является признание ценностей. В качестве основной правовой ценности выступает справедливость, которая мыслится как порядок отношений, в котором каждому принадлежит свое место и причитается то, что принадлежит. Идея такого порядка создает определенную целостность, органическую связь. Иерархический порядок, в котором стоят по отношению друг к другу ценности, их правильное со-отношение суть справедливости. Сосуществование реализованных ценностей, на почве общего взаимного признания, и есть порядок общественной справедливости, служащий основой для идеи права.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: