К. Маркс и Ф. Энгельс — создатели диалектического и исторического материализма

Диалектический и исторический материализм разработали два гениальных теоретика и великих пролетарских революционе­ра — Карл Маркс и Фридрих Энгельс.

Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в городе Трире в семье адвоката. Учился в Трирской гимназии, затем на юридическом факультете Боннского (1835—1836 гг.) и Берлинского (1836— 1841 гг.) университетов, где изучал главным образом философию и историю. Написал диссертацию на тему «Различие между натур­философией Демокрита и натурфилософией Эпикура». В диссер­тации Маркс еще в основном стоит на гегелевской идеалистиче­ской точке зрения. В Берлине он примкнул к младогегельянцам,

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 300.

которые составляли левое крыло гегелевской школы и стремились делать из философии Гегеля атеистические и~ революционные выводы.

Получив диплом доктора философии, Маркс готовился стать профессором философии и заняться преподаванием в университе­те. Но из-за реакционной политики прусского правительства, которое не терпело свободомыслия и закрыло доступ в универси­тет прогрессивно мыслящим преподавателям, мечтам Маркса не суждено было сбыться.

В это время Маркс был приглашен в «Рейнскую газету», где он сначала стал одним из главных сотрудников, а затем ее редак­тором. Под руководством Маркса «Рейнская газета» приняла революционно-демократическую направленность. Она живо откли­калась на все значительные события, происходящие в стране, и использовала их для разоблачения реакционного режима Фридриха-Вильгельма IV. Многие статьи, опубликованные в газете, были написаны Марксом и носили явно революционный характер.

Работая в «Рейнской газете», Маркс наблюдал ожесточенную борьбу трудящихся с господствующими классами. Стремясь теоре­тически осмыслить эту борьбу, он впервые усомнился в истинно­сти гегелевской философии, на основе которой невозможно было объяснить многие противоречия реальной действительности.

После того как в марте 1843 года была запрещена «Рейнская газета», Маркс вынужден был уехать во Францию. Там, пересмат­ривая свое отношение к Гегелю, в частности, подвергая критике его философию права, он обнаружил ложность исходных принци­пов гегелевской философии и идеализма вообще. Все это привело к тому, что Маркс порывает с идеализмом и начинает разрабаты­вать свое учение на материалистической основе. Уже в статьях, опубликованных в издаваемом им совместно с младогегельянцем А. Руге в Париже журнале «Немецко-французский ежегодник» {журнал вышел в свет только один раз в феврале 1844 г., а затем прекратил свое существование из-за трудности распространения в Германии и из-за разногласий Маркса с Руге), Маркс высту­пает как революционер, провозглашающий беспощадную критику всего существующего, апеллирующий к массам и к пролетариату. Его решительный переход к диалектическому материализму четко выразился в последующих работах, написанных совместно с Эн­гельсом, который прошел примерно такой же путь в развитии своего мировоззрения, какой характерен был и для Маркса.

Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 года в городе Бармене в семье фабриканта. Учился в гимназии, но по семейным обсто­ятельствам не окончил ее. Начиная с 1838 года стал работать при-

См.: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 26, с. 47 — 48.

казчиком одного торгового дома. Работая, Энгельс настойчиво занимался самообразованием, изучал различные науки и филосо­фию. В то время в Германии господствующее положение занимала философия Гегеля. И Энгельс становится гегельянцем. При­ехав в 1841 году в Берлин для отбывания воинской повинности, он знакомится там с младогегельянцами и присоединяется к ним. В 1842 году приезжает в Англию и работает служащим на пред­приятии, пайщиком которого был его отец. «Здесь, — пишет В. И. Ленин, — Энгельс не только сидел в фабричной конторе, — он ходил по грязным кварталам, где ютились рабочие, сам своими глазами видел их нищету и бедствия»1. Он изучал жизнь и поло­жение рабочего класса, принимал участие в революционном дви­жении английского пролетариата, участвовал в чартистском дви­жении.

В результате всего этого происходят существенные изменения в мировоззрении молодого Энгельса. Он замечает, что гегелевская философия не отражает реального положения вещей, противоре­чит действительности, что решающими в конечном счете являются не духовные факторы, а материальные. Обобщая свои наблюдения, Энгельс шаг за шагом освобождается от идеализма и становится материалистом. Сам он об этом периоде своей жизни писал сле­дующее: «Живя в Манчестере, я, что называется, носом натолкнулся на то, что экономические факты, которые до сих пор в историче­ских сочинениях не играют никакой роли или играют жалкую роль, представляют, по крайней мере для современного мира, решающую историческую силу; что они образуют основу, на которой возникают современные классовые противоположности...»2

В 1844 году Маркс и Энгельс встречаются в Париже, обме­ниваются мыслями и убеждаются, что у них одна и та же точка зрения. «Когда я, — пишет Энгельс, — летом 1844 г. посетил Маркса в Париже, выяснилось наше полное согласие во всех теоре­тических областях, и с того времени началась наша совместная работа»3.

В 1845 году Маркс и Энгельс пишут первую совместную ра­боту «Святое семейство», в которой подвергают критике гегелев­ский идеализм и воззрения младогегельянцев, сторонниками кото­рых они некоторое время были сами. Младогегельянцы прене­брежительно относились к народу, в частности к пролетариату, называли его «некритической массой», инертной и косной, не спо­собной к теоретическим действиям. Движущей силой истории они считали критически мыслящих личностей. Для разрешения дей-

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 2, с. 8.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 220.

3 Там же.

ствительных противоречий, по их мнению, достаточно разрешить их в теории. Младогегельянцы подменяли реальное освобож­дение трудящихся от эксплуатации и нищеты мнимым освобож­дением — духовным.

Маркс и Энгельс решительно выступили против младогегельян­цев, доказывая, что решающей силой в обществе являются на­родные массы, их материальная деятельность, что благодаря дея­тельности масс создаются все ценности, без которых общество не может ни существовать, ни развиваться. Что же касается дея­тельности критически мыслящих личностей, то она, согласно Марксу и Энгельсу, зависит от материальных отношений данного общества и сама по себе не способна преодолеть рамки старого строя. «Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуще­ствления идей требуются люди, которые должны употребить прак­тическую силу»1. В «Святом семействе» Маркс и Энгельс заклады­вают основы нового, революционного мировоззрения.

В 1845—1846 годы они пишут другую совместную работу — «Немецкая идеология», в которой развивают дальше основные по­ложения диалектического материализма.

Марксистское учение как цельное мировоззрение пролетариа­та окончательно оформилось в написанном Марксом и Энгельсом «Манифесте Коммунистической партии», вышедшем в свет в фев­рале 1848 года. «В этом произведении, — писал Ленин, — с гени­альной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социаль­ной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-истори­ческой революционной роли пролетариата, творца нового, комму­нистического общества»2.

После выхода в свет «Манифеста Коммунистической партии» Маркс и Энгельс продолжают развивать диалектический и истори­ческий материализм в последующих своих работах, в таких, как «Капитал», «К критике политической экономии» (написанных Марксом), «Анти-Дюринг», «Диалектика природы», «ЛюдвигФейер­бах и конец классической немецкой философии» (написанных Энгельсом) и др.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 132.

2 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 26, с. 48


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: